Товарные биржи Казахстана: между крахом и прорывом

Курманов Байтас
Ulysmedia.kz

С июля в Казахстане вступили в силу поправки, которые, по мнению министерства торговли и интеграции (МТИ), смогут сделать товарные биржи тем самым инструментом формирования справедливых цен на ресурсы, каким они и были задуманы по своей природе. Однако, высказывались опасения, что нововведения способны привести к закрытию отдельных бирж и усилить монополию на рынке.

Что случилось на самом деле, и что надо делать для того, чтобы, как и во всем цивилизованном мире, товарные биржи стали площадкой, на которой формируются справедливые цены и качественная аналитика товарных рынков? Ulysmedia.kz задал эти вопросы чиновникам, биржевикам и экономистам.

ПОЧЕМУ УЗБЕКСКАЯ КАРТОШКА ВЫГОДНЕЕ

За создание нормальной системы биржевой торговли товарами и сырьем Казахстан бьется уже 20 лет.

Причины интереса страны к этому сектору понятны и вполне благородны.

   - Нормализация работы товарных бирж повысит прозрачность ценообразования на все группы торгуемых товаров, что, безусловно, станет плюсом и к инвестиционному климату Казахстана, - говорит эксперт нефтегазовой сферы, автор и основатель телеграм-канала «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов.

Он подчеркивает: пока в стране на тот или иной товар нет развитой биржевой торговли, мы не узнаем его справедливую цену, на него государство пытается установить ту цену, которую считает справедливой, но участники рынка с мнением чиновников часто не согласны и это оборачивается проблемами уже для всех казахстанцев.

   - Пока есть госрегулирование цен, ни один инвестор в Казахстан не придет. Давайте рассмотрим на примере картофеля: цена на него в Казахстане регулируется, экспорт то открывают, то закрывают. При этом импорт можно продавать по цене завоза плюс наценка. В итоге инвестору, даже казахстанскому, выгоднее уйти в Узбекистан, выращивать этот картофель там, а потом завозить в Казахстан как импорт. С точки зрения потребителя, конечно, хочется низких цен. Но тогда надо готовиться к дефицитам, а значит резким подорожаниям, причем малопрогнозируемым. Исправить ситуацию, кроме как отладкой нормальных биржевых торгов, нечем, - уверен Байдильдинов.

Причем под товаром можно подразумевать и нефть, и бензин, и газ, и агропродукцию, и даже электроэнергию. И все они то вносятся в перечень товаров, которые необходимо продавать через биржу, то исключаются из нее.

Одно из последних таких исключений - сжиженный газ. Как отмечает Олжас Байдильдинов, к концу 2021 года поэтапно через биржу торговалась почти половина объема газа для внутреннего рынка, в планах было полностью перевести торговлю газом в онлайн-формат, однако январские события эти планы «заморозили». Как предполагает эксперт, не без чьего-то активного участия…

   - Структуры или отдельные люди, которые заинтересованы в госраспределении дефицитного ресурса, всегда будут против свободных биржевых торгов. Одна из причин январских протестов, как я считаю, именно в личной заинтересованности отдельных представителей Западного Казахстана в непрозрачном распределении газа, потому что для них это коррупционные доходы, - утверждает Олжас Байдильдинов.

ПРОТИВ МОНОПОЛИИ ИЛИ В ЕЕ ИНТЕРЕСАХ

О необходимости развития биржевой торговли говорил и Касым-Жомарт Токаев в своих посланиях. Неужели кто-то саботирует его поручение, задаются вопросом аналитики.

Основной регулятор товарно-биржевой торговли в Казахстане - министерство торговли и интеграции. Ведомство, после январских событий, а также с учетом накопленных проблем в биржевой торговле, разработало поправки в закон «О товарных биржах», которые начали действовать с июля 2025 года.

Основные изменения:

1. Сокращен список товаров, торгуемых на бирже, а также введен перечень социально значимых биржевых товаров, продавать которые смогут только биржи, выигравшие специальный конкурс.

