Налоговый бардак: как происходило становление фискальной службы Казахстана, и кто довел казну до ручки

Курманов Байтас

Несмотря на то, что 2025 год был провозглашен годом рабочих профессий, его настоящими «героями» стали налоговики. Именно их инициативы вызывают самые бурные дискуссии в обществе, а каждое публичное выступление порождает кучу мемов и саркастических комментариев.

Повышение ставки и снижение порога НДС, «кошмаренье» блогеров, взыскание на уровне премьер-министра налоговых недоимок с крупных компаний, требование платить в казну «десятину» с бартера в виде ужина… Накал налоговых страстей с каждым днем все круче. И уже становится очевидным, что именно природному чувству юмора казахстанцев, удерживающему их от совсем уж негативных и разрушительных эмоций, фискалы должны сказать большой «рахмет». Народу-то и впрямь неясно: то ли так все плохо у нас с бюджетом, то ли, наконец, налоговики решили навести реальный порядок в своей вотчине.

В сложившейся в налоговой сфере ситуации особую актуальность приобретает вопрос: кто и как привел нас в эту точку? Ответ на этот вопрос попытался найти корреспондент Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

ИХ БЫЛО 16...

Из разрозненных данных, содержащихся в открытых источниках в Глобальной Сети, нам удалось установить: за 34 года существования суверенного Казахстана в точку сегодняшней налоговой неразберихи нас привели 16 руководителей налоговой структуры, которая поменяла свое название и рекордное количество раз. 

* 1991 - 1992 - Главная государственная налоговая инспекция РК;

* 1992 - 1996 - Главная налоговая инспекция Минфина РК;

* 1996 – 1997 - Государственный налоговый комитет РК;

* 1997 - 1998 - Налоговый комитет министерства финансов РК;

* 1998 - 2002 - Министерство государственных доходов РК;

* 2002 – 2014 - Налоговый комитет министерства финансов РК;

* 2014 – 2025 - комитет государственных доходов министерства финансов РК. 

Кстати, должности руководителей центрального налогового органа также претерпевали самые разнообразные метаморфозы: начальник, председатель, министр…

Не зря в народе бытует поверье «как вы лодку назовете, так она и поплывет». Стоит ли удивляться, что государственный орган, который так «штормило» и в названиях, и в подчиненности, спустя без малого 35 лет, пришел в точку кризиса? 

КАК ПОЯВИЛСЯ НДС

Но начнем по порядку. Сразу же с возникновением независимости в Казахстане начался отсчет истории налоговой системы. В 1991 году был издан Указ «О налогах с предприятий, объединений и организаций», а также - первый среди стран СНГ специальный налоговый орган - Главная государственная налоговая инспекция. 

Период с 1991 по 1995 годы принято считать первым этапом формирования налогового законодательства. Именного тогда был принят пакет законов по регулированию налогообложения, основным из которых был закон «О налоговой системе в Республике Казахстан», определявший основные принципы налогообложения. Тогда, на заре становления молодой республики, для налогоплательщиков были введены 43 налога. Из них: 16 общегосударственных, 10 общеобязательных местных, 17 местных. 

Кстати, именно в этот период был введен налог на добавленную стоимость (НДС). Его ставка тогда составляла 28%. Но с 1 января 1993 года она была понижена до 20%. Одновременно существовали и специальные ставки НДС в 16,67%; 10%, 0% для отдельных видов деятельности и категорий товаров, работ, услуг. 

А с 1 июля 2001 года была установлена единая общая ставка НДС в 16%, которая затем поэтапно понижалась с 1 января 2005 до 1 января 2009 года до 12 %. 

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ…

Над разработкой сложного и несистемного налогового законодательства, состоящего из 45 отдельных законов и трех указов президента, работали четверо фискалов – первопроходцев. Первым начальником налоговой инспекции Казахстана стал Еркешбай Дербисов, который руководил зародившейся системой ровно год. Все пережившие то начало «эпохи перемен» бухгалтеры, помнят, какой разброд и шатание творились в финансовой сфере страны, и потому дать оценку работе первого в истории суверенного Казахстана руководителя Главной государственной налоговой инспекции можно, пожалуй, только с точки зрения отчаянной смелости. 

Второй начальник Главной государственной налоговой инспекции Марат Оспанов руководил структурой два года – с 1992-го по 1994-й. И свой опыт в создании системы налогообложения отразил в нескольких книгах: «Проблемы совершенствования системы управления налогами в Республике Казахстан» (1996 г.), «Налоговый терминологический русско-казахский словарь-справочник» (1997 год, в соавторстве), «Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений» (1997 г.). 

А в марте 1994 года в должность руководителя Главной налоговой инспекции Минфина вступил Александр Павлов, но уже через несколько месяцев его назначают министром финансов и вице-премьером. 

