Рекордные дивиденды ERG: что стоит за выплатой в 365 миллионов долларов в бюджет Казахстана

Курманов Байтас
Ulysmedia.kz

На фоне продолжающихся споров о будущем контроля над Eurasian Resources Group (ERG) - одной из ключевых промышленных групп Казахстана, компания совершила знаковый шаг и подтвердила свою экономическую значимость. В государственный бюджет перечислены рекордные дивиденды в размере 365 миллионов долларов США. Эта сумма стала крупнейшей выплатой со времен ухода ERG с Лондонской биржи в 2013 году. Ulysmedia.kz выяснял благодаря чему группа смогла добиться такого прогресса.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ВАЖНОСТЬ

Значительные средства, поступившие в казну, звучат весомым контраргументом пессимистичным прогнозам, которые появились после ухода основателей «большой тройки» – Алиджана Ибрагимова, скончавшегося в 2021 году, и Александра Машкевича, ушедшего из жизни в марте текущего года. Управляет группой Шухрат Ибрагимов - он возглавил совет директоров ERG после смерти отца, а в октябре 2024-го стал ее генеральным директором.

Налоговые отчисления структур, связанных с ключевыми активами Ибрагимова, за 12 месяцев составили почти 312 миллиардов тенге, а материнская компания с 2015 года выплатила в казну 109 миллиардов тенге.

Не последнюю роль играет ERG в обеспечении энергетической безопасности: компания «Шубарколь комир» покрывает 25% топливной потребности Казахстана в коммунально-бытовом секторе. На месторождении «Шубарколь премиум», ТНК «Казхром», Соколовско-Сарбайском ГОК и компании «Алюминий Казахстана» работают тысячи казахстанцев. А конкретный финансовый результат для государства – те самые $365 млн дивидендов, пополнившие Национальный фонд, принесла утвержденная в конце 2024 года стратегия ERG, направленная на расширение мощностей и инвестиционную активность.

ERG НЕ ПРОДАЕТСЯ!

В марте прошли слухи о разногласиях учредителей ERG. Агентство Bloomberg сообщило, что три семьи, владеющие 60% доли компании, не смогли договориться о судьбе финансовых активов в Казахстане. По информации агентства, Машкевич и Шодиев хотели избавиться от банковского, страхового и брокерского активов за $1 млрд. Потенциальным покупателем выступал бизнесмен Тимур Турлов, контролирующий группу Freedom Holding.

Но Шухрат Ибрагимов отказался от продажи и обратился в суд, чтобы заморозить потенциальную сделку.

Ровно через месяц после смерти Александра Машкевича агентство Reuters сообщило о намерениях американского бизнесмена Джеймса Кэмерона приобрести ERG за млрд долларов. В тот же день Шухрат Ибрагимов через пресс-службу ERG опроверг информацию о переговорах о продаже компании.

   - Компания подтверждает полную приверженность руководства группы дальнейшему последовательному, устойчивому развитию бизнеса. Изменений в привычном ведении бизнеса нет, - говорилось в официальном заявлении, опубликованном в Telegram-канале ERG Kazakhstan.

В компании подчеркнули, что действуют в соответствии со стратегией, утвержденной в прошлом году, то есть расширяют производственные возможности, повышают инвестиционную активность и эффективность работы предприятий группы.

НОВЫЙ МАЖОРИТАРИЙ?

При этом сама фигура Шухрата Ибрагимова, 39-летнего наследника империи, получившего образование в Лондоне и Пекине, привлекает не меньше внимания, чем финансовые показатели возглавляемой им группы, и далеко не всегда позитивные.

В публикации деловой газеты Financial Times говорится, что Шухрат Ибрагимов планирует выкупить у партнеров доли в ERG, чтобы получить контрольный пакет акций компании.

   - Шухрат Ибрагимов работает в ERG с 2015 года и состоял в совете директоров с 2021-го, после смерти своего отца. Смена поколений продолжилась в прошлом году, когда Патох Шодиев передал своё место в совете директоров сыну Сабиру, а Машкевича заменил его племянник Эдуард Сурлевич. По словам двух источников, переговоры о приобретении Ибрагимовым долей других семей также начались в прошлом году, но ускорились после того, как в марте 71-летний Машкевич умер после долгой болезни, - пишет FT.

