Где родиться, чтоб в Кабмине пригодиться: какой город дал Казахстану больше всего министров

Курманов Байтас
Коллаж Ulysmedia.kz

В казахстанском правительстве сейчас – 26 человек. Им доверено решать основные вопросы всех казахстанцев. И, понятное дело, что ключевыми факторами назначения на ту или иную должность являются какие-то заслуги на предыдущем месте работы, образование и прочие объективные обстоятельства. Место рождения при этом, кажется, вообще не важно. Но если присмотреться к биографиям членов нынешнего правительства Казахстана, закономерности начинают бросаться в глаза: четверть кресел Кабмина занимают выходцы всего одного казахстанского города. Ulysmedia.kz проанализировал, кто из министров откуда родом, и попытался понять, почему место рождения имеет значение при назначении на высокий пост.

ДЕРЕВНЯ

Согласно статистике, в сельской местности живут менее 38% казахстанцев, и доля сельского населения постоянно сокращается.

Казахстанский центральный аппарат правительства кажется, существует вопреки данным статистики. Потому как с каждым годом выходцев из сельской местности в Кабмине становится все больше. Так, к примеру, в 2023 году министров, которые не стеснялись признать свое сельское происхождение, в Казахстане было 5, в 2025 – 6.

Из сельских жителей министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров, министр внутренних дел Ержан Саденов, министр экологии и природных ресурсов Ерлан Нысанбаев, министр водных ресурсов и ирригации Нуржан Нуржигитов, министр финансов Мади Такиев и министр юстиции Ерлан Сарсембаев.

Не будет преувеличением сказать, что для большинства из них опыт проживания в селе – конкурентное преимущество. Ну в самом деле, было бы странно, если бы министр сельского хозяйства не знал, как выглядит трактор и в какое время коров на дойку выгонять надо, а министр экологии никогда не видел стихийной свалки, коих возле казахстанских аулов предостаточно.

Но иногда кажется, что министры в аулах хоть и родились, о проблемах сельской местности знают очень поверхностно.

Вот, к примеру, Нуржан Нуржигитов. Родился в Жамбылской области, провел там более половины жизни, дослужился до кресла акима региона, а засуху проморгал. Хотя наверняка видел, что реки мелеют, а вода поливная утекает через трещины в каналах.

Чтобы он мог как-то помочь Казахстану решить системные проблемы с водой, его даже руководить профильным министерством назначили, но пока складывается впечатление, что водная безопасность страны по-прежнему больше зависит от божьей милости, чем от работы министра и министерства.

Во всяком случае, на все вопросы о том, как ведомство договаривается с соседями о распределении трансграничных рек, подчиненные Нуржигитова отвечают весьма уклончиво

К ЧЕМУ ТАКИЕ ТОЧНОСТИ?

Вполне возможно, родились в сельской местности руководители «социальных» ведомств Акмарал Альназарова, Светлана Жакупова и Гани Бейсембаев. В их официальных биографиях обозначены только области рождения, но не конкретный населенный пункт. Стесняются ли деревенского происхождения или просто не считают важным точное указание малой родины – неизвестно.

Не указан точный населенный пункт и уроженца Ташкентской области, главы министерства транспорта Марата Карабаева. Возможно, и он выходец из сельской местности. Но, раз так, то наверняка он в курсе как сложно ездить по проселочным дорогам, а также как важно эти дороги держать в порядке, ведь сельские жители такие же граждане страны, как и городские, но из-за транспортных проблем они часто лишены доступа ко многим благам цивилизации.

Но министру транспорта сейчас явно не до районных трасс. После выговора от президента, он активно работает над устранением замечаний. К примеру, уже известно, что будут ускорены модернизация пропускных пунктов на границе, а также строительство дороги «Центр – Запад», которая станет удобной магистралью для 70 тысяч человек, в первую очередь речь идет о жителях отдаленных районов Костанайской и Актюбинской областей.

Но почему эта работа началась только после критики Касым-Жомарта Токаева? Неужели без этого руководители транспортной сферы не видели проблем?

КОЛЫБЕЛЬ ВЛАСТИ

Но большинство членов Кабмина – выходцы из крупных городов. Если быть точнее, то из одного конкретного города. Шестеро из 26 топ-менеджеров страны – уроженцы Алматы. Причем можно прямо сказать: Алматы «рулит» всем Казахстаном. Из этого города сам премьер Олжас Бектенов и три его зама – Мурат Нурлеу, Канат Бозумбаев и Ермек Кошербаев.

