×
508.05
534.82
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
508.05
534.82
5.06

Как СМИ не называй: почему день журналистов не стал профессиональным праздником

Как СМИ не называй: почему день журналистов не стал профессиональным праздником
Коллаж Almaty.kz

28 июня - День работников средств массовой информации или день журналистики. Замечательный праздник, который напоминает о том, что журналистика в Казахстане всё-таки ещё существует. Обозреватель Ulysmedia.kz Асылбек Бисенбаев пришёл к выводу, что влияние четвертой власти, с каждым годом и с каждой инициативой правительства по «развитию СМИ», слабеет и мельчает.

Свободные СМИ в несвободном обществе

Дело в том, что в несвободном обществе не бывает свободных средств массовой информации. Это не открытие, а констатация факта. Чиновники стараются регулировать все аспекты жизни общества. Но даже самым активным из них делать это в быстро меняющемся мире, становиться всё труднее. А тем более, когда любая новация, рассматривается как посягательство на устои и власть. Интернет – угроза. Поскольку способствует продвижению неодобренной или даже негативной информации. Социальные сети – тоже страшная угроза, поскольку благодаря им происходит стремительная консолидация масс вокруг неодобренных правительством идей. А отсюда и до цветных революций совсем недалеко. Блогеры могут быть самыми жесткими критиками режимов. Значит их нужно регистрировать и подводить под карающие и направляющие законы. Противоречивые чувства связаны и с тем, что митинги в защиту права возможны только по разрешению властей. Не говоря уже о митингах в защиту свободы слова, которые тоже могут быть только по такому же разрешению.

Демократия по-казахстански

В Казахстане начинается очередной этап демократических реформ. Таких этапов становиться всё больше и больше. Но демократия как горизонт, уходит все дальше и дальше, сколько бы к ней не продвигались.

Новые законы, уже противоречат не только ранее принятым, но и конституции. Вот Закон о средствах массовой информации.  Идет процесс его совершенствования, но без участия самих журналистов. Кажется, и президент Токаев в своем мартовском послании отмечал, что в современную эпоху для любой прогрессивной страны критически важно иметь конкурентоспособные и свободные средства массовой информации.

Но закон, регулирующий их деятельность, нелеп до безобразия. Например, статья 3 своим названием сильно отдает советским прошлым, когда очень много говорили о злоупотреблении свободой. Что в переводе с бюрократического языка означало, что свобода даётся не для критики государственных органов.  Закон констатирует, что не допускается использование средств массовой информации для «разглашения сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну».

Шаг вправо - закон

Только вот вряд ли даже самый-самый продвинутый чиновник сможет объяснить, что всё-таки есть государственный секрет или тайна. Такого перечня просто нет. Поэтому секретом или тайной может стать все что угодно. Поэтому если журналист проведет расследование и напишет об иностранных военных базах или причинах взрывов на военных складах, тем самым он может нарушить закон. Если он найдёт данные о коррупции в высших эшелонах власти, то тем самым раскроет государственный секрет. В открытых источниках информации вполне достаточно, чтобы добротный анализ представляли угрозу для авторитарных режимов. На основе их анализа, в том числе и фотографий со спутников и многого другого можно доказать случаи этнических чисток, коррупции, строительства ракетных шахт и разоблачить шпионов. Даже мировая разведка не скрывает, что 90 процентов информации получает из открытых источников.

Кстати, как быть с тем, что журналист имеет право «на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда»?

Феодализм никуда не делся

В феврале 1917-го в России произошла революция, покончившая с царизмом и отменившая сословное деление общества. Казахстан тогда входил в состав Российского государства. Затем отмена сословного деления была подтверждена в советских конституциях. Равенство граждан утверждено и в Конституции суверенного Казахстана. Но об этом наверняка не знают авторы действующего закона о СМИ, потому как пишут, что «не допускается использование средств массовой информации для пропаганды и агитации… войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства». Говоря о недопущении родового превосходства, они опустили уровень Казахстана до времен феодализма.

Но ведь наши многочисленные органы – парламент, правящая партия, омбудсмены, минюст, Конституционный совет согласились с такой постановкой! Уровень правовой грамотности просто потрясающий, а ведь нам эти законы исполнять. Поэтому как не вертись, а закон будет нарушен. Могут притянуть к ответу и за сословную рознь, и за родовое превосходство.

Как информация переоденется в коммуникацию

Сейчас готовят новые законы, которые должны «усовершенствовать» работу СМИ. Предлагается ввести такое понятие как средство массовой коммуникации. Опять нужна регистрация блогеров, то есть лиц, распространяющих на онлайн платформах на постоянной основе информацию, затрагивающую социальную, политическую и экономическую сферу жизнедеятельности общества.

Блогер должен добровольно встать на учёт в качестве СМК со статусом ИП, а в классификатор видов экономической деятельности вводится новый вид деятельности. Что это как не полнейший бред? Что значит «на постоянной основе» - это посты каждый день или чаще? Или два раза в месяц? Тогда блогеров будут миллионы и всех регистрировать? Сильно понравились права аккредитованного журналиста, который получает бесплатное право на посещение мероприятий, организуемых госорганами, а также для получения информации. Дорогие инициаторы поправок – вы законы-то читали? С Конституцией знакомы? Эти поправки – инициатива ради инициативы, а не для решения проблем СМИ.

Как важное стало неважным

Поговорим о печатных СМИ. Существует такой важный документ, как Национальный план развития сферы информации на 2020-2022 годы. Любят в нашей стране принимать различные национальные, государственные, региональные планы и программы. В нём говорится, что «Печатные периодические издания являются самым многочисленным сегментом СМИ. Зарегистрировано 2 964 печатных периодических издания или 80,8% от общего количества зарегистрированных СМИ, из них 1859 газет и 1105 журналов».