2. Ужесточение требований к брокерам: с 2026 г. брокеры будут обязаны проходить лицензирование. Также брокеры становятся субъектами финансового мониторинга.

3. Установлены лимиты на биржевые сборы и брокерские комиссии, фактически ограничив возможный доход бирж и брокеров.

4. Режим торгов остался только один – двойной встречный аукцион, , при котором биржевые сделки заключаются анонимно в результате конкуренции продавцов и покупателей, а цена на биржевой товар устанавливается на уровне равновесия спроса и предложения.

5. Вводится реестр недобросовестных участников и расширяются полномочия антимонопольного органа, включая приостановку или отзыв лицензий за системные нарушения.

Мы попытались получить комментарии к поправкам у представителей казахстанских товарных бирж. Всего их в стране, по данным МТИ, зарегистрировано девять,  из них три товарные биржи приостановили свою деятельность, в отношении одной ведется уголовное расследование. Контакты бирж есть на сайте МТИ, однако на момент публикации большинство бирж так и не ответили на наш запрос.

В одной из крупнейших казахстанских бирж, «ЕТС», корреспонденту Ulysmedia сообщили, что ключевые сотрудники в отпуске до середины августа. Представители другого ведущего игрока рынка, АО «Товарная Биржа «Каспий»,  согласились на разговор, однако признались, что пока изменения существенного влияния на работу не оказали.

   - Изменилось только то, что на товарных биржах перестали проводить закупки те компании, которые ранее проводили закупки через брокеров, - говорит председатель совета директоров АО «Товарная Биржа «Каспий» Елнар Надыргалиев.

 

В то же время он отмечает: пока у участников рынка складывается впечатление, что государство пытается как можно больше зарегулировать работу товарных бирж, а не создать условия для их развития.

Как подчеркнули представители биржи «Каспий», ранее на товарных биржах Казахстана можно было торговать не только нестандартизированными, но и широким спектром классических биржевых товаров. После вступления в силу новых изменений перечень разрешённых к торговле позиций сократился до 21 наименования. Фактически, это нефтепродукты, уголь, цемент и зерновые.  По мнению биржевиков, такое ограничение снижает гибкость рынка и делает его менее привлекательным для участников, особенно иностранных.

Кроме того, был упразднён один из ключевых торговых режимов — стандартный аукцион. Теперь будет использоваться только режим двойного встречного аукциона, который, как отмечают биржевики, нередко не обеспечивает должной анонимности. Причина в том, что в рамках небольшой экономики нашей страны, очень часто продавец (производитель) товара выступает в единственном числе.

Представители биржи «Каспий» также подчеркнули, что с учетом этих моментов, биржам сократили размер максимальной платы за брокерские услуги и иные взимания с клиентов, что, вкупе с остальными изменениями, может сделать работу некоторых бирж полностью нерентабельной.

А это значит, что, без правильного регулирования поправки, цель которых развитие здоровой конкуренции, могут привести к монополизации на рынке.

КТО ГЛАВНЫЙ ПО ТОРГОВЛЕ?

Самое главное и спорное изменение, которое ставит под вопрос существование большинства казахстанских бирж - это конкурс на определение торговой площадки для социально значимых биржевых товаров.

Сейчас к СЗБТ отнесены нефтепродукты, уголь и сахар. Это самые торгуемые и прибыльные для бирж позиции.

   - Изначально говорилось, что конкурс проведут до июля и выберут одну биржу. Потом сроки сдвинули на конец июля, новый предполагаемый срок - август. При этом в проекте закона уже говорится о том, что товарных бирж может быть не более двух. От итогов данного конкурса зависит - куда мы идем. Создает ли Минторговли монополию или действительно ратует за честную конкуренцию между биржами, - задается вопросом Елнар Надыргалиев.

Стоит отметить, что Ulysmedia.kz, среди прочего, спросил в Минторговли об этом конкурсе.

