Казахстанскую экономику хотят вытянуть из бездны. Получится ли?

Никита Дробны
коллаж Ulysmedia

Власти Казахстана собираются повысить доходы населения, нарастить инвестиции, заставить банки кредитовать бизнес и сократить дефицит бюджета. Программа амбициозная, но чего в ней больше — экономической реальности или фантастики? Разбирается Ulysmedia.kz.

Громкие заявления

На заседании правительства 19 ноября премьер Олжас Бектенов и глава Минэкономики Серик Жумангарин представили программу совместных действий правительства, Нацбанка и АРРФР. Она призвана стабилизировать экономику и повысить доходы казахстанцев.

По словам Олжаса Бектенова, за три года власти Казахстана рассчитывают повысить уровень жизни в стране, обеспечить стабильный экономический рост и при этом добиться сокращения инфляции. Хотя вообще-то при росте ВВП инфляция, как правило, тоже растёт. Это правило правительство Казахстана, похоже, так и не усвоило, поэтому всё ещё удивляется, почему при огромных государственных вливаниях в экономику цены не падают.

Но вернёмся к планам. Главные из них — ежегодный рост ВВП на уровне не ниже 5% и реальных доходов населения в среднем на 2–3%. Для этого в стране собираются запустить новый инвестиционный цикл, кардинально снизить барьеры для бизнеса, обеспечить рабочие места и сделать соцподдержку более адресной (а значит, более эффективной).

— Особое внимание будет уделено снижению инфляции, проведению сбалансированной тарифной политики, увеличению экспорта и снижению импортозависимости, — заявил Олжас Бектенов.

Дефицит бюджета планируют сократить в 2028 году до 0,9% к ВВП, а ненефтяной дефицит — до 2,7% к ВВП. Госдолг при этом не должен будет превысить 26% к ВВП.

Звучит красиво, но что это значит на практике?

Что будет с ценами?

Для простых казахстанцев самый главный вопрос к правительству — что будет с ценами? У авторов программы есть конкретные ответы. Правда, не очень оптимистичные.

Во-первых, тарифы ЖКХ будут расти. Это неизбежно. Но правительство постарается сделать так, чтобы этот рост не превышал определённого уровня. До конца первого квартала 2026 года коммунальные тарифы повышать точно не станут. Со второго квартала цены начнут расти — но в Минэкономики пообещали, что учтут уровень инфляции и проверят, чтобы собранные с казахстанцев деньги действительно тратились на обновление инфраструктуры, а не оседали в карманах монополистов.

— Ежегодный вклад тарифов на услуги субъектов естественных монополий в инфляцию не превысит один процентный пункт, — уверенно заявил Серик Жумангарин.

Во-вторых, цены на топливо пока продолжат регулировать. Но власти обеспокоены, что дешевизна бензина приводит к «серому» экспорту.

— Наш бензин и дизель намного дешевле, чем у соседей. Поэтому министерствам энергетики, торговли, финансов, внутренних дел, Агентству по финансовому мониторингу и пограничной службе необходимо обеспечить жёсткий контроль за балансом топлива и перетоками нефтепродуктов, — сказал Олжас Бектенов.

В-третьих, цены на продукты попытаются удержать в разумных пределах. Местных производителей будут побуждать выдавать на рынок больше продовольственных товаров. Для этого планируют активнее использовать стабфонды и субсидии, а также исключить из торговых цепочек тех посредников, которые просто накручивают наценки на продукты.

— Приоритетом должно стать наращивание производства продуктов питания, особенно тех, по которым сегодня наблюдается высокая импортозависимость. Эти меры должны стабилизировать цены на продукты, — подчеркнул Бектенов.

В-четвёртых, государство возьмётся за регулирование цен на маркетплейсах. Для этого примут меры, которые повысят прозрачность ценообразования. Вскоре торговые площадки должны будут раскрывать всю информацию о комиссиях, входящих в стоимость товаров, и докладывать, как меняются цены при продажах в рассрочку. В Минэкономики считают, что это обеспечит справедливые условия и продавцам, и покупателям. А значит, казахстанцы перестанут переплачивать маркетплейсам за скрытые комиссии.

Вырастут ли зарплаты?

Министр экономики Серик Жумангарин особо отметил: главная задача программы — увеличить реальные доходы населения. Потому что в нынешних условиях при формальном росте экономики казахстанцы становятся беднее.

Государство хочет сделать ставку не просто на вкачивание триллионов тенге в инфраструктурные проекты, а на качественное развитие: цифровизацию, повышение производительности труда, инвестиции в человеческий капитал. Одновременно будут поддерживать занятость, создавая высокооплачиваемые рабочие места. Всё это должно сократить разрыв между ростом ВВП и реальных зарплат.

— Заявка на «качественный рост» — это переход от модели, где ВВП растёт за счёт бюджетных вливаний, к модели, где рост обеспечивают модернизация, технологии и производительность труда. Это долгий путь, но он даёт устойчивый эффект, — отмечает экономист Руслан Султанов.

План по увеличению зарплат у правительства есть. Он заключается в создании новых рабочих мест в регионах с низкой экономической активностью. Также в стране всё-таки повысят минимальные оклады — но не в этом году и даже не в следующем.

— В 2027–2028 годах рассмотрим вопрос повышения минимальной заработной платы, — пообещал Серик Жумангарин.

Брать кредиты станет сложнее?

Власти уже сейчас всеми правдами и неправдами убеждают банкиров давать деньги бизнесу, а не разгонять потребление. Это нужно, чтобы обеспечить инвестиции в реальный сектор экономики. И в ближайшие три года эта тенденция усилится.

