Пострадает не бизнес, а население Казахстана: что надо знать о налоговой реформе правительства

Курманов Байтас

Ulysmedia.kz пришел к выводу, что новые ставки и пороги по НДС не спасут бюджет страны. Корни проблемы с дефицитом бюджета находятся намного глубже и имеют системный характер. Однако пока правительство видит только один выход – переложить налоговое бремя на кошельки казахстанцев.

Коллаж Ulysmedia

БИЗНЕС ИЩЕТ КАК ЛУЧШЕ

Начался новый виток битвы за налоговую реформу между правительством и депутатами. Очередная, уже четвертая версия, нового налогового кодекса поступила в мажилис и состоялась первая встреча противоборствующих сторон. Тема встречи была узконаправленной – новые ставки и снижение порога по НДС.

Вообще складывается впечатление, что страсти по НДС – это не более чем разыгранный по нотам спектакль. Сначала кабмин заявляет о повышении НДС до 20% и общественность начинает возмущаться. Затем президент грозит пальцем и говорит, что так нельзя. Правительство соглашается, что несколько перегнули палку и говорят уже о росте НДС до 16%. Но снижение порога по налогу на добавленную стоимость до 15 млн тенге остается без изменений. Здесь кабмин не готов к уступкам. По мнению чиновников, снижение порога прибавит количество налогоплательщиков, и заставит бизнес выйти из тени.

  - На сегодняшний день всего 4% предприятий платят НДС, бизнес дробится, чтобы избежать налогов. Из-за высокого порога, и льгот прерывается налоговый зачёт, и меняется вообще суть налога на добавленную стоимость. Он у нас превратился в налог с оборота. Мы снижением порога до 15 млн, предлагаем убрать экономические условия для дробления. То есть, когда стоимость издержек на дробление будет превышать выгоду от него, к НДС вернется природа косвенного налога. Кроме того, будут созданы равные конкурентные условия. Потому что сейчас у нас есть плательщики и неплательщики НДС, которые работают в одной и той же отрасли, занимаясь одним и тем же видом деятельности, - объяснил первый вице-министр национальной экономики Азамат Амрин.

Пока непонятно на чем зиждется уверенность вице-премьера, что бизнес не раздробится еще больше, чтобы избежать уплаты НДС. Поскольку, как отметил экономист Алмас Чукин, сама система налогообложения создает условия для неуплаты налога.

  - Мы не трогаем упрощенку, меняя пороги. То есть разница между 3% и 16% будет в пять раз. Не трудно догадаться, куда бизнесмен пойдет. Да, если у меня тут 16%, а тут 3%, то вы там играете с порогами сколько угодно, а я буду делать как мне лучше, - подчеркнул Чукин.

Впрочем, и другие предложения правительства вызывают вопросы.

ЛЬГОТНИКАМ ВЕЗДЕ ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ

Ставку НДС в 16% правительство называет базовой. Помимо этого, предлагается установить 0% для агропромышленного комплекса и 10 % для сферы здравоохранения. Нулевая ставка АПК предполагает, что это не позволит расти ценам на продукты.

Однако, есть нюанс. Те же аграрии, для посева и сбора урожая используют достаточно товаров, в которых будет заложена повышенная ставка НДС. То есть себестоимость их продукции начнет расти. При этом правительство предлагает, что те, кто не готов повышать себестоимость, могут добровольно стать плательщиками НДС и эти затраты им будут компенсироваться. Но, в любом случае, для пищевой промышленности местное сырье станет дороже, что по любому скажется на росте цен на продукты.

Что касается льготной ставки НДС для бизнеса в сфере здравоохранения. Судя по вопросам депутатов, нельзя исключать, что в дальнейшем список льготников расширится и, возможно, значительно. Во всяком случае речь шла об образовании и строительстве «социального жилья». То есть застройщики и частные вузы, школы, детсады и так далее не особо то и увеличат собираемость налогов.

Реформированию подлежат и специальные налоговые режимы, которые позволяют бизнесу вносить в бюджет мизерные суммы. Правительство сократило список видов деятельности до 40 позиций, что опять же вызвало возмущение депутатского корпуса, и этот список будут увеличивать, опять же, сокращая количество плательщиков НДС.

Тот факт, что СНР останется исключительно для бизнеса, который продает товары/услуги непосредственно населению, правительством подается как как забота о простых казахстанцах. Мол, благодаря оставлению СНР, те же магазины у дома не будут поднимать цены на продукты. Однако почему-то в расчет не берется другой факт – магазины будут покупать товар уже с повышенным НДС, и вряд ли пойдут на сокращение своей маржи. То есть по любому это ударит по кошелькам казахстанцев. Впрочем, вице-премьер и не скрывает, что налоговая реформа это не про бизнес - он не пострадает, потому что дополнительные доходы бюджета обеспечит конечный потребитель, то есть население страны.

-  НДС - это сквозной налог, опять же нейтральный для бизнеса. Поэтому именно по этому пути мы пойдем, - сказал Амрин. 

ПОВЫШАТЬ НАЛОГИ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО

На круглом столе несколько раз звучала мысль, что решение проблем с наполнением бюджета требует системного подхода. И повышение налогов далеко не на первом месте. Например, для развития бизнеса налоги должны быть понятны и едины для всех. Тогда в стране появится такое понятие, как конкурентность - то есть бизнес будет стараться предлагать товары/услуги высокого качества по более низким ценам.

А сейчас государство раздает льготы и субсидии, умудряясь дробить целые отрасли на льготников и не льготников. При этом в обновленном проекте налогового кодекса от этой практики правительство отказываться не собирается. А объясняется это социальной заботой о населении, мол, чтобы цены не росли. Но они продолжают расти, и правительство неэффективность субсидий и льгот объясняет «внешними и сезонными факторами».

А у бизнеса нет мотивации платить налоги, поскольку за это он не несет уголовной ответственности. Если предпринимателя поймают за неуплату налогов, ему достаточно погасить задолженность, без каких-либо последствий.

Немаловажную роль играет и уровень теневой экономики, причем начинается она на границе. Простой факт - разница между таможенными отчетами о движении товаров Казахстана и Китая составляет миллиарды долларов. По документам из Китая выходит куда больше товаров, которые удивительным образом исчезают при пересечении границы. И это те миллиарды, которые не попадают в государственную казну. То есть существуют, как минимум три способа решить проблему дефицита бюджет. Убрать льготы и субсидии, упростить и улучшить систему администрирования и разобраться с контрабандой на таможне. Возможно и налоги повышать не придется.