Общий рынок электроэнергии: получит ли Казахстан выгоду от очередной идеи ЕАЭС

Ulysmedia

Потребитель, он, как говорится, и в Африке – потребитель. Несколько прижимистый и приземлённый, приученный, в отличие от мужей государственных, оперировать не миллиардами, а тем, что есть, не в общем, а в своём кошельке. И получив соответствующий опыт, понимает, что вслед за красивыми словами министров и депутатов, даже на самое необходимое могут взлететь цены.

eec.eaeunion.org

Один из примеров – Таможенный союз. Кто выиграл от этого экономического объединения, граждане пяти стран ЕАЭС до сих теряются в догадках.

Теперь организаторы процесса перешли к следующей фазе – взялись за создание общего рынка электроэнергии. Депутаты нижней палаты казахстанского парламента на днях ратифицировали протокол о внесении изменений в договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который как раз и предписывает от слов переходить к делу и формировать общий электроэнергетический рынок (ОЭР) объединения.

Обозреватель Ulysmedia.kz Вячеслав Щекунский разбирался в плюсах и минусах, и в том, как ещё одна экономическая идея отразится на казахстанских потребителях.

Лучше перестраховаться

Вопросов, которые лежат на поверхности, всего два.

Первый. В каждой из пяти стран-участниц свой механизм энергообеспечения, в Казахстане предельные тарифы на производство, передачу, распределение электроэнергии регулируются государством (Минэнерго). Так будет ли вступление в общий рынок означать, что на всей территории ЕАЭС станут действовать единые условия, а цены отпущены на свободу? Как раз это наименее выгодно для казахстанцев и кыргызстанцев. Кстати, наши соседи по итогам прошлого года оказались в четверке стран с самой дешевой электроэнергией. В общем, если нам придется отказаться от госрегулирования тарифов, внутренние цены поднимутся к уровню дорогих России, Беларуси и Армении.

Второй. Не столкнется ли Казахстан с дефицитом электроэнергии? Причина на поверхности - себестоимость отечественной энергии может оказаться ниже, чем у соседей по организации. Скажем, если транспортировка в условиях единого рынка перестанет быть значимым фактором, то выгоднее продавать в энергодефицитную Беларусь. Это может стать возможным, если наше государство уполномочит на участие в ОЭР ЕАЭС сразу всех субъектов своих внутренних оптовых электроэнергетических рынков.

Кто защитит потребителей?

Ответ вроде бы есть на сайте Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в информации от 10 июня 2021 года: «Цена электроэнергии на общем рынке будет определяться в ходе централизованных (биржевых) торгов, на которые можно будет подать заявку на покупку и продажу электроэнергии с поставкой на определенный период (год, квартал, месяц) или на сутки вперед. При этом рассматривается возможность установления цены и проведения расчетов за этот энергоресурс в национальных валютах».

В этом случае наилучшим выходом был бы закуп необходимой и с избытком электроэнергии национальным оператором на несколько лет вперёд. Это бы обеспечило стабильность цены внутри страны. А избыток можно было бы продавать и внутри ЕАЭС, той же Беларуси, или ещё дальше – в Афганистан (если будет такая возможность сетей и трансграничных договорённостей), или в северную Европу (Экибастузские ГРЭС уже подавали заявки на экспорт в Финляндию).

Кстати, торговать с Арменией, как членом союза, пока нет возможности, поскольку не существует транзитных сетей между РА и Грузией, и, соответственно, нет необходимых договорённостей.

Также условия ОЭР говорят о том, что услуга транзита по территории страны будет оплачиваться отдельно.

Тариф на межгосударственную передачу электроэнергии будет определяться на месяц вперед, в каждой стране установят свой тариф. Но тормозом транзитных взаимоотношений может стать Россия, поскольку ценообразование в ней рассчитывается постфактум – по итогам месяца. А это фактор, из-за которого нельзя или сложно рассчитать тариф продаваемой энергии, а значит, и заключать договоры с покупателями.

Отметим, что до сих пор внутри союза не определены правила применения валют в торговле этим ресурсом. Но, видимо, к 2025 году эта проблема как-то будет решена. Рассматривается и предложение создать криптовалюту, так называемый элкоин — эквивалент цифровой валюты, которая будет отождествлять один киловатт-час.

В интервью порталу «Атомный эксперт» директор департамента энергетики ЕЭК Вадим Закревский не смог объяснить, как скажется общий рынок на ценообразовании.

