Два года обещаний: почему школу-лицей № 15 в Астане так и не построили

Светлана Глушкова
Коллаж Ulysmedia

На начало декабря на месте бывшей школы-лицея №15 в Астане по-прежнему пустырь. Прошло два года с момента сноса здания на проспекте Сарыарка, 48/1, которое простояло 60 лет. Износ составлял 70%, как заявили в управлении образования столицы, и что находиться там детям небезопасно. Снос провели посреди учебного года, разбросав 1709 учеников по другим школам. Часть детей оказались в лицее № 56, другая – в школе для одаренных детей "Зерде". Родителям обещали, что новое здание построят быстро. Корреспондент Ulysmedia.kz выясняла, как развивается ситуация.

Без Токаева не обойтись?

Гражданская активистка Людмила Андреева и родительница одного из учеников записала уже не первое обращение к президенту с просьбой личного приема и проведении совместного рабочего совещания по вопросу безопасности детей в школах страны. По ее мнению, ситуация вышла за рамки одной школы.

  - С момента признания школы лицея №15 аварийной в январе 2024 года, прошло почти два года. Здание снесено, дети переведены из одного старого здания в другое аналогичное. Новое здание лицея № 15 не строится. Это не техническая задержка, это результат системного бездействия госорганов, управления образования, акимата и управления строительства, - сказала она.

В июле этого года заместитель руководителя управления строительства Астаны Дамир Абдулаев заявил, что строительно-монтажные работы начнутся в октябре. Но в ноябре чиновник озвучил уже новые сроки, предположительно, конец декабря и начало января. Проект новой школы разработала компания JeR Group, по заказу управления строительства.

Андреева утверждает, на всех этапах: от проектирования до госэкспертизы было очевидно, что на выделенной территории невозможно возвести полноценную школу ни на 900, ни даже на 500 мест. Тем не менее, проект направили на госэкспертизу.    

  - На первый взгляд все красиво, школа, деревья, площадки, простор, но, если присмотреться, становится понятно, это не реальный проект, а фикция на бумаге, — критикует Андреева представленный проект.

По ее словам, на схеме полностью убраны два корпуса ЖК «Айка», которые в реальности стоят впритык к будущей школе.  

  - Вместо них аккуратно нарисованы деревья и зеленые зоны, будто там парк. Дальше якобы предшкольная территория. На деле - это частная придомовая, зона жилых домов, где никогда не будет ни спортивных площадок, ни школьного двора, — говорит она.

С другой стороны школы по проекту якобы обозначен снесенный частный сектор.

  - Только вот в реальности за два года не снесли ни одного дома. Люди там как жили, так и живут. То есть фактически школа рисуется на чужой территории и в условиях, которых не существует, — объяснила активистка.

По ее мнению, проект создавался не ради детей, а ради галочки, чтобы показать, что «работа идет, хотя в реальности идет имитация».

Когда ЖК важнее школы

Одна из главных причин отказа госэкспертизы этого проекта —это жилой комплекс "Айка". ЖК построили с нарушениями: без пожарного подъезда и частично на территории школы.

  - Со слов нынешнего директора лицея № 15, прежний директор ранее судился с застройщиками, которые забрали у детей частичный территорию во время строительства ЖК, — сказала Людмила Андреева.

Она добавила, что десять лет люди в этом комплексе жили без пожарного проезда и безопасность никого не интересовала, но как только началось проектирование школы, «вдруг все вспомнили о пожарной безопасности».

  - Теперь, когда у школы и так едва хватает земли для строительства, госэкспертиза предлагает часть детской территории отдать под общий пожарный проезд для жилого дома, который изначально построили с нарушением норм, — сказала Андреева.

Также госэкспертиза предложила сократить количество мест в школе с 900 до 500, чтобы оставить место для пожарного проезда к ЖК. Активистка указывает на опасность соседства, что несколько лет назад облицовка со стены одного из домов просто обрушилась среди бела дня.

Родители теряют надежду?

Спустя несколько лет родители и жители этого района говорят, что на пустыре вместо школы может появиться новый жилой комплекс. Это не окраина города, а привлекательный район в старой части Астаны, с хорошей транспортной развязкой. Мнения родителей разделились: одни продолжают верить в строительство, другие уже потеряли надежду.

