Кому и сколько: что будет с утильсбором

Гумарова Асем

Проблема утилизационного сбора по-прежнему в повестке дня. Общественность продолжает активно критиковать заоблачные взносы, создавать группы и объединения в борьбе с «Оператором РОП». 24 тысячи казахстанцев уже присоединились к движению #Нетутильсбор в Facebook. Корреспондент Ulysmedia.kz попыталась разобраться, чем недовольны граждане и сможет ли новая структура решить накопившиеся проблемы. 

arnapress.kz

В начале января на жалобы и возмущение казахстанцев отреагировал президент Токаев.Он заявил, что ТОО «Оператор РОП», занимающейся утильсбором больше не будет (к слову, компанию связывают с младшей дочерью Елбасы – Алией Назарбаевой). Наслова главы государства почти мгновенно отреагировал кабмин, который объявил, что взносами на утилизацию теперь будет заниматься государственная компания «Жасыл Даму», а сами ставки пересмотрят. Однако время идёт, а конкретики по вопросам утильсбора так и нет. 

О том, какие проблемы с утилизацией авто остаются нерешенными, рассказал общественный деятель Санжар Бокаев. По его мнению, ставки сборов не нужно снизить. 

    «На один автомобиль утилизационный взнос не должен превышать ста тысяч тенге. Я переговорил с такими профессионалами, как Владимир Дворецкий, он председатель Республиканского союза промышленников вторичной металлургии. Говорит, что если мы будем передавать им легковые автомобили, то им вообще платить не надо, они сами утилизируют, потому что металл - это деньги, они всё это превратят в деньги. Если давать ещё по сто тыс тенге, это же вообще будет счастьем», - пересказал диалог с Дворецким активист Бокаев. 
 

Он сам убеждён, что утильсбора на грузовой транспорт и спецтехнику вообще быть не должно, потому что их можно разобрать на запчасти, которые позже использовать наремонт других автомобилей. Также Бокаевсчитает, что проблему с утильсбором только переводом денег в госструктуру, не решить.

    «Просто поменять РОП на АО «Жасыл Даму» и пересмотреть ставки, это, конечно, формальное выполнение поручения президента, но по факту, весь кривой механизм построен на коррупционной составляющей», - говорит он. 

Бокаев утверждает, что предложение о введении утильсбора на ввозимый транспорт парламент принял лишь в одном чтении, не разбираясь во всех тонкостях. Так, он критикует, что в 2015 году не было проведено общественных слушаний и экспертиз. Поэтому и предлагает ввести временный мораторий. 

    «Нужно остановить на год или на полгода всю эту утилизационную систему, провести тщательное расследование и проанализировать. Откуда взялись эти цифры, никто в профильных министерствах - ни в мининдустрии, ни в минэкологии, объяснить так и не смог»,  - делится он итогами своих расследований. 

Санжар Бокаев приводит пример, который, по его мнению, подтверждает нелогичность системы сборов - взнос на утилизацию Toyota Camry с объёмом двигателя 2.5 составляет 2,5 миллиона тенге, а на Toyota Camry 3.5 — 3,5 миллиона тенге. 

   «Почему? Ведь это один и тот же автомобиль, двигатель тот же, утилизация такая же, почему она дороже? Вся эта глупая глупость ситуации, я ее озвучил. «ЖасылДаму» - это точно такой же РОП, такой же неэффективный, просто из одного кармана перекладывают деньги в другой», - даёт он свой расклад ситуации.

Бокаев говорит, что львиная доля средств, полученных «Оператором РОП» за утилизацию уходит на поддержку автопрома. Как известно, компания за 6 лет своего существования получила порядка 692 млрд тенге, из которых 250 млрд передали на стимулирование отечественного автопрома частным компаниям. 

   «Почему на наши деньги поддерживают каких-то частных производителей, которые на самом деле не производят, а занимаются крупноузловой сборкой, то бишь просто колёса прикручивают. Представьте, если бы вы купили автомобиль, вы бы внести 2 миллиона утильвзноса и из этих денег 600 тысяч ушло на поддержку частника какого-то. Это же несправедливо!», - отмечает общественник.

Бокаев возмущён и тем, что общественности пришлось взять на себя функции парламента -детально изучать вопрос, требовать экспертиз и других доказательств, связанных с введением утилизационного сбора. 

    «Неработающий парламент приводит к тому, что государство потратило сотни миллиардов на этот частный автопром. То есть людивынуждены были отдать из своих карманов эти деньги, чтобы оплатить поддержку этого автопрома. Вот что значит неэффективный карманный парламент», - утверждает Бокаев.

Напомним, решение о создании расширенных обязательств производителей было принято в 2016 году. Обязательный утильсбор за ввоз автомобилей на территорию страны рассчитывался исходя из типа авто и объёма двигателя. Сумма взносов за будущую утилизацию варьировалась от 400 тыс тенге до 14 млн.

11 января глава государства поручил прекратить утилизационный сбор «Оператором РОП». Токаев тогда заявил, что этим должна заниматься государственная организация.