Владельцы таксопарков грозят правительству Казахстана оставить население без такси

Ильяс Бахыт

Сообщество таксопарков и курьерских служб заявляет, что налоговые реформы отправят легальные перевозки в нокаут и вернут страну в 90-е, то есть во времена бомбил на автохламе. Они просят казахстанское правительство оставить аренду легковых машин и деятельность такси в списке льготников по налогам, иначе десятки тысяч водителей останутся без работы. Ulysmedia.kz разбирался, за кого больше переживает таксобизнес.

Pixabay

АРГУМЕНТЫ ТАКСОПАРКОВ

На пресс-конференции в Алматы крупные агрегаторы и перевозчики заявили, что сектор такси и аренды автомобилей – бизнес для людей, дающий возможность заработать каждому, даже без образования. А еще – что 60-70% казахстанских таксистов не могут взять автокредит в банке, поэтому аренда машин у таксопарков для них единственная возможность зарабатывать деньги.

  - Мы как информационная платформа работаем и с водителями в статусе ИП напрямую, и с таксопарками, официальными перевозчиками, которые активно вкладываются, инвестируют в инфраструктуру, в покупку легкового транспорта и в развитие материально технической базы таксопарков, инвестируя в покупку автомобилей через финансовый операционный лизинг. Мы предоставляем доступ к заработку для большого количества водителей, многие из которых не получили бы доступ к заработку, поскольку не в состоянии приобрести свой автомобиль, - заявил руководитель Яндекс в Казахстане Тайыр Байдуйсен.

Тайыр Байдуйсен

По его словам, увеличение ставки НДС до 16%, снижения порога при постановке на учет по НДС до 15 млн тенге и исключение аренды автомобилей и деятельности такси из списка видов экономической деятельности с возможностью работать по упрощенному налоговому режиму, снизит на 10% чистый доход более 20 тысяч водителей такси, арендующих машины у таксопарков.

Конечно же, сообщество владельцев таксобизнеса бьет по самому живому для государства – по общей занятости. Они призвали государство к диалогу на своей пресс-конференции, чтобы «водители потом не вышли на улицы».

Владелец лизинговой компании Александр Гаврюшин назвал емкость рынка лизинга такси в Казахстане – около 100 млрд тенге ежегодно или 17 тысяч автомобилей.

  - С учетом того, что в прошлом году казахстанские автопроизводители выпустили 44 000 автомобилей, рынок такси способен покрывать 12% общего объема продаж новых автомобилей в Казахстане. Это прямо целая отрасль, которая создает рабочие места, продвигает казахстанский автопром. Плюс еще там участвуют казахстанские страховые компании - тоже огромные деньги.

Александр Гаврюшин

Руководитель Region такси Никита Жиляев назвал три причины, по которым для такси следует оставить возможность работы по упрощенке, то есть по 4% налога с оборота.

  - Первая причина, с которыми столкнутся все таксопарки на территории Казахстана, это отсутствие зачета по НДС. Все автомобили, которые мы приобретаем, отечественного производства, на них нет НДС, на техобслуживание нет НДС, на лизинг нет НДС. А мы, получается, ежемесячно мы будем платить НДС со своей личной прибыли. Наш бизнес не самый высокомаржинальный, в течение лизинговых платежей маржа в среднем 8-10%, а лизинговые платежи в среднем составляют 3-4 года. Получается, если будет 16% НДС, нам даже собственной прибыли не хватит, чтобы его уплатить. Цены на аренду автомобилей для водителей мы не поднимаем, хотя в целом с 2020 года они подорожали в 2 раза.

Никита Жиляев

В общем, таксобизнес говорит, что ему придется повысить аренду машин, которая потянет за собой повышение стоимости такси для пассажиров.

  - Если НДС будет 16%, а деятельность такси перестанет участвовать в модели специального налогового режима по ОКЭД, то брать автомобиль в аренду станет сложно. Обычно арендованные автомобили дают через систему лизинга. При введении НДС лизинговые компании сразу же начнут формировать провизии и увеличивать залоговые требования для таксопарков, которые берут эти автомобили в лизинг. Такси – это отрасль, где миллионеров и миллиардеров нет. Она сейчас хорошо развивается. Около 1 млн человек в течение года хотя бы один раз таксуют, а 250 тысяч человек ежегодно таксуют в течение месяца. Сезонные работники пересаживаются на такси в период простоя основной деятельности. То есть такси обеспечивает сбалансированность труда в Казахстане, - сказал экономист, сопредседатель партии Respublica Максим Барышев.

