Меньше недели остается до эпохального, во всяком случае, для почти полумиллиона казахстанцев события: их пока еще провинциальные города вот-вот станут областными центрами. Все ждут, что вместе с новым статусом в Семей, Капчагай и Жезказган хлынут финансовые потоки на строительство инфраструктуры и, конечно же, те, кто будет рулить этими денежными потоками. О новых акимах пока нет никакой достоверной информации, но есть слухи, предположения, инсайды и догадки. Информация о новых кадрах оказалась под грифом секретно, поэтому редакция Ulysmedia.kz решила проанализировать возможности тех, чьи имена называют в регионах.
Обитатели мегаполисов вроде Нур-Султана и Алматы к жителям регионов относятся с некоторым высокомерием. Поэтому многие назначение того или иного центрового чиновника на должность областного акима оценивают, как своего рода политическую ссылку. Но те, кто уже рулит регионами, уверены, что некоторые обитатели властного олимпа ради статуса акима с легкостью простятся с мягкими креслами в центровых структурах.
С одной стороны – строительство областного центра на базе провинциального города – это то, чем можно будет гордиться в старости, о чем рассказывать внукам и писать мемуары. И, справедливости ради, от организаторских способностей регионального начальника напрямую зависит скорость и качество строительства новых объектов в регионе, а также социальное благополучие граждан и развитие бизнеса. С другой стороны – новая область – это всегда большие деньги. К примеру, на то, чтобы придать Туркестану лоск областного центра в бюджете на 2021-2025 годы было заложено более 3,5 трлн. тенге.
Сколько конкретно будет выделено на улучшение Семея, Жезказгана и Капчагая – пока неизвестно. Планы развития новых областей акиматы должны будут представить через месяц после их официального открытия. Потом их рассмотрит и утвердит правительство. Но одно очевидно – строить новые жилые дома, объекты инфраструктуры и соцкультбыта надо будет везде.
И, по слухам, бастыки регионов, подлежащих расформированию, совсем не хотят терять своих позиций.
Кто не хочет прощаться
Так, недавно появилась информация, что на место акима Жетысуской области метит экс-замакима Алматинской области Багдат Манзоров. До того, как стать чиновником регионального масштаба Манзоров руководил ГАСКом Алматы, после того как покинул кресло замакима Алматинской области, подался в строительный бизнес. СМИ в прошлом году писали о низком качестве домов в микрорайоне «Ырысты». Возводила их компания Манзорова.
В общем и целом, знакомые с Манзоровым жители Талдыкоргана очень надеются, что информация о его возможном акимстве – не более, чем слух.
Согласно другой информации, новую Жетысускую область оставят Канату Бозумбаеву. А вот бессменный первый замакима Алматинской области Лаззат Турлашов переедет в Конаев – руководить оптимизированной Алматинской областью.
Не ждут новых начальников, согласно слухам, и в Восточно-Казахстанской и Абайской областях.
Сейчас востоком руководит Даниал Ахметов. 15 июня ему исполнится 68 лет, жители области не скрывают надежды, что Даниал Кенжетаевич пожалеет себя и их, и выйдет уже на заслуженный отдых. Но Ахметов назначил на 16 июня большую пресс-конференцию. И, как подозревают журналисты региона, вряд ли, угрожавший судом некоторым СМИ, аким таким образом хочет со всеми попрощаться.
Более того, по области ходят слухи о том, что на пост акима новой Абайской области Ахметов лоббирует кандидатуру действующего главу города Семей Бакытжана Баяхметова, который раньше был его замом.
Примечательно, что жители регионов с такой кадровой политикой в корне не согласны. Они уверены, что со старыми кадрами ни Новый Казахстан, ни новые областные центры не построишь.
“Если действительно случится так, что Даниал Ахметов останется акимом ВКО, а на место акима Абайской области придет его заместитель, то это крах всех надежд местных жителей! Они просто поделят бюджеты, и ничего в нашем регионе не изменится”, – говорит одна из жителей Семея.
