Военные продолжают утверждать, что в армии нет дедовщины, а трагические инциденты, включая самоубийства, не связаны с условиями службы. Однако, несмотря на эти заявления, в армии не скрывают, прозрачность и контроль в частях требуется повышать. Ulysmedia.kz разбирался, как обстоят дела в «оборонке».
БОЛЕЗНИ И ДТП ГЛАВНЫЕ ВРАГИ АРМИИ
Руководство казахстанских вооруженных сил, включая национальную гвардию и пограничные войска, достаточно часто стало встречаться с прессой. И это логично. Имидж военной службы в глазах общественности находится в негативной зоне. Этому во многом способствуют широко освещаемые в СМИ вопиющие случаи гибели военнослужащих, сообщения о неуставных взаимоотношениях, жалобы солдатских матерей о случаях вымогательства денег у срочников и так далее.
Отрицательное отношение гражданского сообщества к армии – это плохо не только для отдельных генералов, но и в целом для безопасности страны. Однако военные стоят в глухой обороне: дедовщины нет, а есть личностные отношения. Военнослужащие гибнут не на службе, а за территорией воинских частей. А если что и случается, так это единичные случаи.
- Касательно 270 погибших на тот момент по статистике за 3 года. Это 2020 год - 78 военнослужащих, 2021 год - 96 военнослужащих, 2022 - 85 военнослужащих. Из них именно на службе погиб 91 военнослужащий, остальные 179, то есть 66% военнослужащих, погибли вне службы. Наиболее частые причины гибели - это болезни (36%) и дорожно-транспортные происшествия не на военных служебных автомобилях, а в быту, - отмечал первый заместитель главного военного прокурора полковник юстиции Максат Казиев.
А в целом, говорят военные, все в армии под контролем. Мероприятия по обеспечению правопорядка и воинской̆ дисциплины проводятся и будут проводиться. Правда тогда остается непонятным зачем столько дополнительных усилий и нововведений, если все в порядке.
БОЧКА МЕДА
Сложно отрицать, что усилий, чтобы сделать армию более прозрачной и клиентоориентированной, прилагается много.
В воинских частях устанавливаются камеры видеонаблюдения, а в будущем планируется внедрение систем с искусственным интеллектом для анализа видеопотока. Кроме того, рассматривается вопрос об оснащении солдат, заступающих в наряд, видеожетонами, аналогичными тем, что используются в полиции.
Вводятся новые подходы к профилактике правонарушений. В частности, солдаты срочной службы привлекаются к профилактическим мероприятиям и назначаются на должности заместителей командиров отделений и взводов (это должности контрактников).
Планируется упростить порядок подачи жалоб и обращений военнослужащих. Вместо традиционных ящиков жалоб планируют внедрить QR-коды, с помощью которых солдаты смогут оперативно сообщать о нарушениях, прикрепляя фото- и видеоматериалы.
Военная прокуратура разработала комплексные проекты "Закон и порядок в армии" и "Цифровая профилактика", направленные на снижение числа самоубийств, несчастных случаев и неуставных взаимоотношений. Эти проекты включают совершенствование системы обучения офицеров, расширение практики тестирования на наркотики, внедрение видеоконтроля и другие меры.
Совсем скоро появится мобильное приложение «Армия в кармане», которое сейчас проходит пилотное тестирование. Благодаря этому приложению родители чуть ли не в режиме прямого эфира смогут наблюдать за службой своих сыновей.
В принципе ничего особо нового – обо всем этом военные говорят давно. И подчеркивают, что обеспечение законности и правопорядка – это сложная проблема и ее решение требует системного комплексного подхода, координации усилий всех заинтересованных органов, институтов гражданского общества и средств массовой информации.
- Решение таких задач, как подготовка допризывной молодёжи, обеспечение морально психологической готовности молодёжи к выполнению священного воинского долга невозможно или неэффективно одними только усилиями военных, - не скрывает Казиев.
По его словам, военные не только открыты к сотрудничеству, но и заинтересованы в конструктивной и обоснованной критике, которая будет способствовать мобилизации всех на решение актуальных и важных задач.