По информации источников издания, семьи Шодиева и Машкевича готовы к продаже своих долей, но оценка компании остается предметом спора. Они запросили до $1,8 млрд за свои пакеты акций, однако Ибрагимов предлагает меньшую сумму.

Издание сообщало, что представители семей основателей ERG не прокомментировали ход переговоров, сославшись на конфиденциальность. Журналисты Financial Times выдвинули предположение: правительство Казахстана заинтересовано в том, чтобы во главе ERG находился устойчивый основной акционер, имеющий казахстанское гражданство.

   - Один знакомый с ситуацией источник утверждает, что казахстанское правительство хотело бы видеть во главе ERG мажоритарного акционера с долгосрочным видением. Он намекнул, что оно может поддерживать Ибрагимова в его стремлении увеличить контроль. Правительство Казахстана не ответило на запрос о комментарии, — утверждает издание.

Прочему решительные шаги Шухрата Ибрагимова по консолидации контроля над ERG, о которых писала Financial Times, порождают волну спекуляций, слухов и критики, часто интерпретирующей его действия исключительно как «захват власти», - большой вопрос.

СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ

Окончательная смена поколений произошла в 2024 году. Гражданин Бельгии Патох Шодиев передал бразды правления своему сыну, 43-летнему Сабиру Шодиеву. Его сестры — Муниса и Нафиса, согласно британскому реестру, — обладательницы бельгийских паспортов, являлись владелицами и совладелицами шести компаний, три из которых уже распущены. По информации издания Lenta.ru, Нафиса Шодиева владела, как минимум, 75% компании, занимавшейся производством пластмассовых изделий и розничной торговлей через интернет, под названием Pout case Limited. Фирма была зарегистрирована в феврале 2017 года и распущена около года назад. Старшая дочь Патоха Шодиева Муниса являлась совладелицей IG Wines LTD, которая была образована в апреле 2011 года и работает до сих пор. Компания занимается оптовой торговлей алкогольными напитками и розницей по почте или через интернет. Муниса владела ею в 2016-2017 годах через Wine development Limited. А с 2009 года и до сего момента она владеет компанией Vault Couture Limited, которая занимается хранением текстиля, предметов одежды, обуви, сумок и аксессуаров лакшери- и премиум-сегмента.

Тогда же Александр Машкевич из-за болезни был также вынужден искать себе замену. Удивительно, что выбор олигарха пал не на родных дочерей – Аллу (1977 г.р.) и Анну (1982 г.р.), а на племянника, причем не кровного. Эдуард Сурлевич, заменивший Машкевича в совете директоров ERG - сын родной сестры жены бизнесмена.

Судя по британскому реестру компаний, Эдуард, как и дочери Машкевича, гражданин Бельгии.

ДЕЛОВАЯ ХВАТКА ИБРАГИМОВА

О том, почему Financial Times прочит в мажоритарные акционеры Шухрата Ибрагимова, гадать не приходится. 39-летний Шухрат Ибрагимов уже проявил деловую хватку. Как утверждает Telegram - канал Shishkin_like, не так давно он без лишнего шума провел несколько крупных сделок. В частности, приобрел 50% АО «Шубарколь премиум».

 

   - Сделка состоялась осенью прошлого года. Ещё 50% угледобывающей компании приобрёл Кенес Ракишев. Таким образом, теперь Шубаркольское месторождение в Нуринском районе Карагандинской области в немалой степени будет контролировать семья Ибрагимовых. Напомним, что компания «Шубарколь комир», входящая в структуру ERG, разрабатывает «Центральный» и «Западный» угольные разрезы на этом месторождении и покрывает 25% топливной потребности Казахстана в коммунально-бытовом секторе, - пишет Shishkin_like.  

   - Что касается «Шубарколь премиум», то оно разрабатывает участок «Центральный–2». Компания добывает длиннопламенный уголь, который поставляется в регионы Казахстана и страны СНГ. Контракт на недропользование был заключён в 2013 году сроком на 25 лет. Вдобавок в 2018 году акимат Карагандинской области заключил с компанией договор на 20 лет на добычу песчано-гравийной смеси на месторождении «Восток».

