Продаем родину кубометрами, или Почему депутаты год о казахстанских недрах спорят

Анна Величко
Ulysmedia.kz

Перед мажилисменами стоит важная задача – до конца 2025 года они должны утвердить поправки в Кодекс о недрах. Год назад их презентация вызвала такой скандал, что законопроект заблокировали. Вновь его внесли на обсуждение парламента недавно, но поправки опять вызвали массу вопросов. И все это на фоне разговоров о том, насколько богат Казахстан полезными ископаемыми, и как много в мире желающих помочь нам с их добычей. Ulysmedia.kz разбирался, кто или что мешает навести порядок в недропользовании.

Что предлагает Минпром

Выступая в мажилисе с докладом о том, какие поправки правительство планирует внести в Кодекс о недрах, и.о. министра промышленности Иран Шархан был весьма красноречив. Для начала он напомнил, что поправки разработаны в рамках конкретного и прямого поручения главы государства, потом намекнул о важности прозрачности в контроле за недропользователями.

Только после этого перешел к сути и объяснил, что основная цель поправок – закрепить законодательно единую платформу недропрозования как единственную площадку по распределению участков для разведки и добычи полезных ископаемых.

   - Сейчас механизм доступа к недрам для разведки твердых полезных ископаемых осуществляется по принципу «первой заявки» с использованием двухэтапного подбора блоков через программу управления государственным фондом недр. А законопроектом исключается такая двухэтапность и предусматривается доступность блоков и подача заявок напрямую через единую платформу. Также в ней закреплена интерактивная карта, в которой отображены доступные для разведки территории и те, где выдача блоков под разведку не допускается, - вкратце описал он принцип работы единой платформы.

По спорным участкам будет проводиться аукцион, причем подписные бонусы победители аукциона должны будут уплатить до выдачи лицензии на недра, а тому победителю, который откажется от уплаты, и его бенефициарам будет запрещено предоставлять недра в следующие пять лет и разрешать приобретать права на недра у третьих лиц.

Все это повысит прозрачность недропользования, как уверен Иран Шархан.

   - Усиление прозрачности коснется также случаев сокрытия информации о недрах в отчетности и другой документации. Выдаваемые лицензии будут размещаться на единой платформе, а их условия и порядок выдачи будут соответствовать принципам прозрачности и конкуренции, не допуская привилегий под угрозой признания недействительности, - пояснил он.

Кодекс для олигархов и вагоны золота

Тем не менее, депутаты все равно выразили сомнение в том, что получившие лицензию на разработку полезных ископаемых пользователи исполнят до конца свои обязательства. Нашлись также те, кто вспомнил о нехватке исследовательских лабораторий в Казахстане, а также о том, что недропользователи сейчас под видом «разведки» ведут настоящую добычу полезных ископаемых.

Как напомнил мажилисмен Ерлан Саиров, законом разрешен вывоз тысячи кубометра грунта.

   - Это 20 вагонов по 70 тонн. А знаете ли вы сколько золота может находиться в этих 20 вагонах? И, стимулируя разведку, не допустим ли мы увеличения этого вывоза? Посмотрите на Восточный Казахстан. Все горные местности сейчас полностью раскопаны! Вы прекрасно знаете, что они берут лицензию на разведку и незаконно добывают золото. Сколько вреда наносится нашему государству, нашей земле. И для того, чтобы запретить эти действия, вы хотите узаконить незаконную добычу твердых полезных ископаемых. Как мы такие противоречащие интересам нашей страны законы можем принимать, - недоумевает мажилисмен.

Только вице-министр промышленности его успокоил, объяснив, что согласно поправкам, недропользователи могут извлечь 1000 кубометров, но не будут иметь права продавать, а по Восточному Казахстану ведется работа правоохранительных органов и у 5 недропользователей лицензии уже отозваны, как слово взял депутат Бакытжан Базарбек.

   - Кодекс о недропользовании «протащили» в свое время лоббисты олигархов. По сути дела, этот кодекс не оправдал свое призвание. Кодекс принимали в угоду узкого круга людей. В качестве примера использовали всего лишь пример Австралии и Канады. Из-за этого кодекса большая часть доходов от добычи уходит иностранным инвесторам, а государство получает всего лишь 7-8%. Зачем нам такие международные стандарты, который вредят государству, – горячился он.

