Государство, вернись: что делать с искусственными монополиями

Курманов Байтас

Широко не афишируя и не прибегая к PR-технологиям, АЗРК опубликовало отчёт о конкуренции и монополии в казахстанской экономике за 2021 год. Всего за несколько дней этот документ стал топовым в лентах новостей – его процитировали все казахстанские СМИ. Такой повышенный интерес медийщиков вызвали цифры, которые подтверждали, что почти весь рынок товаров и услуг оказался в руках определённых компаний.

freepik

Например, сообщает агентство, 80% объёма реализации нефти на внутреннем рынке приходится на группы компаний «CNPC» (КНР) - 35% и «КазМунайГаз» - 45%.

Вердикт аналитиков АЗРК выглядит необычайно сурово.

“Ценообразование на внутреннем рынке нефти носит нерыночный характер. Действует негласное регулирование цен на нефть, поставляемую на внутренний рынок”.

Как же так, ведь у нас конкуренция под защитой, с монополиями перманентная борьба, а в стране хронический дефицит бензина, солярки, газа и авиатоплива, и цены на ГСМ не подчиняются никакому здравому смыслу.

Почему битва за конкуренцию, о которой 30 лет говорили с высоких трибун, и которая вроде бы стала казахстанским трендом – проиграна?

“Во-первых, этот тренд был только на словах, а во-вторых, надо понимать, что в нефтянке и ГСМ конкуренции практически нет. Вопрос в том, кто пользуется объективной монополией”, - считает экономист и в прошлом руководитель антимонопольного ведомства Пётр Своик.

Но всё до поры до времени, объяснил он корреспонденту Ulysmedia.kz. И напомнил, что ситуацию в январе подожгла подскочившая цена на автогаз.

По официальной статистике, говорит эксперт, больше 50% среднего дохода казахстанцы тратят на еду. 

“У нас повальная бедность. Это касается не только людей, но и внутреннего рынка в целом, потому что если платёжеспособность всего населения замыкается только на еде, то ничего другого на внутреннем рынке развивать не приходится”, ― поясняет Своик. 

ehonews.kz

В рамках этой экономической модели сложился альянс реальных иностранных инвесторов. А бывшая правящая верхушка вывозила из страны не только нефть, но и чёрные, цветные металлы. Деньги, вырученные с этого экспорта, тоже из страны вывозили.

Своик объясняет, что в основе этого механизма - не внутреннее, а внешнее, то есть иностранное инвестирование. То есть деньги, вырученные с крупнейших предприятий «не работают» на страну, а «отмываются» за границей. Причём часть этих средств, отмечает он оседают в заграничных юрисдикциях, а потом возвращается в страну уже в качестве иностранных кредитов и инвестиций.

“Экспортные сделки оформляются за пределами национальной юрисдикции. Часть этой выручки присваивается реальными иностранными компаниями, часть семейной верхушкой и местными олигархами, то есть искусственными монополистами”. 

Из-за этой системы и сформировалась внутренняя монополизация рынка практически по всем важным позициям. ГСМ – это одна из позиций, также ещё есть электроэнергетика и сельское хозяйство, которые тоже оказались в определённых руках. 

“Большая часть экономики Казахстана вошла в такую схему, которая нацелена на вывоз из страны не только ресурсов, но и отмывания за рубежом большей части выручки от внешнего инвестирования и кредитования. Потому же, кстати, Национальный банк душит внутренний производственный кредит высокими ставками и залоговой недоступностью”, – объясняет Своик.

Эксперт уверен, что схема всё равно бы сломалась, так как ушёл Назарбаев, а второй президент, который, по словам Своика, хоть и «плоть от плоти» прежней политики и экономики, но в кланово-компрадорской схеме внешней эксплуатации Казахстана не участвовал. Ему и придётся переходить на экономику, которая ориентирована на национальные интересы, - убеждён экономист. 

“Сложились три фактора - старый режим чрезвычайно встревожен тем, что он теряет свои позиции, население недовольно повальной бедностью, а третий – очень немаловажный фактор в том, что назарбаевская семейная экономика аффилирована не с Москвой, а с Лондоном”. 

По мнению Своика, сейчас Запад очень встревожен тем, что Казахстан выходит из-под его протекции и объективно становится частью Евразийского союза. Он считает, что в январских событиях этот фактор тоже сыграл свою роль.

Напомним, что главы государств ЕАЭС еще до нынешних критических событий согласовали план создания к 2025 году общего рынка нефти, газа, ГСМ, электроэнергии и финансов. А такой Евразийский рынок, это не только рынок собственно ЕАЭС, но внешний рынок для внешних покупателей тоже. Внешнее его значение даже выше, поскольку большую часть нефти и газа Россия и Казахстан используют не внутри своих экономик, а экспортируют. Соответственно внешний рынок становится внешним и для Европы. Из рынка Покупателя он становится рынком Продавца, включая расчеты и котировки цен в евразийских валютах. Это, конечно, чрезвычайно напрягает те силы, которые хотят сохранить прежнюю систему.

Государство, вернись

В Казахстане ряд жизненно важных производств – это объективная монополия. В частности, никакой конкуренции нет на рынке производства и продажи ГСМ. Никакой конкуренции нет в электроэнергетике. Тем не менее, все эти отрасли переведены в рыночные отношения, где именно коммерческий интерес, якобы, и должен обеспечивать интересы потребителя. А получается наоборот, потому что всё захватили естественные и искусственные монополии. 

Экономист убеждён, что государству придётся «вернуться в экономику», чтобы стать опорой тех важных производств, от которых тянутся наиболее важные ценовые цепочки. 

“Государству придётся вернуться в электроэнергетику и взять на себя ответственность за предсказуемый и эффективный тариф за киловатт час. Взять ответственность за стабильную и предсказуемую стоимость одного литра бензина и солярки. В пищевой промышленности - ответственность за стоимость муки, сахара и подсолнечного масла. В строительстве ― за стоимость тонны цемента и строительной арматуры. То есть государству нужно вернуться в те отрасли экономики, которые без него не могут работать на конкурентной основе и попадают в руки монополистов, которые выдаивают свою прибыль и ухудшают социально-экономическую обстановку в стране”, – объясняет Пётр Своик. 

Сейчас государство работает на рынок, который должен всё решать. А он не решает. И государство при этом тоже ни за что не отвечает. Настают времена, когда придётся отвечать на вопрос, за что отвечает государство. Но сначала должен появиться перечень ответственности, в который должны войти полная трудовая занятость, достойный жизненный уровень, стабильность цен, а после этого уже можно приступать к исполнению.

Также, экономист уверен, что существующая возможность вывоза денег из страны как раз и не даёт развиваться важным социальным сферам. Результат – космические цены на продукты питания и услуги. А поскольку сейчас всё это в руках монополистов, они и выстраивают политику не под национальные интересы, а под свои собственные.