ОТ УГЛЯ ДО КОСМОСА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

   - Молодой Ибрагимов является основателем частной компании Eurasian Space Ventures (ESV), которая была зарегистрирована в декабре 2019 года, - заявляет Telegram-канал Shishkin_like

   - Forbes.kz утверждал, что ESV — первая казахстанская частная космическая компания, которая реализовала два проекта совместно со SpaceChain (сингапурский стартап, разработавший первую спутниковую блокчейн-инфраструктуру в космосе). Что касается совместных проектов, Biteeu и Divine, то они достойны отдельного упоминания. Отметим, что спутник YAM-2, отвечающий за работу обоих проектов, был запущен в космос на ракете Илона Маска SpaceX Falcon 9 в июне 2021 года с мыса Канаверал. Точная стоимость проекта неизвестна. Однако стоимость запуска Falcon 9, например, в 2020 году составляла 62 млн долларов США.

О благотворительном фонде Ибрагимова «Спарта» в интернете мало информации. Но нам удалось выяснить, что его главный принцип – поддержать тех, кто занимает активную жизненную позицию, не играет роль жертвы, а просто в силу обстоятельств не справляется с задачами.

   - Мы всегда выступали за то, чтобы вовлекать всех желающих в деятельное участие – не только профинансировать какие-то проекты, но и помочь руками, словами, знаниями, контактами и другими ресурсами. Мы не стремимся говорить об этом много. Мы предпочитаем просто действовать, - сообщается на официальном сайте фонда.  

Под патронажем «Спарты» - реабилитация детей с ДЦП.

А общественный Фонд «Кен журек» оказывает помощь детям с эпилепсией – им помогают оплатить диагностику и медикаменты, для родителей организовали специальные курсы.

Ассоциация ERZI приобрела необходимые тренажеры для реабилитации инвалидов на колясках.

По данным Forbes, в 2025 году состояние семьи Ибрагимовых составляет $2 млрд. Она занимает седьмое место в списке богатейших людей Казахстана. Мукадасхан Ибрагимова, вдова Алиджана Ибрагимова, и ее сыновья Шухрат, Достан, Даврон и Фурхат владеют 20,7 % ERG.

Также Ибрагимовы – совладельцы Евразийской финансовой компании, которая в свою очередь владеет Евразийским банком и страховой компанией «Евразия», также в их активе ТОО «Laggar group», ТОО «DaLaNi Group», ТОО «Eurasian Space Ventures», ТОО «CTK Sokol».

ВРЕМЯ РАССУДИТ…

Наследие ERG и ее основателей, включая сложную историю ухода с LSE и реструктуризацию ENRC, также ложится тенью на нынешнего руководителя. Ибрагимов, как лицо новой эпохи, неизбежно несет на себе груз этого прошлого. Любые операционные трудности группы, такие как убыток в 4 млрд тенге у «Шубарколь премиум» в 2023 году на фоне снижения выручки, немедленно приписываются его управленческим решениям, подпитывая скепсис относительно способности нового поколения эффективно управлять наследием «тройки».

Тем весомее на этом фоне выглядит конкретный результат – рекордные $365 млн, поступившие в казну Казахстана от ERG. Эта цифра, осязаемая и значимая для экономики страны, заставляет задуматься о справедливости и объективности волны критики, обрушивающейся на Шухрата Ибрагимова. Не является ли она зачастую следствием сложных внутренних корпоративных процессов, информационных войн и естественных рисков, сопровождающих смену эпох в столь значимом национальном активе?

Пока группа под его руководством продолжает исправно выполнять свои экономические и социальные обязанности, оставаясь ключевым налогоплательщиком, гарантом энергетической безопасности, крупнейшим работодателем и источником прямых многомиллионных финансовых вливаний в экономику, как это наглядно показали выплаченные дивиденды, игнорировать ее текущий вклад невозможно. Время и дальнейшие операционные и финансовые показатели ERG станут главными арбитрами в оценке эффективности управления Шухрата Ибрагимова в этот непростой период трансформации.