  - Я сама училась в данной школе и дочь в 1 классе полгода успела отучиться пока не признали аварийным здание. На мой взгляд изначально было ясно, что на этом же месте не будут строить школу, так как те проекты школ по городу, которые сейчас строят, логически не вместилась бы, - пишет одна из родительниц в соцсетях.

Другая женщина, которая живет в этом районе и с кем пообщался Ulysmedia.kz говорит, что весь правый берег в хрущевках практически, и власти скажут, что нет финансирования для расселения людей.

  - Можно сказать, что оказали услугу, освободив площадку от школы, пару лет еще и найдут другое применение, не спросив никого, - сказала она.

Другие родители возмущены логистическими проблемами.

  - Сколько мы будем ждать нашу 15 школу? Год уже земля пустует. Дети выходят на час раньше - приходят очень поздно. Это все из-за дороги в школу. Что за отношение к детям? — говорят жители, во дворе которых стоит эта школа.

Городские власти организовали два автобуса и возят детей в школу-лицей № 56 и в бывшее здание школы для одаренных детей «Зерде». Оба эти здания для школьников этого района не находится в пешей доступности. Сейчас, когда в Астане начинает темнеть после трех часов дня, это перемещение детей становится не просто проблемой.

  - Родителей надо собрать возле школы. В нашей стране без шума ничего не решить. Надо сфоткать детей, когда они толпой выходят со школы, там детей на двух автобусах везут. Толпа детей ночью, в одном месте, это всегда вызывает ужас, - говорит одна из матерей, отмечая, что помимо проблемы строительства новой школы, есть и острая проблема условий в здании, куда перевели детей.

  - Дети вынуждены в духоте, в отопительный сезон сидеть в помещении без вентиляции. Я неоднократно обращалась и в министерство просвещения, и в управление образования, к сожалению, полный идет игнор ситуации, касающейся безопасности и здоровья детей, - добавила свое мнение Андреева.

На это у руководителя управления образования города Астаны Касымхана Сенгазыева есть ответ, что других подходящих помещений у властей города просто нет.

  - Два года назад школа-лицей №15 была признана аварийной. В том здании, где сейчас дети, у нас свободных помещений, подходящих под школу, нет. Поэтому свободное было помещение бывшего лицея. Оно запроектировано, оно работало всю жизнь. Временно детей разместили до окончания строительства новой школы, - ответил он активистке.

Чиновник также ответил, что в вопросах строительства новой школы, они всю работу выполняют.

  - Мы ежедневный контроль держим по ситуации данной школы. Мы тоже, как и вы, ускоряем, чтобы школа быстро спроектировалась, чтобы быстро туда средства нашлись, быстрее проект прошел госэкспертизу, - сказал Сенгазыев.

Бесконечное «если»?

26 ноября этого года состоялся выезд представителей нескольких ведомств совместно с управлением строительства на пустырь, где была школа. Комиссия провела визуальный осмотр дома ЖК «Айка" и предварительно оценила состояние здания, чтобы определить, вызывает ли оно вопросы по качеству и надежности.

Как следует из соцсетей, комиссией зафиксированы проблемные участки фасада ЖК. И как заявили чиновники, это необходимо, чтобы при строительстве школы не возникли дополнительные риски и не произошло очередного замораживания сроков из-за возможных разрушений рядом стоящего здания. Но полное техническое обследование обещали провести позднее.

Родители школьников и жители этого района скептически относятся к общениям властей, которые они слышат уже два года.

  - И все сводится к одному слову - «если». Если найдут спецтехнические условия, если получится согласовать, если разрешат построить. На месте школы сейчас пустырь, а на месте решений - бесконечное «если». На данный момент проект снова зашел в госэкспертизу, в третий раз. Снова ждем новые обещания. Они не укладываются в сроки, обещали декабрь, январь, но уже поменяли сроки на конец февраля или начало марта. Постоянно какие-то новые сроки, мы не успеваем услышать одни, как появляются другие, - влзмущается Людмила Андреева.

Строительство школы и Токаев, вроде, не совсем совместимые понятия. Может быть столичный акимат ответит, почему президент должен решать проблемы, которые входят в обязанности местных исполнительных органов?