Не забегайте вперед: о чем предупредил вице-премьер Канат Бозумбаев казахстанцев

Анна Величко
Ulysmedia.kz

Марафон невиданной открытости правительства продолжил вице-премьер Канат Бозумбаев. Он, вместе с министром водных ресурсов и ирригации, а также вице-министрами национальной экономики, ЧС, энергетики, промышленности и строительства постарался максимально подробно рассказать о состоянии коммунальной инфраструктуры в Казахстане и о том, как ее будут улучшать, и объяснил из каких источников возьмут деньги на спасение казахстанцев от погодных катаклизмов. Беседа получилась местами важной, местами - нервной. Но главный вывод, который можно сделать по ее итогам, казахстанцам придется раскошелиться. На что именно - в материале Ulysmedia.kz.

Сразу о больном

В правительстве Канат Бозумбаев отвечает за развитие регионов, модернизацию ЖКХ и ликвидацию последствий ЧС.

Темы - архиважные для всего Казахстана, а местами - как показывают примеры Риддера и Экибастуза, весьма проблемные.

Собственно, с этих городов и начнем. Точнее, не с них самих, а с тех изменений, которые они дали стране. После кризисной зимы 2023 года, в Казахстане был разработан национальный проект по модернизации энергетического и коммунального секторов, который на старте оценивался в 10 трлн тенге, а теперь, согласно более свежим данным от Каната Бозумбаева, стоит уже более 13 трлн тенге.

Деньги планируется привлекать через внешние займы, национальные институты развития, и, конечно же, из Нацфонда.

Самый главные и логичный вопрос, который практически в первые же минуты задали Бозумбаеву журналисты - а где гарантия, что триллионы точно пойдут на трубы отопления и прочую инфраструктуру? Не “потеряется” ли миллиард - другой в процессе освоения?

Судя по тому, как подробно вице-премьер на этот вопрос отвечал, ему эта тема тоже очень небезразлична.

По его словам, контролировать деньги будет Минпром через свою дочку - Казцентр ЖКХ, а также планируется “покрасить” деньги, чтобы было понятно куда именно они тратятся.

Но и это не все методы контроля. Как сообщил Бозумбаев, с сентября начнет работать специальный сайт, на котором будут описаны все проекты модернизации, а также - суммы на них направленные, источники финансирования и механизмы возврата.

Вице-премьер призвал журналистов активно отслеживать ресурс и, соответственно, нацпроект.

   - Для вас будет ясно, понятно, прозрачно - куда привлекается и как используется каждая копейка, - сообщил он.

Стоит отметить, что за три часа пресс-конференции тема нацпроекта поднималась не раз, и на каждый вопрос Канат Бозумбаев, вместе с вице-министром энергетики, а также председателем ДКРЕМ отвечали очень подробно.

И, судя по всему, отвечать им придется еще очень долго. Просто потому что 13 триллионов на дороге не валяются и самое последнее, что нужно стране, это их банальная растрата.

Кто вернет триллионы, потраченные на ЖКХ?

Тем более, что возвращать деньги, которые олигархи потратят на модернизацию энергетической инфраструктуры, будем всем Казахстаном.

Как признал Канат Бозумбаев, часть затрат ляжет в тариф, часть - будет возвращена из бюджета, то есть из налогов все тех же нас.

При этом, как не пытались журналисты выяснить, насколько больше придется платить за коммуналку, никто из членов Кабмина точную цифру назвать так и не решился. В среднем, как стало понятно из их ответов, платить придется больше на 20 - 30% ежегодно.

В конце концов председатель комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК Тимур Косымбаев все же цифры озвучил:

   - В тенговом выражении рост составит 3 - 5 тысяч тенге для однокомнатной квартиры и 5 - 7 тысяч для двухкомнатной. Средний чек за коммунальные для однокомнатной квартиры сейчас составляет 25 тысяч тенге, с учетом роста тарифов он будет примерно 28 тысяч тенге, - уточнил Косыбаев.

Но тут же решил смягчить неприятную информацию, напомнив, что в Казахстане существует субсидирование тарифов для социально-уязвимых слоев населения.