     - Мы ожидаем, что ОЭР благоприятно скажется на уровне цен для покупателей электроэнергии. Этому будет способствовать повышение конкуренции, увеличение объёмов взаимной торговли электроэнергией, прямые договоры купли-продажи, внедрение биржевых механизмов ценообразования при трансграничных поставках. Однако сейчас сложно количественно оценить изменения цен, поскольку не сформирована нормативная база ОЭР. Как следствие, трудно спрогнозировать объёмы торговли.

Сейчас всё зависит от экспертных комиссий стран ЕАЭС. Они должны сформировать нормативную базу, тщательно изучить все риски единого рынка, биржевой торговли важнейшим ресурсом с учётом генерирующих мощностей и сетей.

Не очень успокаивает и положение о том, что, учитывая значительные различия в действующих моделях национальных рынков, стороны договорились создать общий рынок не как отменяющий национальные рынки, а как шестой, дополнительный. Только на нём будут действовать общие правила для трансграничной торговли внутри ЕАЭС.

Очень много деталей, которые придётся продумать или предполагаемые риски выльются в реальные проблемы, которые решать придется в авральном порядке.

Концепция, это ещё не реальность

По планам общий электроэнергетический рынок ЕАЭС должен заработать до 1 января 2025 года. Основной пакет документов обещают подготовить уже к лету.

Пока мы лишь строим предположения, как будут ограничены свободные рыночные отношения рамками госрегулирования. Так, в Концепции формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза, утверждённой 8 мая 2015 года, определено:

- Ценообразование (тарифы) на услуги субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики и инфраструктурных организаций оптовых электроэнергетических рынков государств-членов осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов.

Также в концепции говорится об условиях приоритетного использования указанных услуг для обеспечения внутренних потребностей государств-членов при осуществлении межгосударственной передачи электрической энергии (мощности).

Но, во-первых, это всего лишь концепция. А во-вторых, её главная цель - заключение договора об ОЭР, ратификация которого как раз и состоялась недавно в мажилисе.

Речь идет о документе от 29 мая 2014 года, подписанном в мае 2019 года, который внёс изменения и дополнения в договор о ЕАЭС. В нём как раз и было заявлено о задачах ОЭР:

повышение энергетической безопасности государств-членов;

• формирование в Евразийском экономическом союзе правового пространства, позволяющего обеспечить добросовестную конкуренцию;

• создание условий для повышения эффективности и конкурентоспособности экономик государств-членов в сфере электроэнергетики;

• дальнейшее укрепление экономического взаимовыгодного и равноправного сотрудничества.

При этом предполагается поэтапное формирование и развитие общего электроэнергетического рынка союза на основе параллельно работающих электроэнергетических систем государств-членов с учётом особенностей существующих моделей электроэнергетических рынков государств-членов.

Государства должны обеспечить беспрепятственный доступ к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики в пределах технической возможности при условии приоритетного использования указанных услуг для обеспечения внутренних потребностей государств-членов при осуществлении межгосударственной передачи электрической энергии (мощности).

Отметим, что, видимо, пока о мощности, как о ещё одном ценообразующем факторе, речь пока не идёт, но в перспективе и он будет иметь ценность.

Способы осуществления торговли электрической энергией на общем электроэнергетическом рынке союза:

• взаимная торговля электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка союза по свободным двусторонним договорам;

• централизованная торговля электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка союза, виды которой определяются правилами взаимной торговли электрической энергией и включают централизованную торговлю на сутки вперед при условии её экономической целесообразности;

  • урегулирование почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков электрической энергии от плановых значений на основании договоров, заключаемых между уполномоченными организациями государств-членов.

Сейчас на торговлю электроэнергией на ОЭР претендуют три площадки: Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа, «Администратор торговой системы» (АТС, структура «Совета рынка» — регулятора энергорынков РФ) и Казахстанский оператор рынка электроэнергии и мощности (КОРЭМ).

Возможность централизованной торговли на сутки вперед на ОЭР ЕАЭС рассматривают КОРЭМ и АТС. Но окончательное решение до 1 октября должен принять Совет ЕЭК.

В заключение стоит отметить, что разработчики документа вроде бы предусмотрели некоторую защиту потребителей. Предполагается, что субъектам естественных монополий нельзя осуществлять торговлю электрической энергией на общем электроэнергетическом рынке союза. Однако кто помешает создать для этого специальное юридическое лицо? И не одно.

В декабре 2021 года сообщалось, что решение принципиальных вопросов функционирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов уже проходят завершающую стадию. Договор о формировании общего рынка газа почти завершён, его должны подписать до 2023 года, а договор по нефтяному рынку – в 2024 году.

Вячеслав Щекунских