Александр Павлов

А в декабре 1994 года руководить налоговой службой пришел Мажит Есенбаев, который вошел в анналы фискальной системы Казахстана как руководитель, который в одном и том же руководящем кресле трижды сменил должность. В период с декабря 1994 года по сентябрь 1996-го он был начальником Главной налоговой инспекции министерства финансов - первым заместителем министра финансов, с сентября 1996 года по март 1997-го - председателем Государственного налогового комитета и, наконец, с марта по июль 1997 года - председателем Налогового комитета Минфина. 

ЗАПЛАТИ НАЛОГИ И СПИ СПОКОЙНО

Кстати, именно в бытность Мажита Есенбаева был разработан и принят первый Налоговый кодекс Республики Казахстан. Он вступил в силу с 1 июля 1995 года и стал первым Налоговым кодексом, принятым среди стран СНГ. В нем были определены 11 видов налогов и сборов. Основным положительным эффектом считается снижение налоговой нагрузки на предприятия, путем сокращения количества налогов с 75-85 до 45-55 %. 

Мажит Есенбаев

Второй этап становления налоговой системы Казахстана, который налоговики определяют в рамках 1995-2002 годов и характеризуют как эру дальнейшей оптимизации системы налогового администрирования и создания наиболее благоприятных условий для развития рыночных отношений, творили также четыре фискала - «рулевых». 

После Мажита Есенбаева председателем налогового комитета минфина на год стал Бисенгали Таджияков. Этот пост он покинул в октябре 1998 года. А с его уходом место оставалось вакантным более 3,5 месяцев. Пока 29 января 1999 года не нашелся смельчак, согласившийся встать на стражу пополнения казны. Это был Зейнулла Какимжанов – кандидат экономических наук и бизнесмен. Вплоть до августа 2002 года он находился в должности министра государственных доходов Республики Казахстан. При нем был принят новый Налоговый кодекс.

Зейнулла Какимжанов

В августе 2002 года министерство государственных доходов РК было присоединено к министерству финансов РК – новую старую структуру возглавил Какимжанов. Одновременно с этим произошла передача функций и полномочий в области планирования государственных доходов министерству экономики и бюджетного планирования, а таможенного дела - вновь образованному Агентству таможенного контроля. Соответственно, Таможенный комитет МГД РК был упразднен. В составе министерства финансов был вновь образован Налоговый комитет. А у его руля встал Сабит Канатов, который ничем не смог запомниться казахстанцам в этот период, зато «прославился» позднее, в 2008-2009 годах, когда суд признал высокопоставленного налоговика виновным в неоднократном уклонении от уплаты налогов в бюджет в крупном размере и назначил ему наказание в виде 4 лет лишения свободы. Правда, чиновнику повезло попасть под амнистию ко Дню независимости, и срок заключения ему был сокращен вдвое. 

А ЕСЛИ Б ОН В НК ОСТАЛСЯ?

С 2003 по 2006 год на налоговом поле продолжалась автоматизация бизнес-процессов. Налогоплательщики получили доступ к возможности оплачивать налоги в бюджет через интернет сервисы ведущих банков РК. Этот период пришелся на период двух председателей Налогового комитета минфина – Марлена Искакова и Нурлана Рахметова. 

В декабре 2008 года был разработан и принят новый Налоговый кодекс, который должен был способствовать дальнейшей диверсификации экономики и снижению в ней теневой доли. 

И как раз в это время во главе налогового комитета встал Даулет Ергожин – второй из фискальных боссов в современной истории Казахстана, позже оказавшийся за решеткой. Кстати, он был единственным, кто к штурвалу налоговой системы страны становился дважды: сначала с 2008 по 2012 годы в должности председателя налогового комитета Минфина, затем – с 2014 по 2016 годы, сменив Ануара Джумадильдаева уже как председатель Комитета государственных доходов того же министерства. 

Даулет Ергожин

Что и говорить, налоговик Ергожин сумел оставить след в памяти казахстанцев. В 2015 году на своей страничке в социальной сети Facebook он опубликовал «Черный список Ергожина». В этом списке значились имена предпринимателей, уклоняющихся от уплаты налогов, в первую очередь – владельцев кафе и ресторанов, которых он в соцсети «убедительно попросил» добровольно сдать доп. декларации и уплатить налоги, после чего не преминул сообщить, что «сразу после этого казна пополнилась как минимум на 200 млн тенге». Конечно же, проверить правдивость его слов было невозможно. 

Но что точно – в период его «председательства» была снижена налоговая нагрузка на предпринимателей путем снижения ставки НДС, пересмотр уплаты акцизов, и вместе с тем, постепенное увеличение налоговой нагрузки для недропользователей. 

В декабре 2014 года налоговые и таможенные органы, были реорганизованы в единый государственный орган - Комитет государственных доходов Республики Казахстан, которому также были переданы функции по расследованию экономических и финансовых преступлений.

Возможно, останься Ергожин работать в налоговой сфере, и не смени он деятельность на госбезопасность, его судьба сложилась бы более удачно. Напомним, после кантарских событий, экс-заместитель Карима Масимова Даулета Ергожина приговорили к 15 годам лишения свободы за насильственный захват власти, превышение власти и должностных полномочий. А позже стало известно о его причастности к утечке конфиденциальных данных казахстанцев на китайские платформы. 