Максим Барышев

КТО-ТО НЕ ДОГОВАРИВАЕТ

Для объективности владельцы таксобизнеса привели на пресс-конференцию реального таксиста, который сам арендует электрокар. Он рассказал, сколько зарабатывают водители, не имеющие машин в собственности.

  - В день работа занимает примерно 12 часов, чтобы заработать, допустим, те же 30 тысяч тенге при среднем чеке в 1500-1700 тенге. Я арендую электромобиль, он стоит 15 тысячи тенге в сутки, а его нужно заряжать, мыть, в течение дня что-то есть. То есть чистый заработок выходит около 10 тысяч в день. В среднем в месяц 200-250 тысяч тенге. Если нам накинут НДС, аренду повысят - работать будет уже невыгодно, - описал проблему водитель Михаил Асанов.

Михаил Асанов

На первый взгляд, беда обрисована достаточно складно, если бы не несколько «но».

Возьмем в качестве примера самый популярный у таксистов автомобиль – Chevrolet Cobalt. У официального дилера сейчас он стоит 8,2 млн тенге. Таксопарки на пресс-конференции сказали, что арендные платежи за этот автомобиль составляют 12-13 тысяч тенге в день. В год водитель такси оплатит таксопарку 4,7 млн тенге, то есть полностью вернет всю стоимость машины за 2 года. А в лизинге, как сказал Никита Жиляев, таксопарки сидят по 3-4 года. То есть на каждую единицу Cobalt (в 2024 году, кстати, он стоил менее 7 млн тенге у дилеров) в течение лизингового срока владельцы таксобизнеса имеют стоимость двух «кобальтов», а отдают лизинговым компаниям только за один. Хороший же бизнес, почему бы за него не пободаться с государством за НДС и упрощенку?

По сути, как мы видим, таксопарки строят свою деятельность не на оказании услуг по перевозке пассажиров, а на сдаче транспорта в аренду водителям, у которых нет своих машин. Плюс Яндекс, как агрегатор, с каждой поездки удерживает 17%. Возникает резонный вопрос – что это за «сапожники без сапог», и как в этой связи можно вести разговор о качественном и безопасном оказании услуг по перевозке пассажиров?

Да, агрегаторы и сами партнеры утверждают, что ведут отбор шоферов для такси, но что там за требования к ним и спрос, если платить аренду нужно каждый день, без выходных и праздников? Нельзя ни заболеть, ни в отпуск, а финансовая подушка безопасности при доходе в 200-250 тысяч тенге в месяц, как рассказал таксист Михаил Асанов, - из области фантастики.

Как мы видим, водителей такси в Казахстане на деньги «имеют» все. И итоговые 16% НДС лягут опять же на их плечи. Конечно, таксобизнес забеспокоился – а вдруг легальные таксисты побегут в серую зону, начнут искать подержанный шрот и перестанут платить за один «кобальт» по цене двух?

Про маржинальность лизинга и таксопарков бизнес говорит громко, а про маржинальность самих поездок для тех, кто жмет педали сутками напролет, особых разговоров не ставят.

Хотя выход есть даже при самом негативном для бизнеса сценарии – укрупняться, превращаться в таксопарки в классическом виде с наемными водителями за фиксированную зарплату. Чем не вариант? Рассматривали ли его сами игроки? По словам участников пресс-конференции, они лишь заручились поддержкой Национальной палаты «Атамекен», а в дискуссиях с правительством не участвовали. Но готовы к диалогу. Правда, зачем-то сразу избрали тактику социального шантажа.

Государству в первую очередь неинтересно загонять любую отрасль в тень. Инициатива исключить деятельность такси из перечня ОКЭД по упрощенке продиктована как раз пресечением дробления бизнеса на микроорганизации с целью снижения налоговых выплат. В таком режиме такси работают 2 года. Но для пассажиров удовольствие становится все дороже.