   - Выбор бирж для торговли СЗБТ будет осуществляется на конкурсной основе по четким и прозрачным критериям, утвержденным постановлением Правительства от 25 апреля 2025 года № 273. Такой подход направлен не на монополизацию, а на обеспечение стабильной, прозрачной и технологически подготовленной инфраструктуры для торговли товарами, имеющими критическое значение для экономики и социальной стабильности государства. Это исключает возможность формирования монополии, а напротив, способствует укреплению добросовестной конкуренции между квалифицированными участниками рынка, - прокомментировал ситуацию руководитель аппарата МТИ РК Азамат Каримов.

Он также сообщил, что конкурсный отбор исключает дискриминацию по дате открытия, уставному капиталу и иным аспектам деятельности биржи. Все, что должны будут сделать торговые площадки, это представить протокол нагрузочного испытания электронной торговой системы товарной биржи, договоры на оказание услуг по обеспечению информационной безопасности и положительный акт испытаний торговой системы товарной биржи на соответствие требованиям информационной безопасности в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации.

   - Это гарантирует, что товарная биржа может обеспечить непрерывность торгов, защиту данных и минимизацию операционных рисков для участников рынка, - пояснил представитель МТИ.

До конца августа определит победителей конкурса комиссия, в которую войдут представители различных министерств, бизнеса и даже КНБ.

Представитель биржи «Каспий» отмечает, что если Минторговли действительно сдержит свое обещание и проведет честный конкурс на выбор площадок для торгов СЗБТ, то это действительно в перспективе может стать положительным решением для всего Казахстана.

   - Но тут, опять же, возникают вопросы: а как будут распределяться объемы СЗБТ между биржами? Я считаю, что было бы правильно, если бы государство распределило объемы между биржами равномерно, чтобы в перспективе можно было делать аналитику формирования цен: сверять торги на этих площадках и делать выводы о работе бирж, о политике ценообразования и так далее. Сейчас такого рода аналитики в Казахстане нет, и это не очень хорошо, - рассуждает Надыргалиев.

КАКИМИ КОВРИЖКАМИ ЗАМАНИТЬ БИЗНЕС

По словам отдельных участников рынка, биржа в Казахстане по-прежнему - способ легализовать сделку, а не полноценный игрок, который задает правила игры.

   - Не так давно я покупал ячмень у Продкорпорации через биржу. Мне нужен был ячмень для животных, небольшой объем. Я позвонил в Продкорпорацию, узнал где и почем, договорились обо всем. Но они сказали, что могут только через биржу продать. Ну хорошо, я подал заявку брокеру, он выставил заявку, они лот - я купил. По сути, это просто нужно для того, чтобы Продкорпорация смогла правильно и без проблем закрыть бумаги и не бояться обвинений в каких-то махинациях, - говорит официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов.

Он подчеркивает: покупателей и продавцов даже по зерну в Казахстане не так уж много, и все они друг друга знают, поэтому сделки заключают просто по телефону. На биржу они пойдут только в том случае, если это будет выгоднее внебиржевых продаж.

   - Все действия госорганов в создании торговых бирж последние 20 лет – это попытка искусственно насадить. По принципу: есть же биржи в Штатах, в Великобритании, в Европе, в Азии -  у нас тоже должны быть. При этом не берется в расчет то, что на тех западных биржах для участников торгов есть множество различных инструментов, в том числе - торговля фьючерсами и деривативами. У нас же все это запрещено. И каких-то иных привилегий для тех, кто продает через биржу, тоже нет, - отмечает Евгений Карабанов.

При этом удачные примеры своеобразных «плюшек» для биржевой торговли можно найти не только в США, но и у соседей. Карабанов приводит в пример Узбекскую республиканскую товарно-сырьевую биржу, которая в прошлом году тем, кто торговал зерном через нее, давала скидку на провоз по железным дорогам Узбекистана. Благодаря этому маркетинговому ходу, часть объемов казахстанской пшеницы стала торговаться именно через Узбекистан.

