На встрече с предпринимателями в столице руководитель Halyk Bank Умут Шаяхметова рассказала, как банк работает в условиях новых вызовов и что будет с казахстанским финсектором и бизнесом в обозримом будущем.
О работе банка в январе
В неспокойное время январских событий клиенты всех остальных казахстанских банков с завистью посматривали в сторону владельцев карточек Halyk Bank. Сервисы работали практически бесперебойно, а во многих крупных супермаркетах, а также на АЗС безнал проходил только по этим картам. В банкоматах сети Halyk держатели дебетовых карт банка могли снимать неограниченную сумму, в то время как на карты других банков был введен лимит на снятие не более 10 000 тенге.
Несмотря на сложности, Банк первым открылся в январе, по всем регионам продолжали загружать банкоматы и обеспечивали клиентов наличностью. Даже когда в январе отключили интернет, банк в сотрудничестве с профильным министерством первым запустил офлайн-платежи, предоставив клиентам возможность проводить расчеты без подключения к сети.
События в Украине и России, режим санкций
Конфликт России и Украины был отмечен на отечественном рынке дефицитом валюты. При этом Halyk Bank, как основной банк по завозу валюты в нашу страну (доля ввоза около 80% наличной валюты), и здесь справился с этой задачей. Несмотря на то, что завоз наличности достаточно дорогостоящая и ответственная процедура, банк своевременно смог организовать ее завоз после возобновления полетов и восстановления транспортно-логистических цепочек.
Еще одним фактором, повлиявшим на рынок, стали санкции, которые были введены против российских банков. Казахстан, как ближайший и крупный торговый партнёр РФ, сейчас испытывает определенные сложности, одна из которых – обеспечение бесперебойных платежей и кредитование клиентов. Этим вопросом сейчас занимаются на уровне государства и банковского сектора.
Причем глобальных проблем в обслуживании клиентов у Halyk Bank сейчас нет, однако у клиентов, работающих с российскими партнерами, периодически возникают вопросы о влиянии санкционного режима.
Учитывая, что ситуация вызвана глобальными факторами, на которые ни Казахстан, ни тем более отечественная банковская система никак повлиять не может, Halyk Bank индивидуально отрабатывает эти вопросы, учитывая процедуры комплаенса и финансовых рисков.
О сделке со «Сбером»
Санкционный режим повлиял на работу казахстанских «дочек» российских банков – АО «Сбербанк» и АО «Альфа-Банк». В этих условиях казахстанский «БЦК» купил «Альфа-Банк», а значительная часть кредитного портфеля «Сбера» перешла в «Халык».
Были и такие клиенты, которые еще до введения санкций решили поменять банк. Halyk Bank всячески помогал и содействовал их комфортному переходу, обслуживая клиентов в круглосуточном режиме 24/7 и стараясь максимально отработать все вопросы.
Что ждёт бизнес?
Кредитный портфель Казахстана – 9,6 трлн тенге, из них почти 5 триллионов – это доля кредитования Halyk Bank. Более чем половину реального сектора экономики кредитует Halyk Bank и свыше 50% финансирования по госпрограммам также проходит через него.
“Год назад наши клиенты интересовались дополнительными мерами финансирования и новыми ставками. Я хорошо помню, как нас спрашивали об управлении активами – запустим ли мы брокеридж (брокерские услуги через цифровизацию). Конечно, тогда настроение и у нас, и у наших коллег было позитивное, мы все мы думали о развитии, о том, какие у нас впереди перспективы. Мы видели экономический постковидный рост в стране: увеличилась деловая активность, продажи, бизнес стал вновь запускаться”, – вспоминает Умут Шаяхметова.
Сейчас ситуация не только в Казахстане, но и во всем мире достаточно сложная – центральные банки повышают базовую ставку, что делает кредитование более дорогим, дополнительно растет продуктовая инфляция.
Несмотря на то, что оптимизма у многих бизнесменов поубавилось, в Halyk Bank уверены, что все решаемо, тем более, что и президент, и члены правительства держат руку на пульсе.
Одна из задач – восстановление давно налаженных торгово-логистических схем, особенно страдают те компании и клиенты, которые работали с российскими поставщиками. Возникают ситуации, когда нужные суммы переведены, но товар не поставлен, а деньги заморожены, в таких случаях банк пытается решить эти вопросы на уровне правительства и других госструктур, если не получается, предлагает клиентам рассмотреть иные пути выхода из ситуации.
В этих условиях, задача бизнеса – искать новые каналы поставок и сбыта продукции, новых поставщиков. Например, достаточно перспективен рынок Узбекистана, в котором недавно прошёл инвестфорум с участием президента этой страны и где говорилось о развитии новых производств и новых направлений.
О роли банка в кредитовании реального сектора
Стоит отметить, что Halyk Bank продолжает сохранять самые высокие кредитные рейтинги среди казахстанских БВУ без иностранного участия, подтвержденные международными рейтинговыми агентствами.
“В этом году мы прошли более жесткий, более детальный, чем ранее, аудит от международных рейтинговых агентств. Нам задавали нестандартные вопросы о клиентской базе, процедурах, финансовой устойчивости и прочее. От нас требовали чётких ответов на вопросы о том, как мы зависим от российских поставок, как от них зависят наши клиенты. Мы эту информацию предоставили и наши рейтинги были подтверждены”, – говорит Умут Шаяхметова.
В то же время статус самого крупного банка Казахстана позволяет аналитикам Halyk Bank видеть ситуацию в комплексе и предлагать клиентам самые оптимальные пути решения различных ситуаций.
“Мы работаем во всех направлениях банковских отраслей, мы видим те или иные тенденции и направления, и как банк, мы всегда можем попытаться подсказать, направить, просчитать эффективность и расходы, влияние на себестоимость продукции, при этом всегда стараемся подсказать, как уменьшить расходы клиентов”, – перечисляет преимущества банка Умут Шаяхметова.
Глава Halyk Bank уверена, что Казахстан успешно преодолеет кризис, как годом ранее преодолел проблемы, вызванные пандемией. Главное – не поддаваться панике и двигаться вперед к намеченной цели.