Бюджетный кризис в Казахстане в самом разгаре, и поэтому в 2025 году содержание главного «привлекателя» инвестиций в страну увеличилось на 9,2 млрд тенге. Если по итогам 2025-го МИД отработает на том же уровне, что и в 2024 году, то его вполне можно будет считать одним из самых эффективных госорганов в правительстве по соотношению «расходы-доходы». Ulysmedia.kz разбирался, почему.
У министерства иностранных дел неизменный функционал, который ежегодно финансируется из республиканского бюджета. В 2024 году содержание МИД стоило налогоплательщикам 105,1 млрд тенге, а в 2025-м запланировано на уровне 114,4 млрд.
- При этом, по оценке Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана, в 2024 году Казахстан привлек инвестиции на сумму 15,7 млрд долларов, что составляет 63% всех привлеченных инвестиций в Северной и Центральной Азии. Важное значение для инвесторов имело повышение в 2024 году агентством Moody’s кредитного рейтинга РК до «Bаа1» («стабильный»), - отчитывался МИД об итогах 2024 года.
То есть государство потратило на содержание большой команды дипломатов около 210 млн долларов, а они привлекли в страну в 74 раза больше. Отличный КПД, если судить по соотношению расходов-доходов.
Но в целом же приток прямых иностранных инвестиций в 2024 году сократился в сравнении с 2023-м. По Концепции инвестиционной политики до 2029 года в Казахстан должны были поступить 24,8 млрд долларов США. Недобор существенный.
Нацбанк ежеквартально публикует отчетность о валовом притоке прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана. Итоговый приток за 2024-й пока не опубликован, ожидается до конца марта. Но по итогам 9 месяцев 2024-го сумма составила 12,7 млрд долларов. В тройке лидеров были Нидерланды и Россия (по 2,8 млрд долларов каждая), Бельгия (более 1 млрд долларов) и Китай (726 млн долларов). По прямому притоку иностранных инвестиций в Казахстан чемпионом по отрицательной динамике оказались США – минус 541 млн долларов.
Ulysmedia.kz вопрос на самую важную тему отправил в министерство иностранных дел и получил ответ.
- Казахстан, будучи интегрированным в мировую экономику, также ощущает эффект от глобального снижения потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ). По данным ЮНКТАД, в 2023 году второй год подряд происходит резкое сокращение иностранных инвестиций свыше 10% по причине роста рыночной и геополитической напряженности. На фоне глобального снижения потоков ПИИ почти во всех крупнейших странах получателей чистого ПИИ в мире, а также в Казахстане наблюдается снижение притока зарубежных инвестиций, - сказано в ответе пресс-службы МИД на запрос редакции.
Если инвестиционная деятельность внешнеполитического ведомства за 2024 год не была столь блестящей, как изначально планировалось, то возникает резонный вопрос – чем оправдан рост расходов МИД в 2025 году?
На самом деле, на какие-то задачи дипломаты собираются потратить меньше, чем год назад, на другие – наоборот, больше. И даже в разы. Все цифры можно найти тут.
Самая серьезная статья расходов у МИД – «услуги по координации внешнеполитической деятельности». В 2024 году на них потратили 77,4 млрд тенге, а в 2025-м собираются потратить 85,4 млрд тенге.
В первую очередь в глаза бросается слово «услуги». К слову, в специальном приказе МИД от 2013 года вообще нет никаких упоминаний о сторонних организациях, помогающих казахстанским чиновникам заниматься внешнеполитической деятельностью. К тому же, «услуги по координации внешнеполитической деятельности» в приказе указаны в связке с «заграничными командировками» и «обеспечением специальной, инженерно-технической и физической защитой дипломатических представительств за границей». Хотя логично, что при организации поездок за рубеж МИД занимается визами, организацией мероприятий, обустройством командированных, покупкой билетов. И это действительно услуги сторонних организаций.
Ulysmedia.kz пытался выяснить, сколько МИД в прошлом году потратил на поездки работников, сколько дней находился за пределами страны министр Мурат Нуртлеу, сколько человек сопровождают его обычно в командировках. Однако, пресс-служба сослалась на приказ об утверждении Перечня служебной информации ограниченного распространения Министерства иностранных дел Республики Казахстан» информация о выделении средств на информационное сопровождение деятельности МИД РК за рубежом и бюджете, направленном на зарубежные командировки сотрудников МИД, применима только для служебного использования. Но тем не менее сообщила, что в 2024 году заместитель премьер-министра – министр иностранных дел РК Мурат Нуртлеу совершил 35 зарубежных поездок и провел 205 встреч.
В среднем количество сопровождающих в зарубежных командировках зависит от задач и целей визита. Обычно в составе делегации министра присутствуют специалисты, необходимые для всесторонней поддержки. Поэтому число сопровождающих варьируется в зависимости от конкретных обстоятельств, - объяснили в МИД.
Откроем небольшой секрет – информация о тратах на заграничные командировки МИД находится в открытом доступе в принятом парламентом Законе «О республиканском бюджете на 2025-2027 годы». И там сказано, что сумма эта составляет 3 млрд тенге. Кстати, в 2024-м на загранпоездки чиновников потратили еще больше – 3,3 млрд тенге.
Справедливости ради отметим, что в эти суммы входят не только командировки самих МИДовцев, но и вообще все загранпоездки официальных лиц Казахстана, включая президента и различных правительственных делегаций.
А еще есть постановление правительства от 2018 года «Об утверждении Правил возмещения расходов на служебные командировки за счет бюджетных средств, в том числе в иностранные государства», где расписаны командировочные траты в деньгах.
В частности, при выезде за границу первых руководителей госорганов им возмещают расходы в размере стоимости авиабилета бизнес-класса. А жилье – по стоимости одноместного гостиничного номера класса «люкс». Для рядовых чиновников – эконом-класс и стандарт соответственно. Плюс все командированные за рубеж получают суточные в размере 80-100 долларов.
Для нас остается загадкой, почему Мурат Нуртлеу своим приказом в феврале 2024 года засекретил информацию о расходах МИД на ведомственные командировки, если фактически общие суммы бюджетных трат на эти цели находятся в публичном доступе.