После небольшого укрепления, отечественный тенге резко рухнул по отношению к доллару. Примечательно, что ни российский рубль, ни евро столь же сильно не подорожали. Почему “зеленый” оторвался ото всех в валютной гонке и к чему готовиться стране из-за этого? Ulysmedia.kz обсудил важный вопрос с экономистами.
Часть экспертов, к которым мы обратились за комментарием по внезапному росту курса доллара, честно признались, что не знают причин падения тенге по отношению к доллару: нефть стабильно торгуется, металлы тоже не дешевеют, то есть каких-то внешних факторов для колебаний курса вроде бы нет.
Да и те, кто увидел в зафиксированном в обменниках курсе закономерности, подчеркивают: изменение показателей в паре тенге - доллар объясняются прежде всего внутренними факторами.
- Как объяснял ранее Тимур Сулейменов, на тенге давит отпускной сезон. Люди едут отдыхать, берут с собой в первую очередь доллары. И, даже если кто-то едет отдыхать с одной мультивалютной картой, он все равно там покупает доллары. Потому что конвертация в местную валюту идет именно через доллар США, - объясняет финансовый аналитик Арман Бейсембаев.
Востребован, как отмечают экономисты, доллар и в самом Казахстане.
- Государство сейчас много инвестирует в транспортную инфраструктуру, социальную и так далее. Все эти инвестиции тратятся, в том числе, на покупку импортной продукции, - подчеркивает экономист, советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов.
Кроме того, по словам экономиста, генерального директора AERC Жаныбека Айгазина, различные сектора экономики наращивают импорт в силу краткости сезона осуществления строительства, что создает спрос на иностранную валюту.
- Секторы транспорта и строительства за первое полугодие у нас выросли на 23 и 18% соответственно. А эти сектора, помимо относительно недорогих отечественных комплектующих, приобретают импортную дорогостоящие комплектующие, материалы, запчасти и т.д. Плюс надо учитывать, что до 2022 года наш бизнес импортировал большие объемы инвестиционных товаров из РФ, однако из-за санкций некоторые товары стали недоступными, по некоторым приходится заменять поставщиков. А это дополнительные транспортные расходы, - объясняет он.
Как подчеркивает Айгазин, внешняя конъюнктура тоже сейчас не особо способствует укреплению тенге.
- У нас на протяжении последних нескольких месяцев ухудшаются условия торговли. За последние 5 месяцев экспорт у нас сократился на 9,2%, а импорт вырос на 2,2%. То есть, фактор давления на национальную валюту, - объясняет экономист.
В то же время, как считают некоторые из опрошенных нами экспертов, в резком курсе доллара частично “виновен” глава казахстанского правительства, который на пресс-конференции заявил, что девальвации тенге не будет.
- У нас всегда как? Люди привыкли думать, если высокопоставленный чиновник говорит, что девальвации не будет, значит она точно уже запланирована. Я не думаю, что это стало основным фактором роста курса, но отрицать возможность влияния такого рода заявления на курс - нельзя, - говорит Мурат Темирханов.
Арман Бейсембаев считает, что ситуация была бы проще, не проговори Олжас Бектенов точную цифру.
- Премьер же четко сказал, что бюджет верстается из расчета 540 тенге за доллар. И вполне естественно, что народ ринулся эти доллары скупать, пока курс не дорос 540, - говорит эксперт.
Но курс уже, получается, дорос до обозначенной премьером цифры. Что дальше? будет он расти далее или зафиксируется на этой отметке? А может и вовсе - подешевеет?
- Я считаю, что Нацбанку надо было вмешаться в ситуацию и провести валютную интервенцию, еще когда курс был 530. Потому что та цифра, которую вы видите сейчас в обменниках, она совершенно не рыночная. Никаких фундаментальных факторов ослабления национальной валюты нет и панику надо было гасить в самом начале. Сейчас же на интервенцию придется “сжечь” куда больше денег, - считает Мурат Темирханов.
Арман Бейсембаев уверен, что валютные интервенции Нацбанка - абсолютно бессмысленная в настоящее время затея.
Оба экономиста считают, что рыночный курс тенге к доллару сейчас в районе 525 - 530 тенге. И в обозримом будущем к этому курсу страна обязательно вернется.
- Сейчас мы видим пик, потом потихонечку начнется ослабление, а потом на относительно долгое время сформируется коридор, где верхняя отметка будет где-то в районе 540, нижняя отметка, может быть, пройдет по 525, и мы вот в этом диапазоне будем долго-долго болтаться. Аж до следующего года. А может быть даже до середины следующего года. Но это может случиться только при условии, если плюсом ко всему не станет ухудшаться еще и внешняя конъюнктура, - говорит Бейсембаев.
Что же касается долгосрочных прогнозов курса доллара, то, по мнению Жаныбека Айгазина, все будет зависеть от внешних факторов, среди которых основной - цена на нефть.
- Надо еще учитывать, что из-за торговых войн Китая и США, КНР снижает экспорт своей готовой продукции, которая производится в том числе из экспортных товаров (нефть и металлы). То есть, они сокращают объем спроса на сырье, что давит на мировые цены на эти товары в сторону снижения и в результате негативно сказывается на курсе тенге. Ну и в целом надо понимать, что валюты всех стран, зависящих от экспорта ресурсов, крайне волатильны и наш тенге - не исключение, - говорит он.
Арман Бейсембаев тоже считает, что будущее тенге мало зависит от казахстанцев. Он не исключает падения цен на нефть, ведь близится к концу война России и Украины, и первое, что скорее всего сделает коллективный Запад после перемирия между двумя государствами, это освободит от санкций российскую нефть. Это негативно скажется на цене казахстанской и, как следствие, курсе тенге.
Кроме того, как напоминает эксперт, в конце июля Центробанк России объявит новую процентную ставку. Участники рынка ждут, что ее понизят.
- По правилам ставку могут понижать не более чем на 2 процента, но все знают, что Центробанк России умеет действовать жестко и резко. И ставку могут понизить сразу на 3 - 4%, держать депозиты в рублях россиянам сразу станет невыгодно, курс рубля взлетит в район 90 и более рублей за доллар с нынешних 78. А потом и дальше, до 100 рублей. И вот тогда тенге не поздоровится, - рассуждает Арман Бейсембаев.
Если курс рубля придет к 100 за доллар, тенге автоматом может упасть до 600 и еще дешевле. Именно в этот момент, по мнению Бейсембаева, и нужны будут валютные интервенции Нацбанка Казахстана.
Мы спросили в Нацбанке - планируют ли они провести интервенции, чтобы погасить явно нерыночный курс доллара, однако в регуляторе точного ответа не дали, сказав лишь, что если интервенции будут проведены, то о них все узнают.
Экономист Арман Байганов отмечает: никаких рыночных факторов ослабления тенге сейчас нет.
- По идее, курс тенге должен быть стабильным. Идет либо спекуляция, либо, что гораздо хуже, общее состояние казахстанской экономики таково, что мы не можем себе позволить крепкую национальную валюту. Я склоняюсь ко второму варианту. Мы видим, что наш бюджет ежегодно в дефиците, и в этом году мы выделили только на обслуживание госдолга более 2 трлн тенге, а сам госдолг превышает годовой бюджет на 6, 2 трлн тенге. Это не может не сказаться на курсе. У нас просто нет ресурсов для укрепления тенге, - говорит он.
Как предположил экономист, если эта теория верна, то падать тенге будет еще долго, но в следующем году, после вступления в силу нового налогового кодекса, немного стабилизируется. Если, конечно, правительство за счет новых налогов сможет повысить доходы бюджета.