Хотели как лучше, получилось как всегда

Но в фискальный период деятельности Даулета Ергожина особо интересным представляется вовсе не все перечисленное выше. В принятом в его первое «пришествие» в должности председателя налогового комитета Минфина новом Налоговом кодексе ставки по основным налогам были пересмотрены в сторону снижения. Как объясняли «реформаторы», для стимулирования деловой активности и развития МСБ. 

А во второе – с 2014 по 2016 годы – как председателя КГД, вдруг началось массовое «дробление» крупного бизнеса и выделение в аутсорсинг якобы «непрофильных» видов деятельности. Это поветрие захватило все промышленные гиганты, такие как «Казахмыс», «АрселорМиттал Темиртау», НПЗ и пр. При этом ставшее модным слово «аутсорсинг» произносилось с благоговейным придыханием: мол, вот же она – почва для развития малого бизнеса. И никому в голову не приходило проверить, кто стоит у руля всех этих ИПшек и ТООшек. 

Почему при существующих с 2008 года льготах для малого бизнеса «крупняки» усмотрели для себя возможности только после 2010-го, доподлинно неизвестно. Зато известно, что в оба периода бурной деятельности Ергожина в налоговой сфере во главе правительства стоял Карим Масимов… 

И нельзя сказать, что неофициальный термин «дробление бизнеса» был незнаком руководству страны. Нет, еще в Назарбаев в одном из своих посланий давал поручение правительству по недопущению дробления субъектов предпринимательства с целью снижения налоговой нагрузки.

В наши дни ситуация повторяется - премьер министр Бектенов установил для «раздробившихся» крупных компаний конкретные сроки для выплаты налогов в бюджет.

НИЧТО НЕ ПРЕДВЕЩАЛО И - ВДРУГ…

С 2017 года казахстанские налогоплательщики спали спокойно, поскольку никаких серьезных потрясений в этой сфере не было. Проводимые время от времени реформы по карманам больно не били и, в основном, были направлены на уменьшение налогового бремени. В 2018 году был принят очередной Налоговый кодекс, произошло снижение ставки социального налога с 11% до 9,5% - с оговоркой «до 2025 года». 

Может быть, именно поэтому имена руководителей налогового ведомства этого периода: Ардака Тенгебаева (14.12.2016-10.2018), Марата Султангазиева (10.2018-05.2021), Али Алтынбаева (05.2021-06.2022), Данияра Жаналинова (08.2022-09.2023) у большинства рядовых казахстанцев никаких эмоций не вызывают. А словосочетание «налоговые реформы», в основном, вызывало ассоциации с послаблениями. Взять те же «пандемийные» реформы - освобождение от уплаты налогов с фонда оплаты труда (ИПН, социального налога) и налога на имущество в различных отраслях.

И даже уже при действующем председателе Комитета госдоходов Минфина Жандосе Дуйсембиеве, вступившем в должность в сентябре 2023 года, все шло поначалу не так уж плохо. Установление повышенных ставок налога на имущество – аналога «налога на роскошь», введение новой сервисной модели администрирования, в рамках которой налогоплательщикам оказывается фискальная помощь, начиная от регистрации до снятия с учета, сокращение налоговой отчётности на 30% путем отмены ряда расчетов и деклараций, казалось бы, свидетельствовали о продолжении курса на уменьшение налогового бремени.

Но не тут-то было. Можно не сомневаться, что встряска, организованная фискалами, наверняка войдет в летопись налоговой системы страны. А вот с каким знаком - время покажет.

Признаки дробления бизнеса:

одна компания делится на несколько, каждая из которых применяет спецрежим;

при расширении масштаба бизнеса размер налогов не меняется или уменьшается;

новая компания создается в связи с увеличением количества сотрудников;

новая компания открывается, когда у других компаний обороты приближаются к порогу, после которого становится недоступным применение спецрежимов.

по группе компаний совпадают участники, руководители и конечные бенефициары, лица аффилированы между собой;

группа имеет общий бюджет, компании оплачивают друг за друга налоги или выдают друг другу займы;

группа компаний занимается одним и тем же или похожими видами деятельности;

сотрудники переводятся из одной компании группы в другую или совмещают несколько должностей в разных компаниях группы;

на имя сотрудников зарегистрированы ИП или ТОО, которые сотрудничают с группой компаний;

у группы компаний общие контрагенты;

члены группы компаний приобретают друг у друга товары или услуги, часто являясь единственными контрагентами друг друга;

на группу компаний общая бухгалтерия, юридическая служба, отдел логистики и т.д. 

В случае установления факта дробления бизнеса налоговый орган уполномочен перевести компанию со спецрежима на ОУР, принудительно поставить компанию на учет по НДС, доначислить налоги, наложить штрафы за сокрытие налогооблагаемой базы или за ее занижение. 

Штрафы за подобные нарушения предусмотрены ст.266, ст.275-280 КоАП РК.