Олжас Байдильдинов, говоря о методах развития экономики через товарные биржи, считает важным изучить опыт Российской Федерации, которая в периоды дефицита по нефтепродуктам, обязывает компании больше нефтепродуктов продавать через биржу. И, мониторя результаты торгов, правительство России видит, что происходит: кто сколько покупает и почем.

   - Треугольник цен: биржевые торги, внебиржевые торги и экспорт за вычетом транспортных издержек - считается нормальным диапазоном цен. Все же, что выпадает из этого треугольника по цене - либо слишком дорого, либо слишком дешево, привлекает внимание контролирующих органов и может расцениваться как нечестная сделка, - отмечает Байдильдинов.

Елнар Надыргалиев согласен с тем, что инструментарий и функционал товарных бирж Казахстана должен расширяться, в том числе - с учетом международных практик. Но подчеркивает: решение в данном вопросе принимает МТИ.

   - На сегодняшний день у нас даже метод торгов разрешен только один. Что, на мой взгляд, в корне неправильно, - говорит он.

КАК УСТРОЕНА БИРЖЕВАЯ ТОРГОВЛЯ ЗА РУБЕЖОМ

На фоне реформы товарных бирж в Казахстане особенно важно понимать, как устроена биржевая торговля в других странах. Международный опыт демонстрирует, что биржи могут быть не только формальной площадкой для фиксации сделок, но и полноценным инфраструктурным хабом, задающим стандарты качества, ценообразования и прозрачности.

В странах с развитой биржевой культурой (Беларусь, Узбекистан, Россия, Европа) биржи работают по модели мультиплощадочных цифровых экосистем. Например, Белорусская универсальная товарная биржа (БУТБ) охватывает более 3 тысяч товарных наименований, предоставляет высокотехнологичную торговую платформу, гибко добавляет новые товары (в течение квартала) и активно интегрирована в международные ассоциации.

Также стоит отметить, что во многих странах для привлечения бизнеса к биржевой торговле применяют налоговые льготы, в том числе по НДС, а также предоставляют различные финансовые и организационные преференции для выхода на биржу.

В России, на базе АО «Петербуржская Биржа» сформирована одна из самых развитых систем биржевой торговли в СНГ. На торги выведены нефтепродукты, сырая нефть, природный газ, электроэнергия, уголь, химическая продукция, удобрения, лес и стройматериалы, сельхозпродукция. Торговая система работает 24/7, биржа публикует региональные и национальные ценовые индексы, а её котировки являются ориентиром для рынка. Перечень торгуемых товаров формируется самой биржей на основе рыночного спроса и согласуется с профильными ведомствами, что позволяет быстро реагировать на изменения в экономике и потребностях участников.

При этом эталоном, конечно, являются западные биржи. Так, на Европейской энергетической бирже (EEX) в Германии торгуются не только энергоресурсы, но углеродные квоты, фрахтовые контракты, агропродукты, сертификаты происхождения. Это мультиплощадочный оператор с дочерними предприятиями по всему миру. Биржа регулярно добавляет новые фьючерсы и зоны поставки. Биржевые цены признаются юридическим ориентиром в ЕС. Индексы EEX используются для контрактов, хеджирования, налоговых расчётов и климатаудита в ЕС. Также данная биржа назначена официальной платформой аукционов по квотам выбросов ЕС (EU ETS).

На этом фоне казахстанская система пока только делает первые шаги к подобной зрелости.

ЧЕМ МЕНЬШЕ БИРЖ – ТЕМ ВЫШЕ КОНКУРЕНЦИЯ?

В МТИ, между тем, строят достаточно амбициозные планы по развитию биржевой торговли.

   - 1 октября 2024 года утверждена Концепция формирования общего биржевого (организованного) рынка товаров ЕАЭС, в рамках которой предусмотрен взаимный доступ участников стран Союза к национальным биржам, развитие клиринговых и логистических механизмов. Формирование общего биржевого рынка позволит казахстанским производителям выходить на организованные площадки, что повысит их конкурентоспособность, сократит издержки и обеспечит более справедливое ценообразование, - говорит Азамат Каримов.

