Умом науку не понять: останется ли Нурсултан Назарбаев в списке академиков

Игорь Клевцов

Казахстан наконец перестал смущать мировое научное сообщество наличием сразу двух Национальных Академий Наук. В конце прошлой недели общественное объединение, представленное в основном «старыми» академиками, объявило о самоликвидации РОО НАН и о слиянии с новой академией, появившейся два года назад и имеющей статус «при президенте». Ulysmedia.kz разбирался что произошло и как еще одна реорганизация повлияет на науку.

Коллаж Ulysmedia

СУДЬБА НАУКИ

Попытки вывести науку на кардинально новый уровень начались практически с обретения независимости. Казахстан, как, впрочем, и другие постсоветские страны, поставил амбициозные, но едва ли достижимые за пару десятков лет цели – войти в число развитых стран мира, добившись ускоренного экономического роста. Но для этого необходимо было развивать инновационные отрасли, технологии и проводить исследования международного уровня для практического применения, то есть требовались совершенно иные подходы к самой стратегии развития науки. И поиски успешной научной стратегии продолжаются до сих пор.

В 1999 году Академия наук Казахстана, которая, кстати, входила в тройку самых мощных научных сообществ СССР, была отделена от министерства образования для большей самостоятельности. Однако прорыва в науке не случилось, и в 2003 году Академия получила статус республиканского частного общественного объединения. Собственно, единственным результатом подобных трансформаций стало финансирование науки по остаточному принципу, как следствие низкая зарплата в научной сфере и никаких перспектив для молодых ученых.

В начале 2020 годов к финансированию науки пытались привлечь бизнес, но успехи если и были, то локальные, а в целом наука Казахстана продолжала влачить жалкое существование. Летом 2022 году президент Токаев нелицеприятно высказался о состоянии науки, непонятных «левых» академиках, и поручил вернуть «мозговой центр» экономики, в лоно государства, придав ей статус государственной с соответствующим финансированием из бюджета. Академики возрадовались, но ненадолго. Вместо трансформации существующей, в 2023 году правительство создало новую, по тому же юридическому адресу, в здании алматинской Академии Наук. Так и возник парадокс – два высших научных сообщества страны в названии которых стояло гордое – «Национальная». И у каждой свои академики и свой руководитель.

ОСВОБОДИЛИСЬ ОТ БАЛЛАСТА?

Создание новой Академии Наук вместо трансформации прежней вызвало бурю негодования в рядах академиков.

  - Постепенно мы будем набирать в Академию наук сильных ученых. Те люди, которые были в академии раньше, их статус обнулился. Какая-то часть ученых старой академии действительно были сильными, по конкурсу они перейдут в новую академию. Часть академиков готовятся. Конкурс будет поэтапным, - объявил тогда Нурбек, отвечая на вопросы журналистов. 

Те ученые, кто «раньше были в АН», возмутились. И напомнили министру, что статус академика присваивается пожизненно, а сдавать экзамены перед комиссией из кандидатов наук и докторов PhD, вообще моветон. Вопрос замялся сам собой и информации о новых-старых академиках больше не упоминался вплоть до 28 марта 2025 года. Неожиданно старая академия объявила о самоликвидации общественной организации, и слиянии с новой. Как стало известно порядка 150 академиков вошли в состав АН при президенте, но в качестве не действующих, а почетных членов.

  - Многие из них уже далеко в пенсионном возрасте. Прямой связи с наукой, как таковой, многие уже не имеют. Вообще звание академик пожизненное, то есть прежние заслуги никто не отменял, поэтому почетные. Если они пожелают стать действительными членами, они могут пройти через процедуру избрания, - прокомментировал ситуацию Вячеслав Локшин, доктор медицинских наук, действительный член НАН при президенте.

Здесь стоит отметить, что списки переходящих академиков, по словам Локшина, предлагали в министерстве науки, и можно предположить, что создание новой АН напрямую связано с желанием избавить науку от балласта. За время 30-летнего правления Назарбаева академиками стали те, кто явно не заслуживал высокого звания и к науке отношение имел крайне посредственное. Помимо самого Нурсултана Назарбаева, в списке академиков прежней АН еще можно найти имена его дочери Динары Кулибаевой, брата Тимура Кулибаева Талгата, олигарха Серикжана Сейтжанова, бывших чиновников и депутатов Токтара Аубакирова, Талгата Мусабаева, Ахана Бижанова, Мухтара Кул-Мухаммеда и прочих не отличившихся в научной сфере личностей.  

Как сообщил наш источник в новой академии в списки пока почетных членов точно не вошли Назарбаевы и Кулибаевы. Судьба остальных пока не понятна. Хотя, теперь уже экс-президент РОО «НАН» Мурат Журинов сказал, что это дело времени.

  - Наши академики переходят не на условиях каких-то конкурсов, там же говорили, что должен быть отбор, кому-то что-то надо доказывать. У нас настоящие академики, которые получили признание еще в советское время. Насколько знаю, вопрос по тем, кто еще не перешел, окончательно решится к маю, - сказал Журинов.

Президент РОО АН РК Мурат Журинов

Так что полный список, кого считать академиком в Казахстане, а кого нет, и кто будет получать государственную стипендию, мы узнаем только к концу весны. Правда вопрос имеет и юридическую подоплеку. Звание академика пожизненное, и по закону право на выплаты имеют и те, кто получил высокое звание до декабря 2023 года.  Поэтому, для того чтобы избавить академическое сообщество страны от случайных людей потребуется, как минимум, законное основание лишать звания, чего пока нет.  Если, конечно, в Миннауки не поступят проще – «забудут», по достижении возраста назначить стипендию тому самому балласту. Правда в будущем это может обернуться и судами, хорошо если не международными.

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НАУКЕ

То, что с наукой у нас как-то нехорошо, можно судить по информированности населения о научных достижениях. Вспоминается казахстанская антиковидная вакцина. В свое время власти прочили ей выход на международный рынок и даже под нее строили целый завод, но тема сошла на нет, и об этом все забыли. Ну и еще недавняя травма министра науки, который обжег палец, представляя антигорючий кабель. Больше говорили о пальце, чем о достижении казахстанских ученых. Ну а многочисленные сообщения о казахстанцах, в основном уже бывших, добившихся признания на научном поприще за рубежами страны, вообще нельзя считать за успехи нашей науки. Однако академики настроены позитивно, появилась надежда, что с возвращением АН госфинансирования, все изменится.

Академик Вячеслав Локшин

  - Сегодня созданы отделения академии, которые как раз будут заниматься определением приоритетов, экспертизой, разработкой проектов. Каждый учёный в своей области работает. И академия хорошая площадка для мультидисциплинарных исследований, объединения учёных. Мы совершили несколько визитов в академии наук других стран - то есть идёт активная работа в области науки, международных отношений в этой области, - рассказал Вячеслав Локшин.

Мы полностью поддерживаем позитивный взгляд в будущее казахстанской науки, тем более что государство снова взяло на себя ответственность за ее развитие. Однако есть и сомнения. Например, министерство науки, берет под контроль заработки молодых ученых. На портале НПА был приказ ведомства, в котором прописана сетка окладов научных работников НИИ и вузов. В первоначальном варианте это 190 тысяч тенге, во втором уже 400 тысяч, что все равно меньше официальной среднереспубликанской зарплаты. При таком раскладе, приток молодой крови в науку маловероятен.