Блоки летят один за другим: майнинг обнажил дряхлость энергосистемы Казахстана

Ulysmedia

Дефицит электроэнергии, остановка энергоблоков, веерные отключения – всё это последствия работы майнинговых площадок, считают многие казахстанцы.

ixbt.com

Корреспондент Ulysmedia.kz разбирался, что происходит на самом деле.

- На Экибастузской ГРЭС-2 сейчас оба блока работают, станция возобновила отпуск электрической энергии, - пояснили в Павлодарском территориальном департаменте Комитета энергетического и атомного надзора.

Это уже не первый сбой в работе генерирующих мощностей в стране за последние полгода. Осенью похожая авария произошла сразу на двух станциях Павлодарской области, в связи с чем были ведены ограничения объёмов для крупных потребителей. В первую очередь это коснулось майнинговых площадок, работающих на легальной основе.

- В январе нас вообще выключили. Причина здесь не пиковые зимние нагрузки, - это большой вопрос к самим энергостанциям. Плохой ремонт, они постоянно ломаются, котлы у них просто вылетают. С 17 января ГРЭС-2 не работала, ни первый, ни второй блок у них не работали. Получается, что зимой уже второй раз аварийно вылетают мощности, - анализирует ситуацию учредитель дата-центра BTC KZ, представляющего хостинг для майнингового оборудования Дин-Мухаммед Маткенов.

Есть информация, что 70% компаний по добыче криптовалюты, официально получивших технические условия, расположены в Павлодарской области. Всех остальных относят к так называемым «серым» или «темным» майнерам. 

- Министр энергетики Магзум Мирзагалиев, который недавно ушел с поста на пресс-конференции говорил, что «белых» майнеров не отключают, энергосистема стабильна» - это полнейшее вранье. Они нашли «козла отпущения» в виде майнеров. Если бы все станции стабильно работали, как они должны работать, если бы не вылетали блоки, то и никаких разговоров бы не было, - утверждает Маткенов.

По его версии, на «белых» майнеров приходится не более 500 МВт, а все остальное забирают «серые» майнеры, а это примерно такие же объёмы.

- На всех станциях сидит майнинг, причем сидит там по 50-60 МВт. То есть выработка электроэнергии происходит на станции, и часть её даже не выходит в сеть, - она сразу потребляется на месте. Нагрузка потребления у нас была на юге как раз. Это Алматы, Шымкент, Усть-Каменогорск, Караганда. По законодательству до 5 МВт они не обязаны согласовывать с системным оператором KEGOC. А ограничения вводит системный оператор. Он дотащил, допустим, до Караганды, а как там распределили внутри города, он не знает. Все занимаются майнингом, и это факт, и эта нагрузка растёт.

Маткенов утверждает, что энергосистему максимально перегружают те компании, которые напрямую подключились к станциям и работают в обход закона. Системный оператор не может их ограничить, поэтому даёт задание станции отключать майнинговые фермы.

- Станция говорит «хорошо», звонит потребителю, «белому» майнеру и говорит, что мы тебя отключаем. Акиматы только статистику ведут, сколько мы инвестиций делаем, а от наших проблем все самоустранились, - поясняет руководитель дата-центра.

Фото: Салауат Темирболат-улы

К слову, минувшей осенью о рынке криптовалют высказал своё мнение и президент Касым-Жомарт Токаев.

- Криптовалюты - объективный фактор, который нельзя просто игнорировать. Нужно трезво оценивать риски и потенциал их влияния на действующую финансовую систему. Поэтому следует возобновить работу по формированию сбалансированных регуляторных условий для создания криптобирж в нашей стране. Получается, что по добыче криптовалют мы страна номер два в мире, а финансовой отдачи практически не видим, - говорил глава государства.

С 1 января в Казахстане вступил в силу закон, который предусматривает дополнительное налогообложение для предприятий, занимающихся добычей криптовалют. По новым правилам установлена дополнительная плата в размере 1 тенге за 1 КВт/ч электроэнергии, потребляемой при майнинге. Между тем, как такого закона о майниговых фермах и криптовалютах у нас нет, что также затрудняет возможность отследить «темный» сектор этой достаточно новой для страны отрасли цифровой экономики. 

- У нас министерство энергетики говорит, что это не их дело, пусть это министерство цифровизации делает. В министерстве цифровизации говорит, там энергетическая составляющая. Тут получается 50 на 50 касается двух ведомств, но никто пока не шевелится.

Почему никто не борется с «серыми майнерами», - возникает вопрос. Маткенов объясняет, что при желании выявить тех, кто обходит закон не сложно. Оказывается, майнинговое оборудование можно завезти в страну только с разрешения Комитета национальной безопасности. Есть и таможенные декларации. Найти всех, кто освоил рынок, поможет проверка компаний, которые завезли это оборудование.

- Это сделать проще простого, месяца два может уйдет, и выявить всех «серых» майнеров. Но этого никто не делает, потому, что это не выгодно тем людям, которые сидят на дешевой электроэнергии. Как только их начнут проверять, выявится, что они потребляют даже больше, чем легальные майнинговые компании, и это они перегружают энергосистему, а страна теряет триллионы долларов - утверждает эксперт.

Из-за ограничений потребления электроэнергии, ряд майнинговых фирм начал вывозить оборудование из страны.

Фото: Салауат Темирболат-улы

- В России, к примеру, есть четкие понятия «тариф для бизнеса», и так далее. В заявлении Центрального банка России говорится, что так как очень много «серых» сделок проходит, они собираются регулировать рынок изаконопроект уже направили в государственную думу, - объясняет Дин-Мухаммед Маткенов.

Он пытается понять, почему к его отрасли отсутствует государственный интерес.

- Мы не сырьевой рынок, и, грубо говоря, электрорынок превратили в услугу. И эту услугу экспортируем за границу, заграница нашу услугу оплачивает валютой. Приходят огромные деньги. Мы платим как положено налоги, корпоративный налог, НДС, то есть мы делаем экспорт услуг, и это полезно для государства, а у нас всё пущено на самотёк - отмечает собеседник.  

Он в пример приводит Китай, где за 13 лет нарастили производственные мощности, начали производить оборудование, у каждого гражданина этой страны есть биткойны. Сейчас идёт технологическая экспансия в США. В штате Техас построена генерация на солнечных и ветровых батареях.

А что с майнингом за это время произошло в Казахстане? К нам, как говорит Маткенов, пришли средние и низкие игроки. Государство особенно в ситуацию не вмешивалось, а представители «серого майнинга»ушли внутрь городов на сети, которые рассчитаны на население. Результат этого - дефицит электроэнергии и отключение от сети «белых» майнеров». Проблему решили просто, искать «серых» не стали, разобрались с тем, кто не прячется.

Автор: Салауат Темирболат-улы