Севоран в стоматологиях: когда детский наркоз становится смертельным

Светлана Глушкова
Ulysmedia

Частные стоматологии Казахстана активно рекламируют лечение зубов у детей под седацией препаратом севоран. «Без боли и слез», «ребенок ничего не почувствует», «быстро и комфортно» — такие обещания звучат заманчиво для родителей, которые не хотят видеть мучения своего ребенка в кресле стоматолога. За это они готовы платить сотни тысяч тенге. 

Однако за красивой упаковкой скрывается опасная практика: в Казахстане уже зафиксированы три случая смерти детей после применения севорана. Последний трагический инцидент произошел 30 октября 2024 года в Астане, и сейчас дело рассматривается в суде, передает Ulysmedia.kz.

Трагедия в клинике Dent Park Ortho

3,5-летнюю Зере Есентай привезли в клинику на Мухаммедханова, 19 для лечения зубов. Родителям озвучили план: 9-11 зубов под севораном, 500 тысяч тенге. Когда ребенок уже находился под наркозом, врачи пригласили родителей и сообщили о «необходимости» лечения дополнительных зубов. В итоге стоматолог принял решение лечить 18 из 20 зубов за один сеанс. Операция длилась более 3,5 часов.

— После этого моя дочь Зере не пробудилась после анестезии, — сказал отец ребенка Талгат Кумаров.

Девочку не удалось спасти. Причина смерти — отек мозга из-за кислородного голодания. В межрайонном суде по уголовным делам Астаны сейчас рассматривается уголовное дело в отношении врача-анестезиолога Аиды Жумагалиевой по статье 317 УК РК (причинение смерти по неосторожности).

Что требуется для безопасного наркоза

Адвокат семьи Руслан Айтжанов озвучил ключевую проблему: в клинике отсутствовал или некорректно работал аппарат, который измеряет уровень газов в организме при наркозе.

— Самой достоверной причиной является отсутствие аппарата, который измеряет уровень газов, которые выходят и заходят в организм при нахождении ребенка под наркозом. Этот аппарат работал некорректно, что привело к кислородному голоданию и в последующем к таким последствиям, — пояснил адвокат.

Но это не единственное нарушение. Защита указывает: детский врач-анестезиолог должен иметь семилетний опыт работы согласно нормативно-правовым актам Минздрава РК. Материалами уголовного дела установлено, что Жумагалиева прошла переквалификацию на анестезиолога только в 2019 году, до этого она была врачом общей практики.

— И этот семилетний стаж, который прописан в регламентирующих нормативно-правовых актах министерства здравоохранения, он был нарушен клиникой, — отметил Айтжанов.

В операционном зале не было дефибриллятора, и его принесли из другого кабинета, но так и не применили. В клинику пригласили постороннего врача-анестезиолога, знакомого подсудимой, который помогал принимать экстренные меры, но трудового договора с клиникой у него не было. Фармконтроль выявил «массу нарушений» при оказании первой медицинской помощи.

Севоран: реклама против реальности

Севоран активно рекламируется клиниками как «безопасный» и «современный» метод анестезии для детей. Родители, которые боятся традиционного лечения с уколами и бормашиной, готовы платить любые деньги. Но мало кто знает о противопоказаниях и рисках этого препарата.

Севоран противопоказан при заболеваниях сердца, печени, эндокринных нарушениях, эпилепсии и респираторных инфекциях. Побочные эффекты включают нарушения дыхания, скачки давления, аллергические реакции, тошноту, головокружение. При неправильном использовании или отсутствии контроля возможны тяжелые осложнения, вплоть до смерти.

— Наши клиники по Казахстану, которые применяют данный препарат «Севоран», пусть задумаются еще несколько раз при проведении таких операций. Ситуация, сами понимаетесь, преступление по неосторожности. Никто, конечно, из врачей не желал такого результата, но мы имеем тот результат, который есть, — сказал адвокат Айтжанов.

Это не первый случай

По словам отца погибшей девочки, смерть Зере — это уже третий подобный случай в Казахстане. В 2021 году ребенок попал в кому после применения севорана, 11 месяцев находился в коме и затем умер. Речь идет одевочке, которой было около 2,5 лет. Еще один мальчик погиб в Алматы.

В суде Талгат Кумаров обратился к другим родителям с призывом быть осторожными.

— И ни в коем случае не соглашались на длительную седацию. Разделяли такие этапы в два, в три, а может даже в четыре. Но ни в коем случае не в один этап. Никогда не соглашайтесь на разовое применение такого рода анестезии в один этап, — сказал отец погибшей девочки.

Почему судят только анестезиолога?

Адвокат Айтжанов указывает: согласно заключению комиссионной экспертизы департамента контроля качества и комплексной судебной экспертизе по уголовному делу, имеют место последовательные нарушения как стоматолога, так и анестезиолога, которые привели к трагедии.

— Детский стоматолог в экспертном заключении прямо указал: врач не мог назначать такое количество зубов к лечению одновременно. Заключение эксперта и заключение фармконтроля департамента почему-то органами досудебного расследования не берется за основу. При этом не обосновывают, почему они не решили привлекать стоматолога к ответственности вопреки заключению экспертов, — заявил адвокат.

Стоматолог, принявший решение лечить 18 зубов за один сеанс, продолжает работать в той же клинике. Директор клиники Надежда Хон подтвердила это Ulysmedia.kz:

— Да, работает. Он работает уже больше года. Да, конечно, с квалификацией, с сертификатам, — сказала она.

Клиника Dent Park Ortho тоже продолжает принимать пациентов, просто больше не проводит процедуры под севораном. Анестезиолога Жумагалиеву уволили в тот же день. Она давать комментарии в суде Ulysmedia.kz отказалась. Ей грозит до трех лет лишения свободы, хотя есть альтернативные виды наказания, как ограничение свободы или штраф.

— Это преступление по неосторожности. То есть понятно, что здесь умышленно никто не хотел смерти ребенку, — подчеркнул Айтжанов.

Кто проверяет клиники?

Адвокат обратился в прокуратуру Астаны с требованием отреагировать и дополнительно вменить вину врачу-стоматологу и руководству клиники. Суд удовлетворил ходатайство о допросе всех экспертов, указывающих на вину стоматолога. Они будут допрошены на следующих судебных заседаниях.

Но главный вопрос остается без ответа: кто проверяет частные стоматологические клиники, где детям делают наркоз. Кто контролирует наличие необходимого оборудования, квалификацию анестезиологов, соблюдение протоколов безопасности. Почему клиника, где погиб ребенок, продолжает работать, а стоматолог, нарушивший все медицинские нормы, продолжает лечить пациентов?

Три смерти детей от севорана в Казахстане, наверное, это не случайность, а уже системная проблема. Красивая реклама «лечения без боли и слез» скрывает реальные риски, а родители, доверяя «профессионалам», платят не только деньги, но и жизни своих детей.