Национальный проект «Модернизация энергетического и коммунального секторов» позиционируется чиновниками как прозрачный и открытый. Однако на практике возникают вопросы, связанные с доступностью информации о целевом расходовании, в том числе и бюджетных средств. Ulysmedia.kz выяснял, какие «слепые зоны» есть у нацпроекта.
ТАРИФЫ ПРОНСПОНСИРУЮТ ВСЕ
Судя по словам представителей министерства национальной экономики, глобальное обновление отечественной коммунальной инфраструктуры идет полным ходом. И не за горами время, когда перебои с электроэнергией, водой и теплом станут скорее форсмажорным исключением, а не обыденностью. На брифинге в СЦК глава Комитета по регулированию естественных монополий Тимур Косымбаев сообщил, что нацпроект по модернизация энергетического и коммунального секторов вступил в стадию практической реализации. В этом году за 144 млрд тенге отремонтируют 1,3 тыс. км сетей и закупят более 3 тысяч единиц нового оборудования. На следующий год планы вообще грандиозные - ремонт почти 10 тыс. км сетей и закуп более 46 тысяч единиц оборудования. Финансирование, по словам Косымбаева, будет обеспечено «за счет тарифа, бюджета и рыночных источников, включая средства международных финансовых организаций». Впрочем, сам Косымбаев еще две недели назад признал, что банкет обновлений и модернизации инфраструктуры будут оплачивать казахстанцы.
Тимур Косымбаев, председатель Комитета по регулированию естественных монополий
Заемные средства будут вкладываться в тариф – основной долг и процентная ставка по вознаграждению. Однако, чтобы снизить давление на тариф, субсидии из республиканского бюджета будут покрывать часть ставки вознаграждения. В частности, 10% вознаграждения будет включено в тариф, а все, что выше, – субсидироваться со стороны государства. Таким образом, мы нивелируем резкий рост тарифа, – говорил Тимур Косымбаев на брифинге в начале августа.
И тот факт, что государство вроде позаботилось о населении, вкладывая в тарифы всего 10%, нисколько не успокаивает. Поскольку в Миннацэкономики уже озвучивали, что ежегодный рост тарифов на комуслуги прогнозируется на уровне 20-30%. Минимум еще четыре года.
БЕЛЫЕ ПЯТНА КОНТРОЛЯ
Проблема в том, что, оплачивая нацпроект, потребители практически лишены возможности узнать, как монополисты используют сверхприбыли от повышения тарифов. При этом в министерстве национальной экономики уверены, что существующих инструментов контроля вполне достаточно для обеспечения честности и прозрачности.
Есть действующий механизм, который предусматривает предварительное рассмотрение, от обсуждения заявок до утверждения тарифа впоследствии. После завершения проведения ремонтных работ, субъект естественных монополий обязан отчитываться о результатах ремонтных работ, - сказал Косымбаев.
Однако, как показывает практика, эти механизмы не гарантируют заявленную прозрачность. Отчеты монополистов и обоснование повышения тарифов часто представляют собой объемные технические и финансовые документы. Без специальных знаний в них не разобраться. Кроме того, в отчетах только общая информация, без конкретики. Например, указаны суммы, потраченные на «ремонт трубопроводов» или «обновление оборудования». Однако нет данных, какие именно участки сетей были отремонтированы, какое оборудование у кого и по какой цене закуплено, кто выступил подрядчиком работ и сколько за это получил. То есть проверить, была ли замена изношенной трубы реальной, практически невозможно. Это создаёт риск, что под видом капитальных ремонтов могут проводиться мелкие, косметические работы или, что средства «осваиваются» через аффилированные компании.
Общественные слушания превратились скорее в формальный инструмент. Так в 2024 году, перед повышением тарифов на электроэнергию, в Астане, представители ТОО «Астанаэнергосбыт» обосновывали необходимость повышения тарифов на 10-15%. Местные жители и общественные активисты выступили с критикой, указав на неудовлетворительное состояние сетей и нецелевое использование средств в прошлом. Они потребовали сначала провести аудит и показать конкретные планы по модернизации. Тем не менее, после слушаний, где большинство высказалось против, тарифы были повышены, без аудита и конкретных планов, хотя и в меньшем объеме, чем изначально запрашивал монополист.
Опять же, в прошлом году официально сообщалось, что во время ремонта на ТЭЦ было использовано некачественное оборудование, которое было закуплено у местного поставщика, не имеющего собственного производства. То есть перекупщика. О какой конкретно ТЭЦ идет речь не указывалось. Но вкупе эти факты могут говорить, что существующие механизмы контроля не эффективны. Правда, в министерстве заявили, что ситуация изменилась с появлением технического оператора нацпроекта по модернизации – АО «КазЦентрЖКХ».
Центр будет от подачи заявки до завершения ремонтных работ, то есть на всех этапах, работу контролировать. Для этого будут привлечены соответствующие специалисты, - сказал Косымбаев.
И дело даже не в том, что сам Центр существует с 2009 года и занимался реформами в сфере ЖКХ. В частности, переходом КСК на ОСИ, причем без особого эффекта. Здесь больше беспокоит вопрос, где Центр возьмет специалистов, поскольку с кадрами, особенно в электроэнергетике, у нас большие проблемы.
А КАДРЫ ГДЕ?
Год назад вице-министр энергетики Сунгат Есимханов заявлял, что в энергетической отрасли страны не хватает около двух тысяч специалистов. Он отметил, что особенно остро дефицит ощущается среди электромонтёров в районных электрических сетях, а также машинистов и обходчиков на тепловых электростанциях. В мае этого года Высшая аудиторская палата в своем отчете писала, что дефицит кадров в отрасли составляет 4,5 тысячи. При этом нехватка инженерно-технического состава на некоторых предприятиях составляет 25-30%. В министерстве энергетики признают, что проблема дефицита кадров давняя и системная.
Асылжан Мусин, директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго
Специальность энергетика у молодёжи не вызывает интереса сейчас. В рамках предыдущей программы инвестиций нам удалось обеспечить хороший социальный пакет в рамках тарифов на энергопроизводящих организациях и также повысить заработную плату. Эти наши шаги обеспечили удержание сотрудников, которые уже имеют хороший опыт работы и способны воспитывать молодёжь, которая приходит вновь на работу. Как раз заработная плата и позволяет им обеспечивать стабильность на работе. Мы ежегодно отрабатываем эти вопросы. Держим на контроле. Так в рамках программы года рабочих профессий тоже проводим много мероприятий. Ситуация улучшается, - заверил директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго Асылжан Мусин.
То есть получается, что для привлечения специалистов, Центру ЖКХ придется переманивать опытных сотрудников с действующих предприятий, усугубляя дефицит профессиональных кадров. Или вешать на одного специалиста с десяток проектов в разных регионах, что ставит под сомнение качество контроля. Впрочем, нацпроект рассчитан до 2029 года, и как говорят чиновники результаты надо подводить по окончании, а не в ходе реализации. Если, конечно, его через пару лет не признают неэффективным и не поставят на утрату, как это часто бывает с подобными инициативами.