Казалось бы, прекрасно. Только вот «отмечается низкий уровень интереса к печатным СМИ среди населения. Ежедневно их читают чуть более 13% казахстанцев, около 43% - редко и 23% не читают вообще. Таким образом, читающая республика превратилась в нечто противоположное. Эти данные показывают, что государственная политика привела к полному отторжению казахстанцев от предоставляемой этим же государством информации. А ведь на госзаказ расходуются миллиарды.

Далее авторы констатируют, что «наблюдается активный переход печатных СМИ в онлайн-режим. При этом, не используются все возможности цифрового формата, зачастую дублируются материалы печатных версий».

В чём виноват интернет

Найдено и объяснение – во всем виноват интернет! Только вот во время пандемии, когда началось дистанционное обучение и иные проблемы, оказалось, что в стране интернета нет. Качество услуг низкое, а историческим стали фотографии сидящих на деревьях детей, пытающихся поймать сигнал и подключиться к уроку. Учителя, чтобы заполнить онлайн отчеты вынуждены были добираться до райцентров.

В реальности правительство не решает, а усугубляет проблему информатизации общества. Доступность интернета для населения находится на пещерном уровне. Но, впрочем, всё как обычно - приняты новые программы и повышенные обязательства, а ситуация сохраняется.

Для печатных СМИ первая проблема – доставка до потребителя. Речь о подписке. Получить по подписке газету в тот же день, не говоря уже об утренней почте невозможно. Миллионные оклады руководителей наряду с тем, что почтальоны получают 1/8 зарплаты – вот и объяснение не только отсутствия своевременной доставки газет, но и миллиардных убытков этой организации.

Будет ли почтальон за мизерные деньги с утра обходить свой участок и доставлять газеты? Нет. Потому газеты доставляют раз в неделю или десять дней. Собственно, об этом мы же писали

Сравнивать ситуацию с передовыми странами даже не нужно. В Германии до 95 процентов писем доставляются на следующий день. Не говоря о газетах и журналах. Здесь доставка осуществляется шесть дней в неделю.

Кому помешали киоски

Вторая проблема – киосковые сети. Их практически не стало. Казахстан занимает 9 место в мире по территории. Это все знают. Но нужно также не только знать, но и понимать, что здесь должна быть государственная организация, занимающаяся реализацией газет и журналов. Частнику в масштабах страны такое не под силу. В Норвегии в отдаленные регионы почту доставляют вертолетами. Почему? Да потому что, когда вопрос стоит об информировании населения или рынке, выбирают первое. У нас же чиновники, что называется, просто отморозились и кивают на интернет, которого нет. Вместо решения проблемы предпочитают говорить о рыночной среде.

Третья проблема. Бумага и оборудование. Идёт постоянный рост цены, поскольку ни бумагу, ни оборудование Казахстан не производит. Правда были экзотические проекты строительства целлюлозно-бумажного комбината на Сырдарье. Даже потратили деньги. Но ничего не получилось и не могло получиться. Сейчас принято решение посадить 5 миллиардов деревьев. Но в реальности этого мало, да и они не решат проблему. Всё как обычно. Все всё знают, но никто не решает.

Реклама нас накормит

Отсутствие реальной конкурентной рыночной экономики. Детский вопрос – нужна ли реклама монополистам? А ведь с ними так и ничего не случилось. Они препятствуют развитию экономики, тормозят прогрессивные изменения, мешают демократизации. И следом – сокращают рынок рекламы.

Исходя из ситуации - должно было случиться то, что случилось. Это падение тиражей изданий. Резкое увеличение стоимости полиграфических услуг, что сказалось на бюджете газет и журналов. И, конечно, резкое снижение рекламных поступлений. Именно поэтому газеты стали переходить в онлайн, а затем и вовсе закрываться. А вовсе не потому что сыграл свою роль интернет.

Но чиновники по-прежнему повторяют, что на западе все переходят в интернет. Но там интернет везде. А потом сетевые издания потеснили традиционные СМИ, но не убили их. Например, журнал Time. Его суммарная читательская аудитория составляет более 26 млн. человек. Газета USA Today, популярное в США общенациональное издание с ежедневным суммарным тиражом более 2-х миллионов экземпляров. Таких примеров тысячи. Кстати, они обходятся без госзаказа.

Кого должен поддержать госзаказ

Нам бы тоже прекратить государственное финансирование изданий. Может быть за исключением малотиражных, но необходимых газет и журналов на национальных языках – уйгурском, немецком, корейском, украинском… Но делать это можно через Ассамблею народа Казахстана.

А средства направить на улучшение работы почты или создание государственной организации по доставке изданий по подписке и в региональные сети реализации. Ведь получали же граждане газеты и журналы еще до выхода из дома на работу!

Нужно создать государственную или смешанную систему киосковых сетей. Частники должны получать налоговые или иные льготы на свою деятельность.

Если отменить драконовские законы, регулирующие СМИ, то можно уже создать конкурентную среду. Газеты и журналы будут не пропагандировать то, что читается с огромным трудом и не имеет никакого смысла, а бороться за читателя за счет оперативности, точности, основательности публикаций.

Кому нужен закон о СМИ

Нужен ли закон о СМИ? Можно сказать, что не нужен. Нужно ли министерство информации? Вполне можно обойтись и без этой структуры. Но только в том случае если политические реформы будут реализованы. Казалось бы, меры простые и вполне реализуемые. Но они являются еще одним показателем реальной демократизации общества. Будут ли эти меры осуществлены? Время покажет.

А пока – с праздником, уважаемые журналисты!