Квоты и атака дронов: что ждет нефтяные котировки и экономику Казахстана

Курманов Байтас
коллаж Ulysmedia

Решение ОПЕК+ в начале апреля 2025 года увеличить квоты на добычу нефти вызвало немало вопросов, особенно на фоне проблем с КТК, инфраструктура которого подвергается периодическим атакам дронов. Ulysmedia.kz разбирался как это может сказаться на Казахстане.

БЮДЖЕТ ПОД УГРОЗОЙ

На прошлой неделе страны ОПЕК+ объявили о решении с мая повысить квоту на добычу нефти в целом до 411 тыс. баррелей в сутки. И отношение к этому двойственное. С одной стороны, увеличение квот может спровоцировать дальнейшее падение цен на нефть, что негативно скажется на экономике Казахстана. Продажа нефти продолжает играть огромную роль в республиканском бюджете, и поэтому ее стоимость на мировом рынке чуть ли не вопрос выживания страны. С начала года нефть потеряла в цене порядка $20 и сейчас торгуется в пределах $64-65 за баррель. Тогда как при расчете бюджета Казахстана на 2025-27 годы была заложена цена в $75. 

С другой стороны, Казахстан можно назвать злостным нарушителем квот ОПЕК+. Только в феврале нефтедобыча увеличена на 279 тыс. баррелей в сутки сверх плана. И подобное происходит далеко не первый раз. Однако никаких «тяжелых разговоров» и тем более санкцией со стороны организации нефтедобывающих стран не наблюдалось. Во многом, потому что, Казахстан всегда предоставлял компенсационные планы и старался их придерживаться. Хотя в этом вопросе Минэнерго не позавидуешь. Нефть у нас добывают иностранные инвесторы, которые явно не заинтересованы в ограничениях по добыче. Поэтому повышение квот, в том числе и для Казахстана можно расценивать как некий дипломатический жест со стороны крупнейших участников ОПЕК+: Саудовской Аравии и России.  

КОГДА МИД МОЛЧИТ…

Куда больше опасений вызывают атаки дронов на инфраструктуру Каспийского трубопроводного консорциума. Поскольку стабильность экономики Казахстана зависит не только от цены на нефть, но и возможностей ее транспортировки. В этом вопросе Казахстан сильно зависим от России, через чью инфраструктуру казахстанская нефть экспортируется в Европу. Поэтому довольно странно выглядит реакция наших дипломатов на атаки украинских дронов, ведь речь идет о потенциальной угрозе экономической безопасности для Казахстана, который в войне участия не принимает. Тем более импортерами казахстанский нефти являются в основном страны Европейского союза, который в свою очередь стал главным спонсором Украины. Однако МИД не особо расположен говорить о своей работе по урегулированию вопроса. 

Мы на связи с украинской стороной. По этому вопросу идут переговоры… По КТК официальную позицию дало Минэнерго, что касается украинской стороны, они в курсе. С ними ведутся переговоры, — сказал замминистра иностранных дел Алибек Куантыров, комментируя атаку дронов на КТК в конце марта. 

На какой стадии находятся переговоры, какова их суть, и ждать ли еще атак на нефтеперекачивающие станции КТК, неизвестно, что вызывает опасения. Но пока атаки дронов именно Казахстану ущерба не нанесли. 

НПС Кропоткинскую обещают восстановить в течение двух месяцев, (из-за атак дронов станция встала на ремонт. ред.), но на перекачку нашей нефти это особо не влияет. КТК просто пустил нефть в обход данной НПС и проблем нет. Тариф на транспортировку не увеличился, поскольку есть единый тариф в рамках КТК, и это ответственность оператора, - отметил Нурлан Жумагулов, директор общественного фонда Energy Monitor.

Однако если атакам подвергнутся другие нефтеперекачивающие станции, то проблемы могут возникнуть. Поэтому неизвестность от МИДа тревожит. Правда бытует версия, что это совсем не украинские дроны, а некое предупреждение от ОПЕК, за частое нарушение Казахстаном квот на добычу. Но эта версия не выдерживает критики - в общемировой добыче казахстанские объемы, даже с учетом превышения, едва дотягивают до двух процентов, что не может оказывать значимого давления на нефтяные котировки.

ГЛАВНОЕ В ПОВЕСТКЕ ДНЯ

Но на фоне возможного продолжения атак на КТК возникает логичный вопрос – как снизить зависимость от транспортировочной инфраструктуры России. Поскольку геополитическая нестабильность довольно высокая, и эксперты могут только гадать, чем все может закончиться. В этом вопросе новости неутешительные – хотя разговоры о новых экспортных маршрутах в ЕС в обход России ведутся уже лет десять, альтернативы КТК нет. 

Есть дополнительные маршруты, это трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Но данный маршрут является очень дорогим. Необходимо из Атырау доставлять цистернами, потом перевалка на танкеры и доставка в Баку - там слив. И оплачивать тариф придется Баку, Тбилиси и в Джейхане. По сравнению с КТК в конечном счете это обходится раза в три дороже. Понятно, что грузоотправители всегда будут выбирать самый оптимальный маршрут, - объяснил Нурлан Жумагулов.

Что касается прогнозных цен на нефть, то здесь еще больше тумана, чем с потенциальным предложением атак дронов КТК. Любые прогнозы не более чем тыкание пальцем в небо. Слишком много «черных лебедей» развелось в мире. Это и Ближний Восток, и возвращение Трампа, который уже ввел пошлины практически для всех стран, что подтолкнуло нефтяные котировки вниз. Здесь же развитие отрасли электромобилей, и продолжающая война в Украине и так далее. Поэтому в повестке дня Казахстана остается актуальным необходимость диверсифицировать экспортные маршруты и развивать собственную нефтеперерабатывающую промышленность, чтобы снизить зависимость от внешних факторов и получать от своих ресурсов максимум пользы.