В 2025 году с налоговыми органами пришлось познакомиться многим казахстанцам – «письма счастья» с настоятельной просьбой оплатить налоги на неучтенную за прошлые годы прибыль стали поступать не только известным блогерам, но и рядовым гражданам – редакции Ulysmedia.kz известно о нескольких таких случаях. И самое неприятное во всем этом даже для тех, к кому уведомления пока не пришли, так это осознание того, что в наших мобильных кошельках налоговики могут рыться как в собственных. Между тем, еще 30 лет назад в Казахстане появилось понятие «банковской тайны», согласно которой никто такого доступа без серьезных оснований получить не может. Значит ли это, что получившие уведомления от налоговой могут смело идти в суд и требовать соблюдения закона и своих прав? Ulysmedia.kz разбирался в этих вопросах.
Понятие «банковская тайна» было введено в 1995 году законом «О банках и банковской деятельности». За 30 лет этот закон много раз редактировался, но смысл понятия остается прежним:
- Банки гарантируют тайну по операциям и счетам своих депозиторов, клиентов и корреспондентов банков, а также тайну имущества, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банков, и иных сведений, составляющих банковскую тайну, - говорит статья 50 закона.
Там, конечно, есть оговорки, например, налоговая всегда может смотреть движение средств на юридических счетах, а также на счетах ИП, но, чтобы проверить частные переводы по личным карточкам граждан, у комитета госдоходов должны быть веские основания.
В пунктах 1-9 этой статьи сказано, что банкиры обязаны раскрыть банковскую тайну «по физическим лицам, не состоящим на регистрационном учете в качестве индивидуальных предпринимателей или лиц, занимающихся частной практикой, по выявленным операциям, имеющим признаки получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности по определенным критериям.
Однако, что именно входит в эти критерии – неизвестно.
- Конечно, банки не имеют права давать налоговому органу никаких сведений по частным переводам, если это не связано с налоговым администрированием, то есть конкретными вопросами у налогового органа. При этом налоговые органы должны свой запрос обосновать. Рядовых казахстанцев это тоже может коснуться, если с их счетами будут замечены рисковые операции. Причем их могут заметить, как налоговые органы, так и сам банк, если заподозрит клиента, к примеру, в финансировании терроризма и экстремизма. На самом деле у определения рисковых операций есть свои критерии, большинство которых имеют гриф «для служебного пользования», - объясняет адвокат по налоговым вопросам Александр Каплан.
Но оцените хитрость: банковская тайна в стране вроде бы есть, но ее очень часто можно не соблюдать. Почему – простым гражданам знать не положено, это тайна следствия.
Поэтому Александр Каплан уверен, практически любое «письмо счастья» от налоговой можно оспорить в суде.
- Когда налоговая стала требовать уплаты налогов от блогеров, я писал и говорил, что готов взять их дела бесплатно, потому что там 100% шанс на выигрыш, ведь, судя по тому, что утекло в Сеть, по ним банки «слили» абсолютно всю информацию. Но ко мне никто так в итоге и не обратился. Видимо, все решили, что лучше заплатить, чем идти на конфронтацию с налоговиками, - говорит Каплан.
На вопрос, кто еще может попасть под пристальное внимание налоговиков, адвокат ответил, что в основном это, скорее всего, частники, которым на счета падают крупные суммы, либо же непонятно от кого.
- Что касается магазинов у дома, таксистов и прочих казахстанцев, то, думаю, им ждать больших доначислений не стоит. Там совершенно маленькие обороты, которые изучать просто нецелесообразно, - успокаивает соотечественников Александр Каплан.
Финансовый аналитик Расул Рысмамбетов предполагает, что в потенциально опасной зоне может оказаться любой казахстанец.
- Банковская тайна практически никогда не работает, когда сведения запрашивают государственные органы. Эти сведения могли быть запрошены, к примеру, в рамках оценки объема налогооблагаемого потенциала. Потому что у нас большие обороты есть именно в частных переводах и КГД просто решило понять – сколько из них теоретически относятся к бизнесу. При этом я не думаю, что казахстанцам надо о чем-то сильно переживать – ресурсы налоговых органов крайне ограничены, проверять все подряд переводы крайне сложно. И надо понимать, что несогласные с доначислением налогов могут пойти в суд. И, если это произойдет, работа налоговых органов просто встанет, - рассуждает он.
Но почему банки с такой легкостью раскрывают информацию о счетах своих клиентов? Для них ведь, как не крути, это тоже пятно на репутации: кто понесет свои миллионы банку, который «слил» информацию о предыдущих доверчивых клиентах?
- Я думаю, что полномочия комитета госдоходов сейчас такие, что они могут вообще запретить частные переводы в рамках поправок в Налоговый кодекс. И банкам выгоднее пойти на такой компромисс, чем доводить до крайностей. От себя добавлю – в современных условиях тайными могут быть только расчеты наличными, как только деньги попадают в банковскую структуру, они сразу же становятся видимыми, - говорит Расул Рысмамбетов.
При этом он подчеркивает, что в целом казахстанский Минфин преследует благие цели – сделать так, чтобы казахстанцы вовремя и в полном объеме платили налоги, ведь именно за их счет формируется бюджет страны.
С этим утверждением сложно спорить, но остается все же небольшой червячок сомнений: граждане не против платить налоги, но совершенно непонятно – почему, если это надо налоговой, то транзакции любого казахстанца могут оказаться в открытом доступе, как это было, к примеру, с блогерами?
При этом обещанное публичное декларирование политиков и чиновников запустить Казахстан никак не может? Говорилось, что норма начнет работать с 21 февраля 2025 года, однако пока никто из чиновников свои доходы не раскрыл. И КГД эти сведения никому не разглашает.
Как так вышло, что банковская тайна в Казахстане стала иметь избирательное действие и почему она все чаще нарушается, Ulysmedia.kz спросил также у Ассоциации финансистов Казахстана. А у Минфина мы поинтересовались – какие же операции, по их мнению, могут быть основанием для проверки счетов казахстанцев? Сколько тысяч тенге можно свободно перекидывать с одного счета на другой, не опасаясь налоговой кары? Или действительно во избежание лишних вопросов казахстанцам пора переходить на кэш? Ждём ответы – как только получим - опубликуем.