23 июня все госслужащие мира, в том числе и в Казахстане отмечают свой профессиональный праздник. Резолюцию о провозглашении 23 июня Днем государственной службы Генассамблея ООН приняла в декабре 2002 года, у нас госслужащих в этот день чествуют с 2013 года.
В Казахстане насчитывается более 83 тысячи госслужащих, трудятся они в министерствах, агентствах, прокуратуре, Национальном банке, в судах, ЦИК и акиматах.
На начальниках управлений и департаментов, специалистах и рядовых сотрудниках госорганов и лежит вся тяжесть работы – они собирают и анализируют данные, пишут отчеты, принимают и рассматривают жалобы населения. Ключевую роль в создании этого профессионального корпуса должно играть Агентство по делам государственной службы и Ulysmedia.kz разбирался, почему, несмотря на декларируемую титаническую деятельность АДГС, госслужба остается предметом неоднозначных оценок и критики.
О глобальной перестройке в системе госслужбы Токаев объявил еще в начале 2020-го.
- Казахстану необходима новая модель государственного управления, адекватная запросам общества, эффективная и справедливая. При этом она должна основываться на самых современных технологиях. С учетом всего этого, мы приступили к реформе системы государственного управления, - сказал тогда президент.
И одним из направлений этой реформы было переформатирование госслужбы, чтобы каждый сотрудник госорганов, независимо от должности работал усердно и честно, во благо государства. За пять лет Агентство по делам государственной службы (АДГС) проделало большую работу. В отчетах ведомства есть и новые стандарты, и изменения в законах, проведенные аттестации, конкурсы, проверки и рекомендации… Также приняли Этический кодекс госслужащего, и Концепцию развития. То есть нельзя отрицать, что на законодательном, то есть - бумажном уровне, позитивные сдвиги наблюдаются: теоретически процесс поступления на государственную службу стал прозрачнее, и понятие "меритократия" все чаще звучит в официальной риторике. Однако, вопрос заключается в глубине этих изменений и реальном влиянии на качество государственного аппарата.
- Количество принятых стратегических документов не говорит об эффективности работы АДГС. Агентство должно задавать тон госуправлению. Ведь самая главная цель, создать мобильный эффективный госаппарат, который будет быстро и качественно выполнять все функции, принимать решения, контролировать, реализовывать их и нести за них ответственность. Этого мы не наблюдаем, - говорит общественный деятель Санжар Бокаев.
Дархан Жазыкбаев возглавил ведомство в 2022 году. И, казалось бы, активно взялся за реформы. Однако общественное восприятие коррупции и недобросовестности в рядах госслужащих остается на высоком уровне. И тому есть причины. По данным генпрокуратуры в 2022 году было зарегистрировано 1118 коррупционных дел, в 2023 - 2 133 дела, в 2024 чуть меньше - 2 098. Получается, что программные документы не очень-то и работают.
Дошло ведь до того, что правительство создало так называемый «прокурорский фильтр», задача которого защищать инвесторов от беспредела чиновников и излишнего бюрократизма. И прокуроры чуть ли не еженедельно сообщают об успехах в деле сохранения лояльности инвесторов к государственной власти. Другими словами, госслужащие не особо следуют программным документам АДГС.
Здесь могут быть две причины. Во-первых, укоренившееся в сознании массы чиновников, что все что не исходит от непосредственного начальника – формальность. Во-вторых, возможно, просто Дархана Жазыкбаева и его ведомство всерьез не воспринимают. Простой пример, в прошлом году Агентство рекомендовало акиму Алматинской области уволить районного акима. На него завели административное дело за допущенные проколы по службе, которые привели к системным нарушениям. Однако аким области рекомендациям не внял, и проштрафившийся продолжает работать на той же должности. То есть АДГС потенциально подвержена влиянию со стороны политических служащих – высокопоставленных чиновников, которые сами решают кого увольнять, кого оставлять.
