Денег в Национальном фонде становится все меньше. По данным Минфина, за январь-февраль в Нацфонд поступили 520,2 млрд тенге, а изъятия составили более 1 трлн тенге. При этом от нефтегазовых контактов поступило всего 226,9 млрд тенге или половина от прямых налогов от предприятий нефтяного сектора в общем объеме 519,7 млрд тенге. Ulysmedia.kz решил выяснить не грозит ли Казахстану такой дебет-кредит дефолтом.
Еще один звоночек ухудшения экономической ситуации - повышение Нацбанком 7 марта базовой ставки до 16,5%. Решение принято в связи с ухудшением прогноза инфляции с учетом новых факторов. Регулятор в конце 2024 года прогнозировал коридор на 2025-й в пределах 6,5-8,5%, однако в феврале годовая инфляция добралась до 9,4%. Так что по итогам года страну ждет двузначный показатель, предварительно – 10-12%.
Аналитик Эльдар Шамсутдинов считает, что государство должно в кратчайшие сроки реструктурировать бюджет, и сделать это нужно было еще несколько лет назад.
- О дефолте, конечно, говорить еще рано, вначале будет бюджетный кризис. Это риск, который есть. Я и раньше говорил, что Налоговый кодекс нужно было принимать даже сырым еще в прошлом году, а не откладывать его на второе полугодие 2025-го. В идеальном сценарии налоговую политику стоило изменить в 2016 году, но тогда, как мы помним, государство решило спасать бизнес. Это было сделано под давлением тех, кто не понимает сути и опасности бюджетного кризиса.
По мнению эксперта, цены на нефть волатильны, и поскольку ОПЕК к апрелю снимет все ограничения, стоимость барреля спрогнозировать сложно.
- Вряд ли цена упадет ниже 65 долларов, либо должно произойти что-то экстраординарное. Пока ждем коридор 68-71. Ниже – совсем мало, это никому не выгодно, только если не удобрить политической волей. Обвал тенге в текущих реалиях возможен только вручную, потому что внешние игроки с нашего рынка ушли или их «ушли», дикие закупки на бирже закончились.
Эльдар Шамсутдинов полагает, что повода для паники пока нет, но нестабильность, тем не менее, высокая.
Оптимизма, по его словам, не добавляет и тот факт, что неизвестен состав тела Нацфонда, ведь его никто не аудировал. Отсюда и вопросы относительно реального количества денег в нем и их быстроликвидности.
- Нацфонд – это стабилизационная вещь, гарантия возврата внешних долгов, показатель устойчивости для кредиторов. И когда кредитор видит, что заемщик системно тратит свой национальный «депозит», не реструктурируя бюджет и не внося никаких изменений в налоговую систему, он может принять решение на досрочное требование возврата долга. Для кредиторов Казахстана ситуация выглядит как перспектива экспоненциального роста и вероятности истратить Нацфонд не за 5-7 лет, а значительно раньше, - считает аналитик.
Он объяснил свою точку зрения тем, что, в конечном счете, мнения о линейных изъятиях из Нацфонда в пределах определенной суммы ежегодно окажутся ошибочными.
- Расходы из Нацфонда ухудшают фискальную политику, что влечет увеличение расходов из Нацфонда. Вот так это работает. Чем больше будет изъятий, тем больше будет изъятий. И это не тавтология. Таким образом, чтобы проесть Нацфонд, понадобится 3-5 лет.
Финансист Расул Рысмамбетов предполагает, что в 2025 году изъятия государства из Нацфонда составят не 5,6 трлн, а все 7-8.
- По плану, дефолт невозможен хотя бы потому, что денег в Нацфонде пока достаточно. Более того, правительство думает над дерегулированием цен, над пополнением Нацфонда. Плюс ко всему, у нас по полугодию и в конце года будет инвестиционный доход. Поэтому я не думаю, что есть какие-то основания переживать в течение, по крайней мере, пяти лет. Так может продолжаться долго. Однако, задача догнать Национальный фонд до 100 млрд долларов становится еще сложнее. Речь идет не только о том, что она изначально была невыполнимой.
Эксперт считает, что технически эту красивую цифру в главной копилке страны можно было сделать, но после выборов в США и намерений Трампа ослабить цены на нефть, открыв возможности для добычи и экспорта американскими компаниями, доллар ослабнет. США нужно удешевить свой экспорт, чтобы доллар стал интересен.
- Мое мнение, что по итогам первых двух месяцев 2025 года судить о масштабах рисков рано, смотреть лучше по полугодию. Но вместе с тем иметь в виду, что вероятность изъятий из Нацфонда выше запланированных - очень даже реальна. Поэтому нам обязательно нужны страховочные варианты. Отсюда и байга вокруг Налогового кодекса и сокращения расходов государства, - резюмировал Рысмамбетов.