Чтобы побудить банки давать кредиты предприятиям, этот процесс намереваются упростить и оцифровать. Хорошая новость — в том, что власти уберут административные барьеры и сделают займы доступнее для бизнеса. Правда, насколько выгодными будут эти займы в условиях высоких процентных ставок, — другой вопрос.

Плохая новость — в том, что из-за новых мер Нацбанка и АРРФР получать потребительские кредиты казахстанцам станет сложнее (об этом можно подробнее прочесть в нашем аналитическом материале).

Председатель АРРФР Мадина Абылкасымова рассказала, что будет с потребительским кредитованием дальше. Во-первых, с 1 апреля 2026 года казахстанским банкам введут контрциклический буфер капитала в размере 2% по розничным кредитам. В переводе с финансового на русский это значит, что у банков появится надбавка к достаточности капитала, которая заставит их накапливать больше средств. Это создаст своего рода «подушку безопасности» и обеспечит резерв в период кредитного бума.

Во-вторых, банкам в 2026 году сохранят пониженный коэффициент ликвидности при выдаче кредитов бизнесу — это позволит высвободить до трёх триллионов тенге, которые можно будет направить в реальный сектор.

В-третьих, надзорные ведомства продолжат закручивать гайки в потребительском кредитовании — уже в следующем году АРРФР ужесточит правила по расчёту КДН (коэффициента долговой нагрузки). Банки обяжут высчитывать, как объём долгов у заёмщика соотносится с его общим годовым доходом (утвердят нормативы КДД, коэффициента долга к доходу). Кроме того, процедуру досудебного банкротства дополнительно упростят. Всё это сделает потребительское кредитование менее выгодным для финансовых учреждений. А значит, получать новые займы станет сложнее, особенно если у вас не идеальная кредитная история.

Как изменится ипотека?

На презентации программы Нацбанк и АРРФР также анонсировали большие изменения в ипотечном кредитовании. Максимальную ставку по ипотеке менять пока не будут — она так и останется на уровне 25% до 1 июля 2026 года. Зато потом грядут значительные перемены.

— Агентство совместно с Национальным банком разработает новую методику определения ставок по ипотеке в зависимости от отношения суммы займа к стоимости жилья. Это позволит увязать ставку с реальным уровнем риска и сохранить доступность кредитов, — объявила Мадина Абылкасымова.

Глава Нацбанка Тимур Сулейменов её поддержал, назвав такой подход «более взвешенным и экономически обоснованным». Планируется, что с 1 июля ставки по ипотеке будут зависеть от суммы первоначального взноса, стоимости приобретаемого жилья и срока выдачи займа. Если вкратце — чем выше первоначальный взнос, тем ниже будет процент.

Инвестиции под заказ

Важный вопрос — в том, куда Казахстан планирует вкладывать средства для дальнейшего развития. Здесь ответ дало Минэкономики. Серик Жумангарин перечислил ряд приоритетных отраслей, куда направят финансирование от холдинга «Байтерек».

Вдобавок государство пересмотрит способы привлечения инвестиций. Этот процесс станет более гибким. Вкладывать деньги в казахстанскую экономику иностранным компаниям будет выгоднее — потому что им гарантируют сохранность их денег.

— Внедряется новый подход, в основе которого заложен принцип «заказ на инвестиции». В приоритетных отраслях для инвестиционных проектов стоимостью свыше 29,5 млрд тенге будут заключаться соглашения об инвестициях, гарантирующие стабильность законодательства в течение 25 лет, — рассказал Серик Жумангарин.

По планам Минэкономики, в итоге инвестиции в основной капитал к 2028 году вырастут до 21% к ВВП.

Либерализация на словах?

Один из пунктов программы, о котором прямо упомянул Олжас Бектенов, — снижение роли государства в экономике. То есть та самая пресловутая либерализация, о которой неоднократно говорил президент Токаев. Здесь тоже перечислены конкретные меры: в частности, сокращение квазигоссектора. В ближайшие годы планируют приватизировать порядка 500 компаний стоимостью более двух триллионов тенге.

Проблема в том, что другие меры, которые предлагает правительство в этой же программе, не слишком-то способствуют либерализации. В частности, сильно увеличится роль НУХ «Байтерек», которому дадут триллион тенге из бюджета на кредитование бизнеса и поддержку значимых инвестпроектов. А ведь казахстанские банки уже жаловались, что квазигоссектор захватил более трети рынка корпоративного кредитования.

Кроме того, пока не совсем ясно, как либерализация (которая предполагает отказ от регулирования цен и тарифов) будет сочетаться с борьбой против инфляции. В этом году правительство уже временно заморозило тарифы и цены на ГСМ, которые ранее отпустило в свободное плавание. Не стоит забывать и о новом Налоговом кодексе, который вступит в силу с 1 января. В нём есть сильные проинфляционные факторы, особенно увеличение ставки НДС, и в первой половине 2026-го можно ожидать роста цен примерно на всё (который, при хорошем раскладе, пойдёт на спад во втором полугодии).

Получится ли в таких условиях реально снизить участие государства в экономике — вопрос открытый. Но тут, вероятно, правительству важнее было сказать, а уж как сделать — можно придумать позже. Благо, впереди целых три года.

Мнение экономиста

По словам экономиста Руслана Султанова, автора телеграм-канала Tengenomika, в целом планы правительства выглядят достаточно логично. Осталось посмотреть, как их реализуют.

— Проект соответствует тому, что обычно работает в экономиках, ориентированных на рост: меньше барьеров, выше производительность, доступные инвестиции, экспорт, предсказуемые цены. Заявленные меры выглядят логичными. Теперь важен следующий шаг — насколько быстро эти решения будут переведены из презентационных слайдов в реальные процессы, — резюмировал Руслан Султанов.