Автор: Расул Рысмамбетов
Сегодня исполняется 28 лет со дня, когда Казахстан официально обрел один из ключевых элементов независимости – национальную валюту. Это случилось 15 ноября 1993 года.
Помню с каким интересом мы тогда брали в руки эти небольшие и очень красивые бумажки, пытаясь понять, что это вообще значит для нас.
Вдобавок к обязательным признакам государства: территории, населению и власти – национальная валюта является еще одним важным залогом независимости.
Тенге есть тот самый язык, на котором наша экономика общается с мировой, а также национальная валюта, ее инфляция, курс к другим мировым валютам являются хорошим быстрым способом понять конкурентоспособность экономики любой страны.
Поэтому 15 ноября мы празднуем день рождения национальной валюты и начало всего финансового сектора республики. Ведь национальная валюта имеет значительную роль не просто как средство расчетов внутри страны, но также оказывает влияние на все без исключения процессы в стране.
Например, формирование бюджета и долгосрочное планирование.
Имея собственную валюту и эмиссионный центр, в те годы, мы смогли наконец правильно выстроить свой бюджет, запланировать важные шагы для экономики. Усилия сотрудников минфина середины 90-ых невозможно переоценить – в ситуации постоянной нехватки средств, несущественной собираемости налогов, они умудрялись гасить многомесячные долги по зарплате на предприятиях, готовили приватизацию, умудряясь не душить бизнес штрафами и авансовыми платежами по налогам.
Как ни странно, компьютеров тогда не было и большинство расчетов проводились на обычных калькуляторе, без красивых презентаций и Zoom-конференций.
Отчасти ситуация безденежья повторяется сейчас, однако если в 1990-е денег в бюджете не было совсем, то сейчас просто аппетиты госаппарата больше, чем денег в бюджете.
Своя собственная валюта помогла Казахстану поднять и вырастить сильный банковский сектор.
В середине 90-ых, после введения тенге, в Казахстане насчитывалось около 230 банков. Многие из них закрылись буквально в течение нескольких лет с момента открытия, однако выполнив свою функцию по насыщению экономики кредитами, на которые выросли компании, часть которых осталась до сих пор.
Создать и запустить собственную валюту – это самая громкая декларация о независимости. Казахстан многим рисковал, когда ввел в оборот тенге и, как видно сейчас, немало выиграл.
Вот как выглядела таблица силы тенге к ряду других валют, в первые недели после введения.
Источник: НБ РК (**** - курс за 1000 единиц иностранной валюты).
Обычно, когда оценивают силу экономики какой-либо страны, всегда смотрят на курс национальной валюты к другим валютам. Падение тенге к доллару в 91,88 раз – с Т4,68 тенге за $1 и до сегодняшнего курса в Т430 тенге за $1, показывает, что мы сделали далеко не все возможное, чтобы поднять свою экономику и повесили тенге на шею нефтяным котировкам.
Такая значительная девальвация говорит о нестабильном бюджете и высоких валютных рисках для любого инвестора, кроме недропользования. Неудивительно, что в Казахстан сократился поток иностранных инвестиций – никто не хочет испытать судьбу, теряя деньги.
То, что происходит с тенге в эти годы – краткий пересказ экономической истории Казахстана. Опора на сырье, господдержка банков, олигархизация экономики и слишком быстрый рост госрасходов. Все эти детские болезни нового государства отражаются на курсе тенге, как в анализе крови.
Мы находимся в плохой ситуации, одной из худших за все 30 лет и это не потому что у нас нет средств, а потому что те, от кого зависят важные решения – сами потеряли веру в Казахстан и в тенге. Однако путешествие независимого Казахстана продолжается и финансовая сфера, которая неотделима от тенге все же пока выжила, и у нас просто нет другого пути, кроме как сохранить тенге, независимую страну, выйти из нынешнего штопора и восстановить свои силы.
Впереди нас ждут непростые времена, новые планы, успехи и провалы. Гарантий успеха нет, однако пока у нас есть своя валюта и немного желания ее сохранить – у нас всегда есть шанс исправить ситуацию.