Тенгизшевройл, NCOC и Карачаганак: как нефтяные гиганты Казахстана избегают вопросов о судьбе Каспия

Ильяс Бахыт

В последнее время все чаще поднимаются вопросы, связанные со стремительным обмелением Каспийского моря. Согласно данным NASA EarthObservatory, с 2008 по 2023 год акватория казахстанского сектора Каспийского моря сократилась на 7%. Такими темпами Северный Каспий может исчезнуть в течение 75 лет.

Экологи виновниками надвигающейся экологической катастрофы считают нефтяные компании, которые регулярно нарушают экологическое законодательство Казахстана. Сегодня, 3 апреля, у участников международного движения Save the CaspianSea появилась возможность задать вопросы представителям трёх "гигантов" — АО "Тенгизшевройл" (ТШО), North Caspian OperatingCompany N.V. (NCOC) и Карачаганак Петролиум Оперейтинг B.V. (КПО b.v.), передаёт Ulysmedia.kz

Ulysmedia

Про экологию нет и слова

В Атырау проходит Северо-Каспийская региональная выставка "Атырау Нефть и Газ", где со своими презентациями выступили представители ТШО, NCOC и КПО.

Директор НПО "Глобус", эколог и активист Savethe Caspian Sea Галина Чернова возмутилась, что в перечне ТШО не было ни одного упоминания про экологию, в то время, как предприятие - одно из крупнейших загрязнителей окружающей среды. Она поинтересовалась, есть ли у компании примеры закупа экологического оборудования.

   – Какие суммы были заложены в прошлых годах на закуп экологического оборудования и какие заложены в связи с запуском завода третьего поколения проекта будущегорасширения на вашем предприятии, - спросила Чернова.

Известно, что на момент запускаместорождения по его периметру и в  зоненефтедобычи, работало 32 станции наблюдения за состоянием атмосферного воздуха. Сегодня только 8.

   - Почему? Поэтому мы сомневаемся в представляемых данных, проведении производственного экологического контроля и мониторинга, и с этим надо что-то решать. Кроме того, ни одна ваша труба не оснащена обеззараживающим оборудованием. С этим надо что-то делать, потому что ТШО числится в первых рядах из списка загрязнителей нашего региона, – говорит эколог.

Несмотря на чёткий вопрос, представители ТШО не смогли на него ответить и посоветовали отправить официальное письмо.

– К сожалению, среди нас нет экологов, и мы не сможем ответить на ваши вопросы, потому что эта сессия ориентирована на бизнес - то есть на потенциальных поставщиков услуг и товаров. Это не касается экологии. Вы можете написать письмо на имя руководителя компании и вам письменно ответят, - прозвучало в ответ.

  - На сайте ТШО есть список планов на закуптоваров и услуг. Вы там сможете проверить, когда и в какие годы был производен закуп на экологические области. К сожалению, сегодняшний формат собрания касается только тендерного процесса. Вы сможете увидеть план на сайте, мы сегодня не выставили список всех тендеров, – заявили представители ТШО.

Переход на НДТ

Вторую сессию на аналогичную тему проводили представители NCOC. К слову, недавно суд Астаны постановил взыскать 3,5 млрд тенге с консорциума за экологические нарушения. Вопрос задал основатель движения Save theCaspian Sea, напомнив про переход на наилучшие доступные технологии (НДТ). Учитывая тему мероприятия — закупки, Владимир Ни спросил, как соблюдаются требования экологического законодательства при проведении тендеров.

Представитель NCOC тоже не смог предоставить развернутый ответ и заверил, что предприятие ставит в приоритет экологические вопросы.

  - Любая закупка — это функция, которая поддерживает реализацию того или иного проекта. Если организация закрывает элементы улучшения экологии, сокращения выбросов, и закладывает это в технические требования, закупочная деятельность будет на 100% сфокусирована на этом. Конечно, другой вопрос будет стоять о том, насколько рынок наполнентехнологиями, которые позволяют полностью минимизировать выбросы.

Галина Чернова попыталась уточнить другой момент – как NCOC выводит отходы со своих искусственных островов, так как сегодня консорциум практически не имеет возможности осуществлять доставку оборудования, однако и этот вопрос остался без ответа.

  - То, что никто не готов ответить – это ужасно. То есть, с точки зрения стратегической, вы не владеете информацией и не знаете выхода. Это как? При наличии таких рисков, у вас должен быть хотя бы общий ответ, либо вы должны объявить аудитории, что вы готовы выйти на обсуждение этих вопросов в рамках ваших тендеров, – возмутилась эколог.

Напишите письмо

Аналогичные вопросы о закупках экологического оборудования и затратах на эти цели задавали и представители третьего гиганта – КПО. Отметим, что предприятие в этом месяце обязали выплатить более полумиллиарда тенге за потерянное госимущество.

Начальник сектора по договорной работе и закупкам КПО Жанна Агатаева, как и все остальные её коллеги по цеху, так же призналась, что ответить на вопрос не может.

  - На ваш вопрос я сейчас не могу ответить. Я вам точно могу сказать, что есть несколько инстанций помимо государственных органов, которые на ежемесячной основе, есть специальные отделы, которые отвечают заэкологию, а также есть все отчеты, которые требуются министерством.

  - Могу вас заверить, что все необходимые проверки и мониторинги проводятся в соответствии с законодательством РК.  На нашем официальном сайте представляется информация. Первым приоритет – это техника безопасности, безопасность жизнедеятельности. По вашим запросам вы можете направить специальное письмо, с указанием всех проблем, которые вы озвучили. Вы получите официальный ответ, — пообещала она.

Напомним, согласно данным ООН, к середине XXI века экологический кризис может сделать беженцами пять миллионов человек. Уже сейчас ученые предупреждают, что 700 тысяч жителей Атырауской области могут тоже могут стать «экологическими беженцами». Причина – разрушение экосистемы Каспийского моря, вызванное добычей нефти и отсутствием эффективных мер по защите окружающей среды.