По заявкам местных жителей
А вот жители будущей Улытауской области наоборот хотят, чтобы к ним вернулся «старичок». Мажилисмен Берик Абдыгалиулы – по образованию историк, идейный вдохновитель развития этнотуризма в Улытау. В 2019 – 2021 годах он руководил Улытауским районом Карагандинской области. До этого в разные годы был замом акима Карагандинской области, акимом города Аркалык. То есть, знает, как общаться с крупными недропользователями и руководить моногородом. Поэтому, как надеются жители Улытау, даст ума новой области.
Надеются, что к ним вернется кто-то из местных и жители Семея. Многие добрым словом вспоминают экс-депутата от Семипалатинской области Нуртая Сабильянова. Сейчас он трудится в государственной комиссии по восстановлению экономического роста при президенте РК, но, как отмечают жители, пора бы уроженцу Аягузского района проявить себя на более прикладной должности.
Слухи с левобережья
Как сообщают наши инсайдеры, активный поиск подходящих руководителей для новых областей ведёт и Акорда.
Один из самых вероятных кандидатов на кресло акима любого из новых регионов – Бердибек Сапарбаев. Несмотря на достаточно преклонный возраст и официальный выход на пенсию, многие жители регионов уверены, что Бердибек Машбекович справится со строительством нового областного центра.
В Жезказгане тем временем активно готовятся к грядущим переменам – здесь метут улицы и красят заборы. Касым-Жомарта Токаева ждут 10 июня. В комментариях под новостью об этом событии многие читатели Ulysmedia.kz из этого отдалённого региона делятся предположениями, что президент как раз и привезет с собой нового акима. И большинство ставку делают именно на Сапарбаева. Они не скрывают, что хуже, чем сейчас у них быть уже не может, поэтому надеются, что старых акимов всё-таки отправят в отставку.
А в Семее вдруг кто-то узнал, что к ним собираются отправить Сапарбаева. И это несмотря на то, что его с поста акима Жамбылской области направили на пенсию, но вроде как запал у него ещё есть, кадр ценный и может ещё пригодиться.
В то же время, по инсайду из правительства, одна из самых реальных кандидатур на пост акима Улытауской области - вице-премьер Ералы Тугжанов. Сейчас он в кабмине отвечает за социальный блок, но, по слухам, с премьером Смаиловым ему работать непросто, вот он и рвётся показать свои таланты в регионе.
А ещё на левом берегу поговаривают и о новом карьерном взлёте зама администрации президента Аиды Балаевой. Впрочем, в Акорде периодически вспоминают о гендерной политике. Так, к примеру, Кызылординской областью 2 года поруководила Гульшара Абдыкаликова, а сама Аида Балаева даже занимала пост информационного министра. И сейчас в верхних эшелонах власти всерьез озабочены тем, чтобы в стране появилась очередная женщина - областной аким. С этой точки зрения кандидатура Балаевой на пост акима Жетысуской области – вариант беспроигрышный. Она – уроженка этих краёв и специалист по внутренней политике, также была не только министром, но и заместителем акима столицы. Неизвестно, правда, как Аида Галымовна будет применять свой богатый опыт в построении внутренней политики – ведь все достижения в этой области 5 января лопнули, как мыльный пузырь.
По слухам, очень хочет вернуться в Казахстан чрезвычайный и полномочный посол в Украине Дархан Калетаев. И ни куда-нибудь, а на малую родину – в Абайскую область. Также по признаку происхождения на пост акима Жетысу подходит нынешний министр культуры и спорта Даурен Абаев.
Везде ли молодым у нас дорога
Вместе с тем, рассуждая о том, кто может встать у руля новых областей, наши информаторы делают оговорку: вполне возможно, что Касым-Жомарт Токаев рискнёт и назначит в новые области кого-то из молодых управленцев. Не даром же он уже четвертый год создаёт молодежный кадровый резерв. Праймериз, опять же, не так давно прошел. В регионах желающие войти в партийные списки маслихатов и мажилиса порой демонстрировали недюжинные ораторские способности и высказывали интересные идеи.
Конечно, молодые кадры – это всегда риск. Тем более что распоряжаться им предстоит очень «взрослыми» бюджетами и решать не менее «взрослые» проблемы. Впрочем, как показывает практика, к некоторым вызовам старые проверенные кадры тоже не всегда готовы. Да и от коррупции возраст совершенно не защищает.
И, может быть есть смысл Новый Казахстан строить вместе с новыми людьми?