Деньги победили безопасность: кто разрешил учебные «человейники» в Казахстане

Курманов Байтас

Много десятилетий в Казахстане, как и в любой другой советской республике, а потом и как в независимом государстве, школы строились плюс-минус одинаково – возводили не более трех этажей. Так же, к слову, их продолжают строить и сейчас. Но в рамках ГЧП известная компания Айдына Рахимбаева в Нур-Султане построила школы в целых пять этажей! Кто утвердил подобный проект, почему на него выделили деньги и какая опасность в нём кроется, разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

В разрекламированные как передовые и оснащенные по последнему слову техники школы «Бином» в столице очереди – родители хотят дать своим детям самое лучшее. Но вместе с весной пришло и родительское разочарование. Выяснилось, что до построенных за бешенные и фактически государственные деньги не так-то просто добраться: нет удобных автобусных маршрутов, все подъездные пути забиты машинами, а вместо тротуаров – непролазная грязь.

Но всё это можно отнести к мелким неудобствам, которые сейчас лишь вызывают раздражение. А как в школы должны добираться пожарные машины или кареты скорой помощи, если понадобится? Тут-то люди и обратили внимание на то, что в отличие от всех остальных столичных школ, здания «Бином» имеют не три, а пять этажей.

Любой эксперт по технике безопасности согласится, что эвакуировать людей их двух- и даже трехэтажного здания гораздо проще, чем из пятиэтажного. В особо сложных случаях даже есть вариант выпрыгнуть из окна и остаться живым. С каждым этажом такая вероятность снижается.

И это всегда было одним из главных обоснований при создании типовых проектов школ и даже закреплено в СНиПах и СанПиНах. Было.

Своим приказом № 331-нқ от 29 декабря 2017 года председатель комитета по делам строительства и ЖКХ министерства по инвестициям и развитию РК Мархабат Жайымбетов отменил действующие строгие СНиПы. И уже к апрелю 2018 года Минобр, которым в тот момент руководил Ерлан Сагадиев, вместе с комитетом по строительству выпустили новые правила постройки школ.

Отныне разрешается размещать школы на 1-х этажах при строительстве жилых зданий и частных домовладений. Также школам не обязательно иметь свою зону отдыха и спортивную площадку, достаточно пользоваться городскими парками и арендовать спортивные площадки, находящиеся неподалеку. Проектная мощность составляет до 3 тысяч обучающихся по заданию на проектирование.

С учетом растущей потребности в ученических местах, отныне можно было строить в столице школы в 5 этажей, во всех остальных регионах, включая Алматы – в четыре. Причем последний пункт, как признавалась через полгода, во время встречи с предпринимателями Алматы, вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова, отстояли специалисты комитета по ЧС.

“Были бурные обсуждения с КООЗ, КЧС, были вопросы, и мы обосновали, что эвакуация переполненной одноэтажной школы опаснее, чем многоэтажной. Нам пошли навстречу”, – как бы оправдывалась она перед бизнесменами.

Казалось бы, где школы, а где бизнес? С чего бы это вдруг вице-министр оправдывается за то, что не получилось выхлопотать разрешение на размещение классов в подвалах и на чердаках.

Все просто – СНиПы упрощали в первую очередь для того, чтобы бизнесмены охотнее шли в проекты ГЧП по строительству школ. Одновременно с этим были увеличены суммы выплат в рамках контрактов.

Государство до сих пор укладывалось в примерную смету миллиард тенге за типовую школу с большой прилегающей территорией. А вот для бизнесменов такие тарифы на строительство оказались совсем невыгодными, поэтому с момента обретения Независимости и вплоть до 2018 года в стране было построено всего 120 частных школ.

Ситуацию исправили и после упрощения СНиПов и правил ГЧП, коммерциализация образования пошла гораздо быстрее. За 2019 – 2021 годы было открыто 287 частных школ. Больше всего – в Туркестанской области и Шымкенте.

Но в Нур-Султане решили упрощенными СНиПами воспользоваться по максимуму: школы Бином строятся по самым краевым значениям правил: в пять этажей, на 2000 учеников в смену. Все потому, что земля в столице дорогая, ее нужно экономить для строительства очередного жилого «человейника», а в школах, даже построенных по ГЧП, введено подушевое финансирование – чем больше народу учится, тем больше денег получает школа.

А то, как родители будут одновременно такую ораву к школе доставлять – это уже не застройщика и не директора школы проблема.

Забавный факт: за несколько лет до строительства пятиэтажных школ в столице был введен в эксплуатацию крупнейший в стране торговый центр.

Владелец одного из торговых центров, презентуя новое здание рассказывал журналистам, что мало какой покупатель поднимается выше второго этажа ТРЦ. Поэтому-то новый магазин он решил выше не строить. Интересно, а сколько школьников доходит до пятого этажа «Бинома»? Неужели тяга к знаниям больше, чем тяга к новым вещам?

После того как ураган то в одном, то в другом регионе срывал обшивку с многоэтажек, в мининдустрии пришли к выводу, что надо ужесточать правила жилищного строительства. Правозащитники и родители уверены, что, пока не случилось беды, надо ужесточать и либерализованные правила строительства школ. И, желательно, не дожидаясь ЧП.