При обсуждении в сенате нюансов налоговой реформы стало известно, какие сюрпризы готовит правительство для бизнеса кроме повышения налогов. И приятными их назвать сложно. Но опять же, это с какой стороны посмотреть. Если государство наведет порядок в субсидиях, льготах, да и вообще в мерах господдержки, особенно для крупнейших компаний, то дефицит бюджета станет минимальным. А это ставит под сомнение и саму необходимость повышать НДС. Корреспондент Ulysmedia.kz выслушал мнение сторон.
Озвучивая планы правительства по наведению порядка в бизнес-среде Казахстана, нововведения перечислил вице-министр национальной экономики Арман Касенов.
* Финансовые меры господдержки начнут действовать по принципу «одна мера в одни руки». То есть, уберут возможность одновременно получать субсидии, льготы по налогам, кредитам и так далее.
По мнению правительства, это отрежет от государственного пирога неконкурентоспособный бизнес, существующий исключительно за счет госбюджета в рамках различных программ.
* Любая финансовая господдержка потребует от бизнеса встречных обязательств.
В правительстве обещают, что обязательства будут далеко не номинальными, а их выполнение будет строго контролироваться.
* Сократят число операторов финансовой поддержки, на данный момент это 12 госструктур.
В частности, все инструменты по субсидированию ставки вознаграждения и частичному гарантированию по кредитам отдадут фонду «Даму». А НПП Атамекен станет единым оператором всех нефинансовых мер поддержки бизнеса. Сейчас консультациями предпринимателей занимаются сразу девять госорганов.
Кроме того, создан единый реестр из 108 мер господдержки (МГП).
- В настоящее время мы ведём работу по его утверждению и формированию на цифровой платформе. Реестр будет работать по принципу гильотины, то есть с 1 января 2027 года будет установлен запрет на финансирование мер господдержки, которые не включены в реестр, - сообщил Арман Касенов.
По его словам, это «обеспечит прозрачность и доступность МГП для бизнеса и усилит контроль за целевым использованием бюджетных средств».
Инвестиционные проекты тоже соберут в единый список. Сейчас чуть ли ни у каждого министерства свой пул, что мешает правительству видеть общую картину их реализации. Ну и, видимо, так проще пропускать инвестиционные проекты через прокурорский фильтр.
Что касается налоговых льгот, то похоже, что их может лишиться значительная часть бизнеса. Выгода для государства очевидна.
Вице-министр национальной экономики отметил, что ревизия выявила 453 льготы на сумму 3,4 триллиона тенге. Это примерно 13–14% республиканского бюджета.
- Предлагается отменить 128 налоговых льгот на сумму более 1,3 триллиона тенге, - сообщил Касенов.
Для сравнения – дефицит бюджета в этом году спрогнозирован примерно на 4 трлн тенге. То есть отмена всех налоговых льгот сведет дефицит к минимуму. Однако, на это правительство пойти не готово. Официальная версия — это испугает иностранных инвесторов. Но не исключено, что здесь не последнюю роль играют опасения обидеть и крупный олигархический бизнес. Вице-министр финансов Ержан Биржанов уточнил, что льготы льготам рознь.
- У нас действуют льготы для МФЦА (Международный финансовый центр «Астана»). Для финсектора. У нас есть выгоды по «Астанахаб», по IT-отрасли. Все время расширение идет. Размеры предоставляемых льгот на сегодня очень значительные, они ощутимы. Счетный комитет их оценивает до 10 трлн тенге, – сказал Биржанов.
Стоит уточнить, что эта цифра впервые прозвучала в 2022 году из уст Натальи Годуновой, которая на тот момент возглавляла высшую аудиторскую плату. И речь шла о недополученных из-за льгот налогов с 2017 по 2022 год. Однако, в 2023 она назвала уже другие цифры.
- Выпадающие доходы от налоговых льгот оценочно за 2018-2021 годы составили 30,4 трлн тенге, но дело не в том, что государство предоставило 30 трлн на льготы для финансового сектора или для индивидуальных предпринимателей, а в том, что не мониторится, не оценивается эффект от этих льгот: насколько они эффективны, нужно ли их пролонгировать дальше, пользуются ли вообще предприниматели этими льготами. Поэтому сейчас мы вместе разбираемся над этой большой и сложной темой. Думаю, она найдет отражение в проекте Налогового и Бюджетного кодекса, - предупреждала три года назад Годунова.