Заместитель председателя АЗРК РК Ерлан Альжан считает, что  принятие новых поправок в биржевое законодательство повысит регуляторные требования, направленные на недопущение устранения конкуренции на товарных биржах, снижению рисков ценовых манипуляций на рынке товарных бирж, доступа к передовым торговым инструментам, а также ужесточение государственного контроля за соблюдением законодательства о товарных биржах.

   - Прогнозируется естественное сокращение товарных бирж, и как следствие развитие здоровой конкуренции не между товарными биржами в борьбе за недропользователя, а на товарной бирже между непосредственными участниками биржевых торгов. Фокус товарных бирж наконец-то будет направлен на развитие и совершенствование своих электронных торговых систем, как ключевого квалификационного требования, для обеспечения прозрачных и открытых биржевых торгов, - говорит он.

С ВЕРОЙ В БУДУЩЕЕ

Как уверен экономист Расул Рысмамбетов, от госорганов сейчас действительно очень многое зависит.

   - Поправки в закон о товарных биржах нужны для формирования понятных, прозрачных цен на ключевые товары, цены, на которые можно ссылаться. Среди этих товаров и газ, уголь, и нефтепродукты.

Вместе с тем, чтобы товарные биржи стала реальным ориентиром, а не формальностью, необходимо продолжить реализацию этой инициативы через ряд дополнительных шагов, то есть обязать производителей продавать часть объёмов через биржу, создать условия для ликвидности, достаточности средств, внедрить биржевые ценовые индексы. Может стоить подключить международные агентства и усилить надзор за манипуляциями. И вместе с тем, нужен надзор за надзорным органом, - отмечает он.

Именно Минторговли должно пойти на еще один важный шаг: расширить перечень товаров, обязательных для торговли через биржу.

   - В обязательный перечень биржевой торговли должны войти сжиженный нефтяной и природный газ, уголь, дизтопливо и бензин. Это именно те ресурсы, по которым регулярно возникают споры о ценах и дефиците. Надо обязательно продавать часть объемов на бирже чтобы обеспечить видимость и точку отсчета для всех участников, - говорит Рысмамбетов.

Олжас Байдильдинов еще более категоричен: через биржу должны продаваться практически все товары, которые через нее можно продавать. В том числе - металлургическая продукция, электроэнергия и квоты.

Он настаивает: без биржевой торговли мы никогда не будем видеть справедливую цену, а без справедливой цены очень сложно вести разговоры о будущем развитии страны, потому как именно цена и рентабельность являются основными критериями выбора для инвесторов, которые и хотели бы вложиться в Казахстан, но не готовы мириться с тем, что по столь важным вопросам надо будет вести персональные переговоры с чиновниками.

СКОЛЬКО КАЗАХСТАНУ НУЖНО БИРЖ?

Говоря о количестве бирж, эксперты сходятся во мнении: на этот вопрос ответит время.

   - Я считаю, что должен быть естественный отбор и конкуренция. Биржам надо дать время. Пусть ужесточаются в разумных рамках требования, чтобы со временем у нас остались либо 2 - 3 площадки, либо они каким-то образом делились по регионам, по отраслям и так далее, либо, если все справятся с конкуренцией, пусть остаются все. Ключевой целью государства должно быть то, чтобы все товары торговались через биржи, - говорит Олжас Байдильдинов.

Расул Рысмамбетов полагает, что государство все же может вмешаться в этот процесс.

   - Много бирж размоют ликвидность, мало же бирж - создадут монополию. Как вариант нужно 2-3 основные биржи и несколько региональных или узкоотраслевых бирж, - полагает он.

В перспективе же, с чем согласен и Рысмамбетов, если не уйти от реформ в какие-то личные и узкоотраслевые интересы, а действительно выстроить в Казахстане биржевую торговлю, как и задумывалось 20 лет назад, страна, наконец, сможет получить на все справедливые цены.