Отказ от социальных гарантий? Насколько вырастет пенсия в 2026 году

Анна Величко
Ulysmedia.kz

На фоне подскочившей до почти 13% инфляции по итогам сентября 2025 года, на повестке дня ребром встал вопрос: как индексируют пенсии и пособия казахстанцам? По закону, размер определяется бюджетом с учетом инфляции. В середине лета в министерстве труда говорили, что повышение с января 2026 года составит 10,5%, что меньше текущего уровня инфляции. Ulysmedia.kz выяснял, будут ли дополнительно индексировать пенсии и пособия казахстанцев.

10% - и ни тиыном больше!

В начале 2025 года казахстанские пенсионеры получили прибавку в 6,5% к базовой пенсии и 8,5% к солидарной. В итоге общая пенсионная выплата увеличилась почти на 9,4%.

На этот раз в министерстве труда решили упростить жизнь получателям пенсий и пособий, поэтому сразу озвучили процент общего повышения пенсий – 10,5%.

Но цены с тех пор в казахстанских магазинах сильно подскочили, в квитанциях за коммуналку – тоже.

Поэтому Ulysmedia решил уточнить в ведомстве: насколько в итоге повысятся пенсии и пособия с нового года.

Как выяснилось, обещанные 10,5% повышения не то что не стали увеличивать, их наоборот немного снизили.

Как сообщила вице-министр труда и социальной защиты населения РК Виктория Шегай, пенсии увеличатся с января 2026 года на 10%.

   - Уровень инфляции на 2026 год предусматривается в коридоре 9-11%, в связи с чем, в соответствии с проектом Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2026-2028 годы» с 1 января 2026 года размеры пенсионных выплат по возрасту планируется повысить на 10% от получаемого размера, размеры пособий и базовой пенсии будут повышены в связи с изменением величины прожиточного минимума, - пояснила она.

Тем не менее, в Министерстве труда и соцзащиты не стали совсем уж огорчать пенсионеров и сделали ремарку: в течение года пенсии могут еще раз повысить.

   - В отдельные периоды размеры пенсионных выплат повышались дважды.  Такая практика проведения индексации выплат дважды в год была обусловлена комплексом социально-экономических факторов и государственных обязательств:

1) Защита от инфляции и поддержание покупательской способности. Когда реальная инфляция (реальный рост цен) превышала плановый (прогнозируемый) уровень, заложенный в бюджет.

2) Реализация социальных инициатив и поручений Главы государства, - пояснила Виктория Шегай.

Судя по тому, что цены в 2025 году уже существенно повысились, а защитить пенсионеров от этого роста так никто и не собрался, надеяться надо больше на второй пункт – прямое поручение президента.

Смог же он своим волевым решением недавно остановить многочисленные инициативы Кабмина по закручиванию гаек? Может и с пенсиями населению поможет…

Бедные будут еще беднее

Между тем, экономист, директор консалтинговой компании Ulagat Consulting Group Марат Каирленов полагает, что 2026 год может оказаться для казахстанцев еще сложнее, чем 2025.

   - Налоговая реформа, запущенная правительством, будет давить на цены. Ведь ее основа – повышение НДС, а этот налог еще называют «налогом для конечного потребителя». Экспортеры будут даже в выигрыше так как им компенсируют НДС из госбюджета, а вот у тех, кто торгует на внутренний рынок, просто выхода иного нет, придется поднимать цены, - предупреждает он.

Марат Каирленов, фото из архива спикера

При этом задранная до 18% базовая ставка уже заставляет банки пересматривать свои кредитные продукты. В этом контексте, по мнению экономиста, решение правительства повысить пенсии всего на 10% может обернуться существенным обнищанием населения.

   - Экономика - сложный организм. Потребление, в том числе – за счет кредитов и рассрочек, за счет имеющих стабильный доход пенсионеров, позволяет держаться на плаву малому и среднему бизнесу. Теперь, в условиях сокращения совокупного спроса, он будет вынужден сокращать сотрудников, а это тоже будет бить по совокупному спросу, - описывает ситуацию Каирленов.

Разрыв контракта

Кроме того, экономист напоминает, что ежегодная индексация пенсии на уровень инфляции – это один из социальных контрактов государства и общества. И теперь, получается, государство его в одностороннем порядке пересматривает.

   - Нам много лет говорят о том, что у нас социально ориентированный бюджет. Дескать, где еще вы видели, чтобы 60% расходов бюджета направлялось на социалку. И, казалось бы, действительно – нигде. Но, с другой стороны, государство презентует нам не консолидированный бюджет государственных органов, квазигоскомпаний и Нацфонда, а только госорганов. При этом для сравнения активы квазигоссектора равны половине ВВП, а Нацфонд – еще 22% ВВП. То есть огромная часть расходов государственных средств остаются в тени. И, если считать консолидированный бюджет, то на социалку мы тратим не 60% расходов, а в 2 раза меньше, – напоминает он.

Также экономист приводит в пример страны ОЭСР, у которых социальные траты составляют порядка 20% ВВП. Если смотреть на Казахстан сквозь эту призму, то мы уже не дотягиваем до стандартов ОЭСР, направляя на социалку около 10% от ВВП.

   - Под социалкой надо понимать не только пенсии и пособия, но и здравоохранение, образование. Образование я бы, кстати, особо отметил. У нас до сих пор, несмотря на все программы, до конца не решена проблема доступа населения к качественному образованию. А именно образование может кратно повысить благосостояние граждан, - комментирует Марат Каирленов.

Как итог, резюмирует экономист, в Казахстане формируется крайне напряженная обстановка.

   - Все факторы указывают на то, что государство само же загоняет Казахстан в петлю, которая увеличивает социальную напряженность в обществе. У нас декларируется какой-то немыслимый рост ВВП в почти 7%, но чем он обусловлен? По сути факторов, кроме наращивания госрасходов, которые берут все больше в долг, всего два – увеличение добычи нефти на Тенгизе и рост транзита грузов из Китая в Россию через Казахстан. Но в этих сферах занято крайне малое количество казахстанцев, а для всех остальных экономический рост превращается в инфляцию и падение доходов, - объясняет Каирленов.

Кстати, об опасности социальных конфликтов Казахстан еще в начале 2025 года Казахстан предупреждали эксперты Давосского экономического форума, но вице-премьер, министр национальной экономики РК Серик Жумангарин считает, что в Казахстане нет напряженности, есть диалог.