ЛОЖКА ДЕГТЯ
Мы привествуем готовность военных к конструктивной критике и сотрудничеству. И полностью согласны, что поднять имидж военной службы, и помочь казахстанской молодежи проникнуться священным долгом защитника отечества, можно только общими усилиями. Однако, прежде чем разделять ответственность с гражданским сообществом, армии хорошо бы решить внутренние системные проблемы.
Например, в июле 2015 года в государственных СМИ вышла статья об армии, где говорилось, что численность контрактников среди солдат и сержантов доведена до 70 процентов. И срочники составляют всего 17 процентов от общего количества военнослужащих. В 2019 году замминистра обороны генерал-лейтенант Талгат Мухтаров заявлял, что контрактников уже 78 процентов от общего числа военнослужащих. А в январе 2024-го первый зам министра обороны Султан Камалетдинов сообщил, что с 2020 года из рядов казахстанской армии уволились 4 301 офицеров и 12 764 контрактников. О причинах не сообщалось, но не исключено, что это спровоцировал финансовый вопрос.
В 2015 году зарплаты контрактников составляли 60-130 тысяч тенге, а в 2024-м – в среднем 150 тысяч тенге. При этом, как сообщил Камалетдинов, задолженность перед военнослужащими постоянного состава насчитывает более 26 миллиардов тенге. А для полного обеспечения военнослужащих положенным обмундированием необходимо 62,7 миллиарда тенге.
Как отметил начальник департамента воспитательной̆ и идеологической̆ работы МО РК, полковник юстиции Тлеухан Басхожаев, зарплата контрактников наконец-то начала расти.
- Сейчас мы замечаем, оживление на нашем, так скажем, рынке труда, в связи с переходом на новую систему оплаты. В настоящее время именно сержантам и военнослужащим по контракту заработная плата увеличена, плюс также практически во всех городах увеличены выплаты за ежемесячное проживание жилья, так что вопрос этот держится на контроле.
В 2024 году по состоянию здоровья были демобилизованы 230 солдат- срочников. И только сейчас, чтобы предотвратить призыв негодных к службе запущен пилотный проект по медсмотру призывников, который призван нивелировать риски.
Или недавний случай в Актюбинском гарнизоне, где сержант избивал и унижал солдат, приказывая им есть окурки. Его осудили на два года ограничения свободы. Военные считают, что наказание справедливое, мол «тяжкие последствия отсутствуют". Но, с другой стороны, приговор мог быть куда жестче. Как минимум действия сержанта дискредитировали казахстанскую армию. А на будущее прозвучал совет - не выполнять такие приказы, а доложить вышестоящему руководству. Но может проблема в том, что подобные приказы – есть окурки, просто не должны звучать в казахстанской армии?
От сержантов напрямую зависит атмосфера в казарме, и, несмотря на то, что контрактной службе уже больше десяти лет, только недавно военные озаботились подготовкой профессиональных сержантов на базе военного колледжа. Пока одного, но планируется перепрофилировать еще два.
И подобных «мелочей», на которые руководство воинских формирований стало обращать внимание только сейчас, в казахстанской армии достаточно. И многие из них превратились в системные проблемы, которые еще разгребать и разгребать. Так что пока посыл военных – в армии все хорошо - работает плохо. Имидж военной службы в казахстанской армии установкой видеокамер, образовательными грантами и кредитными каникулами в мгновение ока не поднимешь. Это очень долгая системная работа, которая может растянуться и на следующий десяток лет.
К слову, один из последних резонансных случаев — Ербаян Мухтар, который остался инвалидом. Его состояние очень тяжёлое, семья борется за его жизнь.
И на этом фоне министр обороны продолжает шутить, снимать клипы с красавицей женой, демонстрируя полное безразличие к этим проблемам.
Цинизм высшей армейской власти — уже не просто моральный кризис, а вызов обществу.
Ulysmedia.kz поздравляет всех казахстанских военнослужащих с Днем защитника отечества.