И только сейчас правительство решило тщательно контролировать эффективность льгот, но инвесторам, к которым, кстати, МСБ не относится, беспокоится не стоит.
Как отметил Биржанов, действующие льготы сохранят для:
* инвесторов, заключивших инвестиционный контракт в рамках инвестиционного приоритетного проекта;
* для участников СЭЗ, осуществляющих приоритетные виды деятельности;
Также сохранится возможность заключения соглашений об инвестициях, предусматривающие налоговые льготы для всех категорий налогоплательщиков, независимо от размера бизнеса.
Кроме этого:
* будут предоставлены универсальные стимулы для инвестиций;
* предлагаются инвестиционные налоговые преференции при приобретении или строительстве зданий, сооружений, машин, оборудования, программного обеспечения;
* предлагается вычет по расходам на реконструкцию, модернизацию, капитальный и текущий ремонт;
* для производства и реализации продукции собственного производства предлагается пониженная ставка КПН 10%;
* для стимулирования инвестиций в науку, предлагаются супервычеты в размере 300%;
* будут стимулировать открытие новых месторождений и поддержание стабильного уровня добычи на старых и на малорентабельных месторождениях.
Льготы в отношении крупных компаний горнометаллургического сектора, требуют особого внимания.
- ГМК не идёт в разработку новых месторождений, потому что уровень рентабельности неизвестен. Неизвестно, что и сколько лежит, с учётом того, что у нас комитет геологии оставляет желать лучшего. Поэтому ГМК завозит концентрат руды из других стран, перерабатывает на своих металлургических заводах, пустую породу, хлам непонятно какого содержания оставляет нам. А продукцию отправляет на экспорт, при всем этом получает ещё возврат НДС. Мы сейчас троекратно увеличили возврат НДС, и с учетом роста это будут триллионы, - отметил депутат Сената Шакарым Буктугутов.
А в комитете госдоходов вообще заявили, что крупнейшие представители ГМК, по сути, налоги не платят. Поскольку практически все, что они выплачивают в бюджет, они получают обратно в виде возврата НДС. Более того, используя МФЦА выводят миллиарды в виде дивидендов, по нулевой налоговой ставке. При этом МФЦА предоставляет отчетность только Национальному банку и защищен от посягательств налоговиков конституционным законом. Существующие внутри финансового центра правила торгов стали барьером для среднего, но никак крупного бизнеса.
Есть еще одна проблема, которая позволяет крупным компаниям избегать уплаты налогов, и она заложена в процессуальном Кодексе. Юристы таких компаний, при получении иска от КГД по доначислению налогов, ставят под сомнение в суде не итоги налоговой проверки, а законность самой проверки. И суды принимают сторону крупного бизнеса. В итоге миллиарды тенге так и не поступают в бюджет. А вот МСБ подобные суды, как правило, проигрывает. Но в этом случае речь идет хорошо если о паре сотен тысяч тенге.
Сомнения вызывают и намерения правительства сохранить налоговые льготы для свободных экономических зон. На данный момент их зарегистрировано 15, но реально работающих, то есть со всей необходимой для производства инфраструктурой и логистикой, например, подведенными ж/д путями, хорошо если наберется 3-4. Остается загадкой, как зарегистрированные компании в таких СЭЗ занимаются производством. Поэтому нельзя исключать, что с СЭЗ компанию связывает только регистрация, которая и дает налоговые льготы, а само производство находится совсем в другом месте.
Кроме того, при открытии очередной свободной экономической зоны, туда приходят компании, которые уже работают на рынке. То есть государство само создает нездоровую конкуренцию, поскольку бизнес не сумевший пробиться в СЭЗ, несет всю тяжесть налогового бремени, в отличие от освобожденных от налогов счастливчиков. Вот здесь напрашивается вывод, что вполне логично бы было, перед реформой налоговых льгот и субсидий требуется, как минимум, провести тщательную ревизия всех СЭЗ. Поскольку можно предположить, что в числе льготников могут оказаться не только производственные компании, а и те, кто просто оказывает какие-то услуги.
Вопрос льгот довольно острый, и его обсуждение продолжится. Но пока складывается впечатление, что льготы оставят только экспортерам, а это крупный бизнес, в том числе и сырьевой, и иностранным инвесторам. То есть ничего не изменится.