Кызылординские пустыни: когда министр Нуржигитов перестанет отрицать неизбежное

Курманов Байтас
Ulysmedia.kz

Казахстан – страна, которая в водном вопросе почти полностью зависит от доброты соседей. Практически все реки, вода из которых идет на полив теплиц, полей и огородов, транзитные, то есть текут к нам из сопредельных государств. Особенно проблемным в этом плане стал южно-казахстанский регион, потому как реки Сырдарья, Шу и Талас постепенно мелеют. А с недавних пор ситуация и вовсе стала критической: из Амударьи огромные объемы воды начал забирать Афганистан. По мнению экспертов, Узбекистан и Таджикистан в условиях обмеления Амударьи начнут забирать больше воды из Сырдарьи. И очевидно, что Казахстану при этом придется хуже всех. По логике вещей, нам уже давно пора начать договариваться о справедливом водоразделе с Афганистаном, но пока особых движений в этом направлении от министерства водных ресурсов и ирригации нет. Ulysmedia.kz выяснял почему.

ТОНКОСТИ ВОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ

Сырдарья и Амударья даже при самом бережном использовании их вод, по оценкам экспертов, потеряют к 2050 году до 15% от нынешнего объема. Для региона это уже может быть катастрофой, потому как только эти реки питают Аральское море.

Запущенный в 2023 году афганский канал Кош Тепа существенно усугубляет эту проблему: талибы никому не показывают свои расчеты по водозабору, но предполагается, что они увеличат обмеление Амударьи как минимум вдвое.

И что будет в этой истории с Казахстаном – неизвестно.

Географически Амударья по территории нашей страны не протекает, но вот наши соседи – Таджикистан и Узбекистан сейчас берут примерно равное количество воды из Амударьи и Сырдарьи, скорее всего, в случае обмеления одной из этих рек, они увеличат водозабор из другой.

К чему это может привести, Нурлан Нуржигитов знает лично: в 2023 году он был акимом Жамбылской области, когда регион столкнулся с жесточайшей засухой.

Сейчас в зоне риска также Кызылординская, Туркестанская и Алматинская области.

И, казалось бы, Нуржигитов должен уже кричать о проблеме. Но пока о ней больше говорят наши соседи. К примеру, в соседнем Кыргызстане всерьез опасаются, что в Центральной Азии скоро начнутся войны за воду. 

В Казахстане об этой проблеме предпочитают громко не говорить. Как пояснил в ответе на официальный запрос Ulysmedia.kz вице-министр водных ресурсов и ирригации Нурлан Алдамжаров, наша страна не вправе комментировать национальные позиции стран Центральной Азии по вопросу водохозяйственной политики Афганистана.

А еще мы, судя по всему, очень верим в нерушимость центрально-азиатского братства:

   - Водохозяйственные вопросы по бассейнам рек Сырдарья и Амударья регулируются на основании положений Соглашения между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» от 18 февраля 1992 года. Руководители водохозяйственных ведомств Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана утверждают режим работы водохранилищ и лимиты водозаборов в бассейнах рек Сырдарья и Амударья на поливной и межполивной сезоны. С обретения независимости странами, до сегодняшнего дня состоялось 89 заседаний водных комиссий и прецеденты намеренного неисполнения одной из сторон принятых обязательств не наблюдались, - говорит Алдамжаров.

НАМ И БЕЗ ВОДЫ ХОРОШО?

В общем, мы ведем себя так, будто у нас где-то в песках близ Кызылорды спрятано огромное море пресной воды, которое мы сможем использовать в случае чего.

Но нет.

Как признают в МВРИ, у нас не то что запасов воды нет, у нас до сих пор не решена проблема водопотерь при поливе.

   - Потери воды на полях превышают 50% с учетом потерь в межхозяйственных и внутрихозяйственных каналах. Причиной является то, что многие сооружения построены в 60-70 годах и эксплуатируются без реконструкции и капитального ремонта более 30-50 лет, - говорит Алдамжаров.

Планы по устранению этих протечек в ведомстве, конечно, есть. Предполагается ремонт 14 тысяч км оросительных каналов. Но проверять их выполнение будут только к концу 2028 года. А там, глядишь, и министр сменится…

Еще позже установлена дата для окончательного перехода Юга Казахстана на водосберегающие технологии.

   - Наиболее зависимыми от притока воды с территорий сопредельных стран являются южные регионы страны. На сегодня площадь орошаемых земель Казахстана составляет порядка 1,9 млн га. При этом, свыше 70% земель или 1,4 млн га приходится на южные регионы: Туркестанскую, Алматинскую, Кызылординскую, Жамбылскую области, область Жетысу. С учетом прогнозируемого дефицита воды министерством активно ведется работа по переходу на водосберегающие технологии орошения. В частности, значительно позволяют сократить потери воды и повысить ее эффективность при поливе сельскохозяйственных культур применение капельных и дождевальных систем орошения. Использование лазерных планировщиков для выравнивания полей, также, способствует значительной экономии воды в сельском хозяйстве. Это достигается за счет более равномерного распределения воды на орошаемых участках. В целом, внедрение водосберегающих технологий орошения обеспечит экономию поливной воды на 20-30%, что позволит рационально использовать водные ресурсы. Важно отметить, что аграриям предоставляется государственная поддержка в виде субсидирования поливной воды, тарифов, а также инвествложений на внедрение водосберегающих технологий. Планируется, что площадь орошаемых земель с применением водосберегающих технологий к 2030 году составит 1,3 млн га. Вопрос внедрения водосберегающих технологий находится на постоянном контроле Министерства, - уверяет вице-министр ВРИ.

По факту на конец 2024 года, согласно данным Минсельхоза, водосберегающие технологии применялись на 26,3% орошаемых земель. До заявленных 90% очевидно очень далеко. А какие способы контроля и убеждения фермеров применяют чиновники профильных ведомств – неизвестно.

Впрочем, до 2030-го еще далеко, и Нуржан Нуржигитов вместе со всей командой за эти годы может несколько раз кресло сменить, а практики спроса с покинувших пост в Казахстане до сих пор нет.