Также, по мнению депутатов, недропользователи мало вкладывают в развитие населенных пунктов, в которых работают, а государство недостаточно их контролирует.

   - Почему мы смотрим на правительство? Правительство должно принимать во внимание наше мнение. Почему мы озираемся на правительство? Не правительство, а парламент должен решать, - горячился Бакытжан Базарбек.

Опять лоббизм?

И это стало неким дежавю: год назад в стенах парламента уже звучали подобные высказывания.

Тогда поправки в Кодекс о недрах были предложены депутатом Константином Авершиным.

Он презентовал практически то же самое, что сейчас Иран Шархан: единая платформа недропользователей, цифровизация отрасли и прочее. В конце своего выступления Авершин сделал ремарку о том, что с учетом срочности поправок, они уже согласованы с правительством.

Это его коллегам сильно не понравилось.

Бахытжан Базарбек тогда был крайне недоволен предложением закрепить в кодексе стабильность законодательства для инвесторов, а экс-глава Атырауской области Бакыткожа Измухамбетов заявил, что поправки – явно кем-то пролоббированы и он обязательно найдет – кем.

История кончилась тем, что тот законопроект был полностью переписан и в итоге отозван, а теперь Минпром пришел в мажилис с конкретным поручением Президента по тем же поправкам, но уже от имени правительства.

В споре о лоббизме теряется истина

Юрист, один из разработчиков того самого Кодекса, о котором говорил Базарбек, Тимур Одилов, имеет альтернативное мнение о происходящем.

- Мы все понимаем, каких олигархов имел в виду Базарбек. Но ведь они свои месторождения получили в 1990-х и 2000-х годах. А Кодекс был принят только в 2017-ом, то есть 20 лет спустя, чтобы активизировать новый цикл геологоразведки для новых открытий! Все самое крупное и богатое было роздано давно. И именно этот Кодекс, еще до поправок в Конституцию, установил, что недропользование должны способствовать повышению благосостояния народа. Так что мне кажется, это просто провокационный популизм на грани безумия. И самое интересное - что стоит за этим популизмом?  Просто желание заработать популярность или нечто большее, например, - переписать всю реформу, дестабилизируя все правила и окончательно уничтожив доверие? Но ведь именно Глава государства, на которого ссылается в своих речах Базарбек, еще в этом году принципиально поручил, что реформа недр, благодаря которой начали приходить новые инвесторы, должна сохраниться несмотря ни на что, - говорит Одилов.

Он уверен: именно сейчас под прикрытием высокопарных речей, вновь переписываются президентские поправки, направленные на прозрачность в недропользовании.

  - Взгляните, законопроект небольшой, в нем всего 32 поправки. Но депутаты уже внесли в эти 32 пункта 90 поправок. Законопроект, по сути, переписан полностью, - говорит Тимур Одилов.

Одну из правок он приводит в пример:

  -  Например, было предусмотрено, что сведения по отчетам о выполнении условий лицензий должны публиковаться на едином портале в течение 10 дней с момента их ежегодного поступления и быть всегда доступным в этой базе данных. Депутаты снесли этот срок по малообъяснимым причинам, - рассказывает Тимур Одилов.

При этом еще несколько месяцев назад те же мажилисмены, которые сейчас говорят о вреде, который разведка и добыча полезных ископаемых несут конкретным населенным пунктам, выступили против того, чтобы отчисления недропользователей, предусмотренные на развитие местное инфраструктуры, шли в бюджеты соответствующих сел и районов, а не «распылялись» по всей области.

Спорить бессмысленно - недра это не просто важная часть экономики Казахстана, они ее основа. Тем важнее четко понимать, что за разговорами об их важности никто не пытается защитить интересы либо конкретного олигарха, либо целой группы.  Совсем недавно мы рассказывали о том, почему наша страна не может самостоятельно добывать собственный вольфрам. А это ведь лишь один частный случай, с одним конкретным месторожением. А что дальше? Сможем ли мы выстроить в недропользовании выгодные для страны и граждан отношения с инвесторами? На эти вопросы и должен отвечать закон, который с такими сложностями обсуждается в Мажилисе.

Поэтому Ulysmedia продолжит пристально следить за изменениями норм Кодекса о недрах и обещает рассказывать не только о самих поправках, но и о том, кто и с какой аргументацией их предлагает или меняет. Чтобы потом хотя бы было с кого спросить.