Рентабельность банков достигла пика на фоне роста кредитования в Казахстане

Асель Аубакирова

Рост кредитования в Казахстане продолжился, а рентабельность банков достигла пика, говорится в обзоре Всемирного банка за июнь. Об этом передаёт Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

Рост реального ВВП снизился на фоне общего экономического ослабления

По данным Всемирного банка, совокупные сдвиги по секторам, составляющим 60% ВВП в Казахстане, замедлились до 3,7% в январе-мае (по сравнению с 4,5% год назад). Это замедление отражает широкомасштабное ослабление во всех секторах.

Внутренняя торговля замедлилась до 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, отражая снижение потребительского спроса. Транспорт и логистика снизились до 7,1% (с 7,7%), сельское хозяйство – до 1,6% (с 3,5%), а промышленное производство продемонстрировало лишь умеренный рост – 3%.

“В результате мы ожидаем, что реальный рост ВВП составит 3,5%”, – говорится в обзоре.

Инфляция в сфере услуг (+13,8%) остаётся низкой из-за устойчивого роста зарплаты в секторе. 

Спад инвестиций вредит экономическому росту

Реальные капитальные инвестиции упали на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года в январе-мае, при этом активность сдерживалась главным образом сокращением прямых иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность и стагнацией инвестиций в жилищное строительство.

Инвестиции в горнодобывающую промышленность в январе-мае сократились почти на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, поскольку крупный проект по расширению добычи нефти близок к завершению.

“Сокращение инвестиций в жильё на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года (+4,1%) связано с исчерпанием ресурсов ЕНПФ, которые ранее были разрешены к выводу и использовались для приобретения жилья, что обеспечило кратковременный импульс рынку жилья в 2022-2023 годах. В целом слабая инвестиционная активность за последние 10 лет, снизившаяся с 28% ВВП в 2001-2009 годах до 17% ВВП в 2012-2022 годах, стала доминирующим фактором, сдерживающим производительность и потенциальный рост”, – сказано в обзоре.

Рост кредитования продолжился, а рентабельность банков достигла пика

Реальное банковское кредитование экономики в мае выросло на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года за счёт потребительских кредитов, вклад которых составил 9,4 п.п. или 80% от общего прироста, тогда как кредиты бизнесу оставались слабыми, составляя 4 п.п. или 20% от общего расширения.

Рост кредитов домохозяйствам был обусловлен в основном краткосрочными и дорогостоящими типами кредитов, связанных с потреблением, в то время как спрос на ипотечные кредиты снизился. Цифровые платформы увеличили финансовую доступность и облегчили доступ к потребительским кредитам, что, с другой стороны, привело к увеличению долговой нагрузки домохозяйств.

Рентабельность банков, измеряемая как рентабельность капитала, достигла многолетнего максимума в 34,8% в апреле.

“Это было обусловлено высокими реальными ставками по кредитам и ростом чистой процентной маржи. Банки Казахстана уже давно пользуются одними из самых высоких показателей прибыльности среди аналогичных стран, богатых ресурсами”, – говорится в обзоре.

Ненефтяные доходы компенсируют снижение нефтяных доходов, потребности в финансировании растут

Поступления консолидированного бюджета составили $23,3 млрд в течение первых пяти месяцев, оставаясь в целом неизменным по сравнению с тем же периодом год назад. Нефтяные поступления упали на 11,2% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года в январе-мае, что было компенсировано увеличением сборов ненефтяных налогов.

Ненефтяные налоги выросли примерно на 5,4% по сравнению с 2023 годом и составили $16,9 млрд. 

Расходы бюджета составили $22,8 млрд (+5,5%). Наибольший рост расходов пришёлся на процентные выплаты (+36,6%) и инфраструктуру (+22,7%), тогда как расходы на промышленность (-21,3%) и оборону (-24,6%) сократились. 

Консолидированный бюджет реализовал меньший профицит – $0,4 млрд, ниже прогнозируемого профицита в $1,6 млрд год назад. Однако профицита было недостаточно для покрытия причитающихся амортизационных отчислений. В результате увеличения выплат валовые потребности в финансировании увеличились в 4,4 раза и составили $3,3 млрд.