В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения бесстрашной Алии Молдагуловой, история которой изобилует противоречиями и «белыми тайнами». Ulysmedia.kz на основе открытых данных и рассекреченных документов из центрального архива министерства обороны России попытался восполнить эти пробелы. Особо стоит подчеркнуть, что никто не сомневается в бесстрашии казахской девушки, но факты позволяют предположить, что Алия могла бы выжить в той страшной войне.
В советской хронике, да и сейчас избегают писать о родителях героини, лишь указывают, что она их рано потеряла и оказалась в детдоме. После обретения независимости Казахстана краеведы из Актобе, выяснили, что ее отец Нурмухамбет Саркулов был из богатого рода. За классовую принадлежность к зажиточным баям он подвергался гонениям.
В 1933 году колхозный сторож выстрелами из оружия убивает Маржан Молдагулову мать Алии. В те годы люди голодали, и рассказывают, что женщина, чтобы прокормить дочку и сына собирала остатки картофеля на поле и получила смертельный выстрел. В то время даже за три сорванных колоска на поле отправляли в тюрьмы. Так малыши остались без мамы, а вскоре умер и маленький брат Алии.
По словам родственников, Нурмухамбет Саркулов после гибели Маржан второй раз женился. Правда, непонятно, почему дети остались фактически брошены? В итоге Алию забрал дядя по материнской линии.
До сих пор неизвестна и точная дата рождения Алии Молдагуловой. В документах значилось 25 октября, но официально принято считать, что она родилась 15 июня 1925 года в селе Булак Хобдинского района Актюбинской области.
Война с Германией застала Алию в Ленинграде, куда она переехала с дядей, но жила в интернате. В октябре 1942 года она поступает в Рыбинский авиационный техникум. Спустя три месяца покидает учебное заведение по одной из версий, она хотела быть летчиком, тогда как в техникуме готовили специалистов другого профиля.
В феврале 1943-го Алию зачисляют в Центральную женскую школу снайперов. Здесь инструкторы обучали курсантов маскировке, умению обращаться с оружием и стрельбе. В июле после шестимесячных курсов Лия Нурумганбетовна Магдагулова (так она обозначена в списках выпускников) была направлена в 54-ю стрелковую бригаду (22-я армия, 2-й Прибалтийский фронт).
Советское командование 14 января 1944 года начало Новгородско-Лужскую наступательную операцию. До этого 12 января в атаку пошел 2-ой Прибалтийский фронт. О чудовищных ошибках командования, приведших к огромным потерям, напишем позже, остановимся на последнем бое Алии.
Как следует из наградного листа Молдагуловой, подписанного командиром 4 стрелкового батальона майором Моисеевым и начштаба майором Винокуровым, 14-16 января во время боя за деревню Федорухново подразделение попало под сильный огонь противника. Ефрейтор Лия Магдагулова, подняла бойцов в атаку с криком: «Вперед, за Сталина, за Родину». Призыв девушки воодушевил солдат, и они устремились за ней. Она первой ворвалась в траншею убив из автомата10 солдат и офицера. Затем, увлекая за собой солдат, уничтожила еще 12 захватчиков.
На железнодорожной станции Насва она забросала гранатами вражеский миномётный расчет, одного солдата взяла в плен. Во время штурма деревни Казачиха Лия была в первых рядах.
«Ура, за дружбу народов», кричала Магдагулова, одна из первых ворвалась в траншею и вступила в рукопашный бой с немецким офицером. В схватке она смогла вырваться из его лап и произвести в него автоматную очередь. Умирающий фашист в ответ успел выстрелить из пистолета ей в грудь, от полученной раны она скончалась.
Во времена СССР, да и сейчас эта трактовка гибели снайпера оставалось незыблемой, лишь обрастала деталями. В одной публикации даже написали, что Алия с возгласом на казахском «Казактар алга!», и по-русски: «Братья-солдаты, за мной!» подымала бойцов в атаку. К слову, в военном документе, где подробно и красочно описывается последний бой этих фраз нет.
Советская версия о гибели Алии была развеяна показаниями сослуживцев и данными псковского краеведа Юрия Алексеева, который в 2008 году издал книгу «Новосокольники. Земля, опалённая войной».
Настоящей бомбой стало откровение командира батальона Моисеева, который и писал наградной лист о присвоении звания «Герой Советского Союза» Алие Молдагуловой. В письме к снайперу Зинаиде Поляковой - подруге Молдагуловой он написал, что дал приказ Алие и Зине поднять роту, залёгшую перед окопами неприятеля. Выполняя его указание Алия, была ранена, разведчики, вступившие в бой, отнесли ее в крытый сарай, где находились раненные. Однако постройка попала под огонь и загорелась, кто выжил неизвестно.