   - Если доходы семьи составляют 200 тысяч тенге, а коммунальные выходят на 30 тысяч, то 10% от доходов семья будет платить сама, а остальное покрывается государством. То есть, в данном случае семья платит 20 тысяч, а государство - 10, - объяснил Тимур Косыбаев.

Избегая конкретики

Вообще, надо отметить, что цифр на этой пресс-конференции прозвучало много.

Канат Бозумбаев и министры признают, что коммунальный сектор требует ремонта, и что платить за него придется. Есть даже конкретная цифра. Но как это ударит по кошельку отдельного казахстанца – так и не объяснили.

Или еще пример - стихийные бедствия. После масштабных паводков 2024 года в Казахстане заговорили о необходимости срочного внедрения страховки на жилье, особенно в “проблемных” регионах.

И такой механизм, как сообщил Канат Бозумбаев, разработан.

Страховать жилье придется тем, кто живет в сейсмоопасных регионах, в регионах, подверженных подтоплению и лесным пожарам. Уже даже определено какая именно госструктура будет собирать эти страховые взносы.

Но сколько именно придется отдать за страховку - пока неизвестно

Бозумбаев лишь пообещал, что сильно по бюджету казахстанцев новая трата не ударит. Правда, не уточнил, что бюджет у всех разный, а цены на все растут в геометрической прогрессии.

“Важные” темы от Бозумбаева

Стоит отметить, что Канат Бозумбаев - один из самых “народных” членов Кабмина. Он никогда не пасовал от общения с аудиторией, даже в Кантар был одним из немногих акимов, вышедших к толпе.

Поэтому журналисты знали, если вице-премьеру по региональным вопросам что-то не понравится, он об этом непременно скажет.

Так и вышло

В какой-то момент, судя по всему, Канату Бозумбаеву надоели вопросы о том, почему народ должен платить за модернизацию доведенных до аварийного состояния олигархами ТЭЦ и прочих коммунальных объектов.

Потом он потребовал не винить никого раньше времени за недоказанный пока проступок экс-вице-министра транспорта Сатжана Аблалиева.

   -  Если человек — подчинённый в любой государственной организации или госоргане — будет осуждён по статье о коррупции, то первый руководитель должен подать в отставку. Но с момента, когда решение суда вступит в силу. Не надо забегать вперёд, не надо делать кого-то виноватым, - обратился он к СМИ.

А потом и вовсе обвинил журналистов в узости взглядов. Это произошло во время обсуждения темы Малого Талдыколя в Астане, который, несмотря на многочисленные предписания различных ведомств, продолжают засыпать и застраивать.

   - Я мимо проезжал неоднократно, но, честно говоря, немало других водоемов в стране, которые имеют гораздо большее значение - Каспийское море, Шардара, Балхаш, Капчагайское водохранилище… О некоторых вы и не подозреваете, какие проблемы существуют. Просто в Астане живете, паркетные столичные журналисты многие, и эту тему больше всего освещаете. Не в упрек говорю, - заявил Канат Бозумбаев.

Как уверен вице-премьер, проблема не в Талдыколе, а в реалиях текущего времени.

   - Нам нужно действовать сохраняя, относясь бережно, в целом, к водным ресурсам, потому что Казахстан - страна, которая больше всех от глобального потепления пострадает, в первую десятку входит. Поэтому все меры наши будут направлены на сохранение озерных систем, в том числе каналов и так далее. Что касается моего отношения к Талдыколю - да, я считаю, что Талдыколь должен быть сохранен, - заявил вице-премьер.

Под занавес пресс-конференции Бозумбаев попросил прощения, если кому-то его ответы показались резкими. Он подчеркнул, что считает крайне важным открытый диалог со СМИ и пообещал журналистам чаще встречаться и отвечать на все, даже неудобные вопросы. И, с учетом того, что в рамках одной пресс-конференции не удалось осветить даже половину всего, журналисты очень надеются, что эти слова действительно сбудутся. Не зря же Канат Алдабергенович имеет репутацию очень “конкретного” и обязательного чиновника.

Напомним, в Астане проходят пресс-конференции руководителей правительства. Ранее мы рассказывали, как прошли встречи с журналистами первого вице-премьера Романа Скляра, вице-премьера Ермека Кошербаева и премьер-миинстра РК Олжаса Бектенова.