- Культура управления не изменилась, ценности не поменялись. Каждый большой начальник старается взять в команду не наиболее способных и эффективных, а лояльных. Так принято, и так проще. Лояльные будут делать, что говорят, даже если это коррупционная схема. Здесь же ещё нет никакой персональной ответственности, она не закреплена, можно делать что угодно, принимать любые решения, быть неэффективным, и за это тебе ничего не будет. А если сравнить с бизнесом? Там чёткий KPI. Точно известно, кто за что отвечает, и профессионализм оценивается по результатам квартала, полугодия, года. У нас на госслужбе такого нет, - говорит бывший госслужащий Санжар Бокаев.
В марте на официальном сайте появилась петиция с требованием повысить эффективность государственного управления, за счет сокращения госаппарата.
Ее авторы напомнили, что еще в 2019 году Токаев ставил задачу сократить количество госслужащих на 25% к 2024 году. Однако, эта задача так и не была выполнена, наоборот появилось еще пара министерств. И вряд ли этот призыв будет услышан АДГС, поскольку у них есть национальный отчет по итогам 2023 года. Более свежий еще не выпускали.
В отчете сказано, что 73% чиновников отметили нехватку сотрудников в их структурных подразделениях. Вакантных должностей на 1 января 2024 года по стране было 7,5 тысяч, из них почти 1,5 тысячи должностей свободны уже давно. То есть народ на госслужбу не рвется и сокращать особо некого. А в сети есть достаточно откровений молодых и перспективных, ушедших с госслужбы в бизнес. Все они говорят, что работать в госорганы пошли, чтобы приносить пользу людям и государству. Однако, быстро попрощались с иллюзиями патриотизма. Причины тоже в принципе похожие – низкая оплата труда на фоне ненормированной рабочей недели и кумовство. Когда новый начальник выдвигает «своих», задвигая «чужих», а то и создает невыносимые условия, чтобы «освободить место». И, кстати, никто не жалеет об уходе, поскольку на вольных хлебах добились чего хотели.
Дархан Жазыкбаев тоже часто мелькает в СМИ - информирует, как в связи с очередным этапом реформы должно повысится качество госуправления. Или рассказывает студентам как сейчас стало просто получить работу в госоргане, какие при этом открываются перспективы, ну и, конечно, много говорит о патриотизме. Но красивые слова как-то не вяжутся с отчетом его ведомства, в котором сказано, что более 90% казахстанских чиновников испытывают стресс на работе и быстро выгорают. Почти у половины нет собственного жилья, и каждый пятый – в ипотеке.
По мнению Санжара Бокаева наводить порядок на госслужбе надо начинать с договора с международным авторитетным рейтинговым агентством.
- Допустим, мне, как начальнику управления нужны два специалиста в два разных отдела. Я не имею с рекрутерами никаких контактов, это условие договора. Просто заполняю форму, кто нам нужен, указываем компетенции. И рекрутеры, уже сделав свой отсев отправляют на собеседование идеально подходящих сотрудников. Все. Никаких братишек, сестричек, племянников и «агашка очень просил». Вот, такой нужен подход, - считает Бокаев.
При этом немаловажно, чтобы профессиональные чиновники получали достойную зарплату. Но похоже, что АДГС предпочитает говорить больше о «патриотизме», чем позаботиться о доходах своих подопечных. Еще в 2021 году было заявлено, что зарплата госслужащих будет расти примерно на 20% в год. Таким образом в 2025 году чиновник будут получать в два раза больше. Звучит довольно внушительно, но и эта иллюзия рассеивается, стоит зайти на сайт АДГС, где время от времени появляются вакансии в госорганах.
Так в нескольких регионах департаментам Антикора требуются старшие офицеры и офицер по особо важным делам. Максимальный должностной оклад от 275 тысяч до 297 тысяч тенге, скорее всего до вычета налогов. А министерству МВД требуется главный специалист - врач. Функциональных обязанностей на полстраницы. Оклад 289 тысяч тенге.
Если это оклады «которые выросли в два раза», страшно даже представить сколько получали специалисты пять лет назад. Зато становится понятным почему госслужба «стареет». По официальным данным средний возраст составляет 40 лет. И вливание молодой крови при таких раскладах не предвидится. Конечно, если государство в лице АДГС не переосмыслит подходы к работе, иначе есть риски что амбициозные цели реформ останутся недостижимыми.