Как следует из списка безвозвратных потерь ефрейтор Аня Магдагулова (так указано в документе) в должности снайпер была убита 15 января и похоронена в общей могиле в 300 метрах восточнее села Печенки Новосокольнического района. Несмотря на поиски, останки героини так и не найдены.
Советские, а позже российские исследователи пришли к выводу о плохой организации наступления. На это указывают и рассекреченные в начале 2000-х документы той поры. Причиной провала стала плохая разведка - эшелонированная оборона немцев не была раскрыта. Советская артиллерия перед атакой неэффективно расстреляла почти весь боекомплект. В конечном счете наступавшие войска оказывались под шквальным огнём противника.
- Система огня опорных пунктов противника, находящихся на фланге бригады подавлена не была. Контрбатарейная борьба не была организована, в результате чего бригада имеет высокие потери, - говорится в донесении командира 54-стрелковой бригады полковника Сухореброва.
Офицеры оказались безынициативными и вместо обходных маневров, бессмысленно штурмовали укрепрайоны немцев, посылая солдат в бойню. Штабы находились вдалеке от боевых частей - это сказывалось на оперативном управлении. Отмечалось пьянство офицеров, плохой подвоз боеприпасов и эвакуация раненных. Сообщение между частями было отвратительное, командование по 10-12 часов не знало расположение частей. К примеру, из-за связи на сутки «пропала» целая танковая бригада.
Перед началом операции в составе трех фронтов советских войск было 900 000 солдат и офицеров, 20281 орудия и миномётов, 1580 танков и САУ, 1386 самолётов. Им противостояла немецкая армия «Север» -741 000 человек, 10 000 орудий и миномётов, 385 танков и штурмовых орудий, 370 самолётов.
Как видим, Советская армия имела численное преимущество в живой силе и в вооружении, но командование не смогло воспользоваться этими козырями. Как следствие, планы по разгрому группировки «Север» провалились. Германские войска вывели основные силы на новые оборонительные рубежи.
В результате наступления потери советских войск составили 76 686 убитыми и пропавшими без вести, 237 267 человек получили ранения. По немецким военно-медицинским отчетам, ряды Вермахта поредели на 24 739 убитых и пропавших без вести, 46 912 раненых. Всего 71 651 жертв.
Ужасающие цифры говорят сами за себя, советских солдат погибло и пропало в три раза больше по сравнению с отступавшими силами противника.
Во время Второй мировой войны снайперов не отправляли в атаку, и не только потому, что это не их функциональные обязанности. Дело в том, чтобы подготовить невидимого охотника за врагами такого уровня, как Алия, требуется время и практика. По воспоминаниям сослуживцев Молдагуловой, на фронте они еще проходили отработку навыков под руководством опытных стрелков. А до этого полгода обучалась азам в школе снайперов, и на их обучение были потрачены казённые деньги. По этим причинам такие кадры берегли, и не разбрасывались впустую.
В связи с этим непонятно почему комбат отправил снайпера высокого ранга в атаку? Можно было бы понять, если бы возникла угроза штабу, отражение внезапного нападения противника, когда выбора не остаётся, как всем браться за оружие. Но здесь отправлять хрупкую девушку подымать солдат, оказавшихся в кольце плотного огня противника?
По некоторым данным, Молдагулову якобы перед наступлением перевели в автоматчики, поэтому ее отправили в атаку. Однако подтверждающих документов в архиве МО РФ нет. Зато, как следует из похоронного списка, она была снайпером. Полагаем, что командир батальона, давший приказ поднять солдат, отправил Алию на верную смерть.
Добавим, что за полгода службы снайпер Молдагулова уничтожила более 30 немецких оккупантов. Отметим, что это подтверждённые данные, но и это количество убитых врагов говорит об отличном уровне ее мастерства. Для сравнения за всю войну на счету выжившей Зинаиды Поляковой - подруги Молдагуловой, всего лишь 15 удачных выстрелов.
Несомненно, подвиг Алии Молдагуловой останется примером мужества и дальше будет вдохновлять новые поколения патриотов Казахстана. Ведь несмотря на перенесённые страдания, лишения в детстве она нашла силы, мужество и отвагу в борьбе с черными силами – идеологией ненависти, и заплатила за это своей жизнью.