Президент страны пока не тронул областные акиматы. Как знать, возможно, это наглядный пример того самого дифференцированного подхода к ротации кадров и сохранения институциональной памяти госслужбы, о которых он говорил ещё в январе. Об акимах привычно говорят плохо или вообще не говорят. Корреспондент Ulysmedia.kz постаралсь найти «золотую» середину – не ругать и не хвалить, а насколько возможно непредвзято посмотреть на стиль руководства каждого.
Не исключено, что ротация акимов – это дело недалекого будущего, тем более у людей и впрямь к представителям власти на местах накопилось немало вопросов и претензий. Вот только как их все учесть? На что обращать внимание? На днях частный фонд «Центр медийных технологий», который регулярно дает экспертную оценку работе чиновников на местах, выпустил очередной рейтинг областных акимов. Возглавил его глава ВКО Даниал Ахметов. В плюсы ему эксперты засчитали ввод 11 крупных инфраструктурных проектов и низкий показатель безработицы.
А в начале года в стране появилось приложение akimy.kz. В нём казахстанцы сами дают оценку бастыкам, могут ставить лайки и дизлайки их деятельности. Даниал Кенжетаевич тут тоже первый. Правда, с конца. Перед ним с оценкой -6 в рейтинге «народной нелюбви» глава Актюбинской области Ондасын Оразалин. Рейтинг Ахметова при этом -258. Интересно, это еще нелюбовь или уже ненависть?
Мы решили не отставать от тренда, систематизировать информацию о бастыках, которая попала в открытый доступ и составить свой рейтинг акимов.
Новички и долгожители
Самый простой критерий – как давно человек рулит регионом. Согласитесь, спрашивать с новичка, который ещё не всё имена подчиненных выучил, так же как со старожила, проведший годы в акимском кресле, не совсем честно.
Среди главных начальников областей и трех мегаполисов новобранец один – аким Алматы Ерболат Досаев, который 31 января 2022 года сменил на этой должности Бакытжана Сагинтаева, провалившего роль главы сомого крупного города страны в январе. Также относительно недавно, в ноябре 2021 года был назначен акимом Алматинской области Канат Бозумбаев. Замыкает тройку новичков Нурлан Ногаев, которого отправили руководить Мангистауской областью в сентябре прошлого года.
Дольше всех на своём посту, с ноября 2014 года, аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов. Чуть меньше, с сентября 2015 руководит Костанайской областью Архимед Мухамбетов. И на третьем месте – аким Акмолинской области Ермек Маржикпаев.
За эти годы с долгожителями на постах акимов случалось всякое. Напомним только один из последних скандалов, связанный с Даниалом Ахметовым. В ноябре аким подал в суд иски о защите чести и достоинства более чем на 20 бизнесменов региона, которые еще весной выступили в СМИ с критикой акимата. Как утверждали предприниматели, подряды в ВКО распределяются между своими, тендеры разыгрываются с нарушениями, и аким Ахметов поэтому должен подать в отставку. Чем закончилась история – неизвестно, однако выступая в СЦК, Даниал Ахметов объяснил, что у него лично претензий к бизнесу нет, а дела ведет частный фонд «Ар-Бедел», который вроде как решил приостановить ход исковых заявлений.
Честь портфеля
Критерии отбора людей на госслужбу могут быть самыми разными, но, как нам кажется, основной – это честность.
Тем не менее, казахстанская история зафиксировала не один факт, когда из руководящего кресла казахстанских чиновников пересаживали в СИЗО. И, как доложил Касым-Жомарту Токаеву глава Антикора Олжас Бетенов, только за 2 месяца этого года в коррупции изобличено 240 лиц, в том числе – 40 руководителей республиканского и областного уровней. Если еще конкретней – вице-министр, городской аким города и 11 начальников областных управлений.
Согласно казахстанскому законодательству, первый руководитель госоргана должен подать в отставку при доказанности вины в коррупции его подчиненных.
Аким города, задержанный за коррупцию в феврале, о котором говорил Олжас Бектенов – градоначальник Кентау Туркестанской области Даурен Махажанов. Финпол подозревает его в получении почти 100 тысяч долларов. А это преступление в особо крупных размерах. Стало быть, если вина будет доказана, то и глава Туркестанской области Умирзак Шукеев должен будет подать в отставку? Тем более что Даурен Махажанов много лет работал в структурах АО «КазАгро» под руководством Асылжана Мамытбекова, карьеру которого связывают исключительно с протекцией Умирзака Естаевича. Так что в нашем рейтинге из-за коррупции подчинённых Умирзак Шукеев попал на третье место.
Впрочем, коллеги могут рассказать Шукееву о массе способов, как легально обойти эту статью закона. Самый «опытный» здесь градоначальник Нур-Султана Алтай Кульгинов. В 2020 году за взятку был осужден аким района Байконур столицы Аскар Есилов. Но Кульгинов, как разъяснил финпол, делать себе административное харакири не должен – его подчиненный взял мзду ещё до поправок в закон «О госслужбе».
Летом 2020 года на взятке попался глава управления культуры столицы Нурлан Сыдыков. Зимой 2021 года его осудили и, как того требует закон, курирующий культуру зам Кульгинова Бахтияр Макен подал в отставку. Но Алтай Сейдирович её просто не принял. За везение и смекалку Кульгинову в нашем антирейтинге достается серебро.
И совсем непочетное первое место у акима Атырауской области Махамбета Досмухамбетова. В декабре 2021 года по подозрению в получении взятки были задержаны его зам – Бахытгуль Хаменова и начальник управления культуры области Акылбек Рыскалиев. Буквально через месяц по подозрению в коррупции были задержаны начальник областного управления образования и его заместитель. Глава региона коррупционные скандалы с участием его подчиненных старается не комментировать, но, справедливости ради, и судов ещё не было.