Также коренные алматинцы в Кабмине – глава цифрового ведомства Жаслан Мадиев и министр энергетики Ерлан Аккенженов.

При этом еще 5 министров – уроженцы Алматинской области. Это Руслан Жаксылыков, Чингис Аринов, Мади Такиев, Ерлан Сарсембаев и Ерлан Нысанбаев.

Да и в целом, глядя на состав Кабмина, невозможно не заметить «южный» ветер. Два министра – Аида Балаева и Нуржан Нуржигитов – уроженцы Жамбылской области.

Сразу трое в правительстве – Галымжан Койшыбаев, Акмарал Альназарова и Гани Бейсембаев – уроженцы Кызылординской области. И тут непонятно – столь представительная делегация региона обусловлена тем, что когда-то здесь базировалась столица и остались политические амбиции? Или же это запрос на перспективу: в Кызылорде есть проблемы экологии, безработицы  и криминала. А чтобы их решить, центру нужны те, кто знает регион с младенчества.

ВОСТОК, ЗАПАД И ЦЕНТР

Еще три члена Кабмина – уроженцы Восточного Казахстана. Это Саясат Нурбек и Ербол Мырзабосынов из Семея, а также Ержан Саденов из Восточно-Казахстанской области.

Интересы всего Западного Казахстана в правительстве представляет вице-премьер, министр национальной экономики Серик Жумангарин.

А честь Севера защищают уроженец Павлодара, первый вице-премьер Роман Скляр и выходец из Северо-Казахстанской области Айдарбек Сапаров. К слову, Айдарбек Сейпелович связи с малой родиной не теряет, более того, находит все больше точек соприкосновения с текущим местом работы. Многие его родственники являются руководителями успешных агроформирований в СКО и получают солидную государственную поддержку.

Но, как уверял не единожды Сапаров-министр, он никак с Сапаровыми-аграриями не контактирует и их успехам в бизнесе не способствует.

Уроженцами Центрального Казахстана в Кабмине являются выходцы из Карагандинской области -  министр труда Светлана Жакупова и министр промышленности Ерсайын Нагаспаев, а также министр торговли Арман Шаккалиев.

Особняком стоит родившийся в Узбекистане Марат Карабаев.

РАНЬШЕ ТАКОГО НЕ БЫЛО

Как несложно заметить, среди членов правительства нет уроженцев многих регионов страны, в том числе – самых ресурсоемких Атырауской и Мангистауской области, многочисленной Туркестанской, и даже представителей Астаны в Кабмине сейчас не встретить.

Хотя совсем недавно ситуация обстояла иначе. К примеру, когда правительством руководил уроженец Акмолинской области Аскар Мамин, его замом был выходец из Жезказгана Женис Касымбек, а среди министров – два выходца из Российской Федерации.

Но, как предполагает общественный деятель Владимир Дворецкий, обилие алматинцев в Кабмине – вполне нормальное явление.


   - Алматы долгое время был столицей Казахстана, и до сих пор это самый крупный город страны. Здесь максимальная концентрация денег, вузов, интеллигенции, учёных, власти, связей и людей, стремящихся к успеху, - говорит он.

В то же время, как уверен Дворецкий, шансы пробиться во власть есть и у выходцев из других регионов Казахстана. И то, что они в правительстве есть – прямое тому доказательство.

Политический обозреватель Газиз Абишев придерживается аналогичных взглядов, но с некоторыми оговорками: по мере развития других регионов Казахстана  карта рождений министров будет меняться.

   - Возрастная категория министров – 30+. Они родились в то время, когда в Алматы было объективно больше возможностей для раскрытия потенциала – школы, передовые университеты и так далее. Ну и просто сам город был несоразмерно больше всех остальных. Но, если делать выборку среди молодежи, которая идет к успеху, то, думаю, там география будет уже немного другой, - говорит Абишев.

Конечно, ждать, что уже следующий Кабмин будет преимущественно из астанчан нельзя, но в перспективе через 20 – 30 лет, как предполагают политологи, столица заберет пальму первенства у Алматы по количеству топ-менеджеров.