Получить диплом бакалавра, а ещё лучше стать магистром или аспирантом сегодня не так престижно, как быть известным блогером. Причина на поверхности – монетизация. За то, что ты грызёшь гранит науки тебя, в лучшем случае, назовут «ботаном». А вот денег и узнаваемости не дадут. Ulysmedia.kz разбирался, почему в Казахстане и Кыргызстане десятки возможностей получить высшее образование, но стать при этом образованным получается не у каждого.
В 2025 году в Казахстане на 183 тысячи абитуриентов выделено более 77 тысяч грантов на бакалавриат. Самый простой подсчёт, надеюсь хоть с этим будущие студенты справятся, показывает, что на одно бюджетное место приходится два человека. Сегодня в Казахстане действуют 127 высших учебных заведений, однако в списке министерства науки и высшего образования оказались только 23. В чём суть такой ротации непонятно, но есть в этом и плюсы – теперь уж точно известно куда поступать.
В Кыргызстане с цифрами всё попроще. Оно и понятно, ведь страна гораздо меньше. В этом году вузам соседняя страна выделила 10 тысяч образовательных грантов. В то время как общереспубликанское тестирование, аналог ЕНТ, сдали 56 тысяч человек. Опять же несложная арифметика и мы получаем конкурс 5 человек на одно бюджетное место. В отличие от Казахстана министерство науки, высшего образования и инноваций Кыргызстана ограничений для ВУЗов не делало. Выбирай любой из 74.
Чем выше рейтинг вуза, тем сложнее в нём оказаться. Высокая планка университета ставит такие же высокие баллы для попадания в него.
В казахстанском списке 23 ВУЗа, но даже двоечнику понятно, что все хотят оказаться как минимум в ТОП 10. Табель о рангах остаётся почти неизменным с лидирующим Назарбаев Университетом и замыкающим первую десятку Казахским государственным аграрным исследовательским университетом.
В Кыргызстане многолетним лидером по спросу среди абитуриентов является Кыргызская Государственная медицинская академия. Не то, чтобы другие вузы учат хуже, но их показатели время от времени меняются, тогда как главная кузница медицинских кадров всегда в числе первых по числу желающих туда поступить. Стабильность, как известно, признак профессионализма. Станешь ты специалистом или нет ещё не ясно, но абитуриентом быть обязан.
Дьявольская связка гранта и рейтинга вуза проявляет себя во всей красе, когда абитуриенту не хватает одного или двух баллов, чтобы пройти на бюджетное отделение. В этот момент ты становишься перед выбором быть или не быть, вернее платить или не платить. Средняя стоимость обучения в престижных казахстанских университетах 1 500 000 тенге в год, то есть за 4 года обучения придётся отдать почти 11 тысяч американских вечнозелёных.
Есть, конечно, и Назарбаев университет, но для тех, кто не прошел по конкурсу, цены там не столько академические, сколько олигархические - 15 тысяч долларов ежегодно.
В Кыргызстане для любого абитуриента стать обладателем гранта - это тоже удача. Средняя стоимость обучения в местных университетах 60 тысяч сомов в год, это примерно 700 долларов. Но понятное дело, чем выше рейтинг вуза, тем больше денег придётся выложить за контракт. Есть годовые цены и по 200 тысяч сомов за самые востребованные специальности. Это почти три тысячи долларов и это почти так же, как и в Казахстане, хотя платежеспособность кыргызстанцев явно ниже. Что касается минимальной стипендии, то она в стране скорее для проформы – 800 сомов или 5 тысяч тенге.
Стипендия Болашак в Казахстане стала уже именем нарицательным. 30 лет лучшие молодые умы страны учатся в престижных вузах всего мира. За это время подготовлено 12 тысяч специалистов, осталось понять, где они, что делают и какая от них польза? Это ведь открытый обмен – государство тебе деньги на обучение, ты помогаешь стране лучше жить. Судя по тому, что в Казахстане периодический кризис, успехи участников Болашака распространяются исключительно на их личную жизнь, но никак не государственную.
В Кыргызстане есть такая же президентская стипендия, которая носит весьма символическое название Международная стипендия Эл умуту – Надежда народа. Её максимальный размер 50 тысяч долларов, предоставляется она молодым кыргызстанцам, которые поступили в один из 100 ведущих университетов мира. Программа начала действовать только в 2021 году, так что на неё действительно остаётся пока лишь надеяться. Как, собственно, и на то, что будет создана система, которая позволит реализовать знания и умения будущих докторов и профессоров.
В Казахстане в 2025 году насчитывается 680 тысяч студентов, в Кыргызстане 221. Сейчас это самые главные получатели знаний, на базе которых будет строиться будущее благополучие страны.
Но если принять во внимание резко упавший уровень образованности молодых людей, то возникает вопрос – для чего существует та самая система, которая так пафосно называется высшее образование? Складывается впечатление, что это вещь в себе. Педагоги, деканы, профессора и ректоры начнут сейчас кидать в меня камнями, защищая свой статус. Но в том то и дело, что статус сам по себе, студенты сами по себе. По сути, любой университет — это фундаментальные знания, научная лаборатория, главная задача которой наполнить этими данными умы молодых людей. Однако судя по тому, что вузы гонятся за числом студентов, а не за качеством их обучения, главное — это финансовый поток для альма матер.
Подтверждением тому, что вузы рассматривают студентов, прежде всего, как источник дохода, может служить решение властей Кыргызстана ввести мораторий на приём студентов на заочное обучение по специальностям Юриспруденция, Экономика и Менеджмент. Кроме того, временный мораторий также объявлен на лицензирование новых частных высших учебных заведений, связанных с обучением медиков и фармакологов. Одной из основных причин является стремление улучшить качество подготовки специалистов и уменьшить риски коррупции при обучении заочно. Совсем недавно из вузов Ошской области отчислили сразу 13 тысяч студентов, которые попросту игнорировали требования к учёбе. Такие же инциденты зафиксированы в Нарынской, Иссык-Кульской областях и в столице Бишкеке. И как вы понимаете, в процессе задействованы обе стороны: руководство университетов, которому главное число учащихся и сами студенты, тупо ждущих выдачи диплома.
По статистике в Казахстане по специальности, полученной в вузе, трудоустраивается только каждый пятый выпускник. Ещё одна деталь, которая характеризует если не полную, то вполне обоснованную безысходность студентов. Годы потраченную впустую, финансовые расходы и ты пять в начале пути. Другое дело, что уже стал старше. В том числе и для того, чтобы понять, что университет тебя научил только выживанию. Впрочем, для этих навыков нет необходимости изучать труды великих учёных. И если ты оказался упёртым и фартовым, то уже спустя пару лет работы в торговой сфере или, что ещё прибыльнее, вайнером или блогером вообще можно забыть о том, что ты когда-то, где-то и чему-то учился. Как бы ты не ратовал за науку, связка между фундаментальными знаниями университетов и практикой жизни, которую пополняют вчерашние студенты всё слабее.
По-видимому, это главная сентенция дня сегодняшнего, когда общаешься с молодыми людьми. Понятие, что главное образованность, а не образование на данный момент вовсе не актуально.
Но это вовсе не означает, что поток абитуриентов в институты и университеты иссякнет. Для жителей Казахстана и Кыргызстана симптоматично, что клише о наличии высшего образования по-прежнему равноценно приобретению путёвки в жизнь. Всё-таки общие уроки прошлого имеют свою цену. Другое дело, что девальвировать высшее образование себе дороже выйдет. Иначе потом сами ни построить, ни спроектировать, ни вылечить не сможем. Я уже про космос молчу.
Автор: Бакыт Мухтаралы