А поговорить?
Областной аким – это уже не чиновник, а политик, и хочет он того или не хочет, а говорить с населением ему придется. Как показали январские события, ораторы из большинства акимов, мягко говоря, не очень. Большинство понятия не имеют, как общаться с разгневанной толпой. Так что в стрессовой ситуации, надо признать, экзамен не сдал никто.
Чуть лучше других справился аким Мангистауской области Нурлан Ногаев. Да, протестующие его вроде слушать не хотели, но в итоге-то в одном из самых горячих регионов страны до массовых погромов не дошло.
Практически всё взрывоопасное время был с народом аким Актюбинской области Ондасын Оразалин. За это, а также за стойкость, ведь протестующие призывали бастыка выступить с ними единым фронтом, а Оразалин на эти призывы не поддался, ему в кризисных коммуникациях отдаем второе место.
Ну и на третьем месте Архимед Мухамбетов. Глава костанайщины вышел к народу, взял на карандаш проблемные вопросы и уговорил протестующих разойтись по-хорошему. Но северяне по природе своей менее конфликтны, чем уроженцы западных областей, так что стоит признать – Архимеду Бегежановичу было чуть проще.
А что у наших акимов с общением в обычной ситуации? Тут без вариантов – молодым в красноречии сто очков дадут «старички» акиматов. Бердыбек Сапарбаев, Умирзак Шукеев и Даниал Ахметов руководили и в разное время и разными регионами. Им не раз приходилось выходить «в люди». И сейчас они часто демонстрируют класс ораторского мастерства на встречах с бизнесменами, многодетными и другими категориями населения, показали способность общаться на одном с ними языке и удерживать внимание аудитории.
Возможно, им стоит дать мастер-классы своим менее опытным коллегам? К примеру, объяснить акиму Алматинской области Канату Бозумбаеву, что нецензурная лексика для главы региона неприемлема?
А заодно, чем дольше делать вид, что проблемы не существует, тем ярче она становится. Вот, к примеру, доказанный факт – в Талдыкоргане задержанных за январские беспорядки жестоко пытали, даже прижигали утюгом. Уже найдены полицейские-садисты, но аким региона упорно хранит молчание. Так и хочется спросить: Канат Алдабергенович, а вы точно там власть? Может, уже пора выйти к народу и объяснить, почему полиция взяла на вооружение средневековые методы?
Несколько раз за два месяца пытались поговорить со своим градоначальником и алматинцы. Но Ерболат Досаев почему-то общаться с горожанами не спешит. Хотя и демонстрирует либеральность, разрешая им митинги то по одному, то по другому поводу. Может так и надо: разрешить людям встретиться, прокричать в пустоту претензии к власти и разойтись. Этакая терапия от акима Досаева. Хотя, если посмотреть видео выступлений Ерболата Аскарбековича, то можно заметить, что говорит он часто эмоционально, но не очень связно. Так что, возможно, просто стесняется.
Такая же «стесняшка» – глава Кызылординской области Гульшара Абдыкаликова. Она безусловный лидер антирейтинга ораторов. За свою карьеру Гульшара Наушаевна не единожды попадала впросак во время публичных выступлений. Да что там, сложно вспомнить хотя бы один ее спич, встреченный восторженными овациями аудитории.
Кроме того, кызылординцы, у которых масса проблем с водой, экологией и рабочими местами, уже не представляют своего акима без роскошной норковой шубы. Хотя и считают этот «прикид» во многих ситуациях просто неуместным.
Кто главный транжира?
Сравнивать бюджеты областей зачастую некорректно, ведь где-то надо строить большие заводы, где-то – школы и больницы, а где-то – дороги. Всё это разные траты, и красавчиком выглядит тот аким, которому удается отстоять финансирование этих важных проектов. Но иногда местная власть не желает довольствоваться необходимым и проявляет просто невиданную расточительность.
Мы уже писали о том, как аким Туркестанской области Умирзак Шукеев не жалеет миллионов на культуру, но эти траты и рядом не стояли с тратами столичного градоначальника. На ту же культуру Алтай Кульгинов в этом году, согласно официальной информации, планирует потратить 7,6 миллиардов тенге!
Впрочем, это далеко не самые значительные траты города. Пока вся страна обсуждала строительство ипподрома для детей с различными заболеваниями возле Нур-Султана за 6,5 млрд тенге, акимат выкупил за 10 миллиардов тенге соседствующий с городской администрацией торговый центр.
За любовь к дорогим проектам сомнительной необходимости Алтай Кульгинов однозначно достоин первого места среди акимов-транжир.
А вот Павлодарской областью руководит полный антипод Кульгинова. На должность акима региона Абылкаир Скаков пришел из комитета по финмониторингу Минфина.
Первое, что сделал новый аким области, это сократил финансирование профессиональных футбольного и хоккейного клубов в пользу развития массового спорта. Надо отметить, что павлодарцы, которые всегда гордились своим «Иртышом», идею не оценили, но кто же их спрашивал?
И это, пожалуй, основная проблема начальников всех мастей – они совершенно не считают нужным советоваться с народом. Президент с высоких трибун постоянно говорит о важности диалога, о строительстве «нового Казахстана», а вот его ставленники на местах предпочитают действовать по старинке – как вздумается. И большой вопрос – смогут ли они хоть когда-нибудь поменять годами выработанные подходы? Или менять всё-таки нужно их самих?