Родители детей с инвалидностью просят помощи президента страны. Они хотят самостоятельно оплачивать реабилитацию своих детей, а также - покупать им инвалидные коляски, специальную ортопедическую обувь и другие необходимые предметы без «помощи» посредников. При таком варианте отследить целевое использование выделенных госденег через социальный кошелек - не проблема. Об этом мамы особых детей говорят, ссылаясь на пояснения главы Нацбанка Тимура Сулейменова. О своих проблемах и предлагаемых решениях женщины рассказали корреспонденту Ulysmedia.kz.
Обращение родителей к Касым-Жомарту Токаеву появилось в соцсетях. Десятки мам в один голос просят главу государства устранить посредников между ними и соцпомощью.
- Дайте нам самим выбирать для наших детей реабилитационные центры, санатории, ортопедическую обувь и многое другое! Монетизируйте госуслуги напрямую получателям, - говорят они.
Свою аргументацию касательно пробелов в действующей модели господдержки женщины привели корреспонденту Ulysmedia.kz. Беседа состоялась в одном из реабилитационных центров. Некоторые мамы подключились онлайн, чтобы донести свои проблемы.
- Этот центр мы открыли сами для себя, потому что поняли, что никто, кроме нас самих, не может оказать нам моральную поддержку, а также помочь с нашими детками. Здесь работают специалисты, у которых дети с инвалидностью, и мы стараемся работать со всей семьей, потому что братьям и сестрам тоже нужно учиться взаимодействовать с “особенным” ребенком, - говорит глава ОО “Бақытты шанырақ” Ботагоз Султанова.
Женщины отмечают: они ни в коем случае не хотят ругать государство - из бюджета на поддержку их детей выделяются колоссальные суммы. Они предлагают изменения, которые на их взгляд, сделают поддержку детей-инвалидов действительно эффективной, а не отработкой для галочки.
Согласно данным министерства труда и соцзащиты, в Казахстане 737,4 тысяч лиц с инвалидностью. Почти 115 тысяч из них - дети.
Только с января по апрель 2025 года на выплаты пособий для этой категории казахстанцев было выделено 126 млрд тенге.
Также лица с инвалидностью могут претендовать на протезно-ортопедическую помощь, сурдо-тифлотехнические средства, кресло-коляски, санаторно-курортное лечение, обязательные гигиенические средства, услуги индивидуального помощника и специалиста жестового языка.
Размеров сумм, которые выделяют на все это, в информации МТСЗН нет, но, как уверяют родители детей с инвалидностью, речь идет о миллиардах.
- Только на услуги инватакси Астана в прошлом году выделила 1,9 млрд тенге. И это только один город, а по Казахстану гораздо больше. При этом официально указано, что 20% от этой суммы - административные расходы. Это более 300 миллионов. Вы представляете! На 300 миллионов сколько мы могли бы наших детей возить, если бы нам эти деньги были доступны, - рассуждают мамы.
К слову, в прошлом году они добились, чтобы часть этих денег была выделена не инватакси, а агрегатору такси. Как итог - услуга сразу стала удобнее.
- Чтобы заказать инватакси, надо подавать заявку за сутки. И то, я, как второго ребенка родила, не могу заказывать, потому что инватакси разрешает только одного сопровождающего, а я куда грудничка дену, - объясняет мама особенного ребенка Айнур Абилова.
Такие правила у инватакси не случайны: машина собирает несколько заказов одновременно и высаживает пассажиров по очереди. Как подчеркивают мамы, когда речь идет, например, о детях с аутизмом, такая поездка - серьезный стресс.
Аналогичные проблемы у мам особенных детей практически по всем статьям.
Например, товары вроде подгузников, отропедической обуви и даже инвалидных колясок они получают через портал aleumet.egov.kz. При этом на каждую статью расходов есть фиксированная сумма от государства. Если товар стоит дешевле, то получатель услуги на “сэкономленные” деньги претендовать не может. Но если товар стоит дороже, то доплачивать людям приходится самостоятельно.
- У меня ребенок не может сидеть, нам нужна коляска для лежачих, но таких на портале нет. Я вынуждена брать то, что есть, а потом либо искать сварщика, который сможет что-то переделать, либо пытаться продать через сайты бесплатных объявлений. Но то, что нам продают якобы по 150 тысяч, я могу продать максимум за 60, - делится Гульбагиша Жамалбекова.
Мамы детей с инвалидностью считают, что если бы они могли самостоятельно распоряжаться выделенными государством деньгами, то вместо подгузников больше средств направили на инвалидную коляску или наоборот. В зависимости от конкретной ситуации.
Но это мечта из области фантастики. Сейчас они просят хотя бы возможности выбрать тот же товар, но у других поставщиков.
- Чтобы было понятно, я вот, принесла – рассказывает Нагима Вяткина и достает из рюкзака ярко-синие сандалии, как из советского детского сада, примерно 35 размера. – Это моему сыну на заказ сшили ортопедическую обувь. Она мало того, что некрасивая, в ней ходить неудобно - все слишком жесткое. А вот, - женщина достает еще одну пару сандалей, но уже более современного дизайна и черного цвета, - то что мы сами купили.
Цена, по словам мамы мальчика, на обе пары обуви практически одинаковая, но если купленные “в рынке” он может спокойно носить в школу, и, судя по виду, носил, то государственные очевидно просто пролежали в коробке.
Отдельная история - реабилитация. Государство предоставляет детям с инвалидностью такие услуги сразу через три ведомства - Минтруда отвечает за санатории, Минпросвещения - за занятия с логопедом и психологом и ЛФК, а Минздрав за медицинскую реабилитацию.
При этом сами родители идут в частные центры реабилитации, и отдают там миллионы тенге.
- Если идешь в поликлинику на массаж или в госцентр в бассейн, там регламент - 20 минут. Причем они начинают считать с той минуты, как ты просто зашел в раздевалку. Пока разделся, пока ребенок успокоился, уже 10 минут прошли. Вот и думайте, какая эффективность, - говорит Алия Аташева.
Но больше всего мам особенных детей возмущает, что сотрудники поликлиник и госцентров реабилитации даже не пытаются улучшить свою работу.
Мамы уверены, если бы там понимали, что деньги не будут “капать” на счет автоматически, то качество оказываемых услуг поменялось бы сразу.
Поэтому родители и предлагают поменять ситуацию за счет предоставления им права самостоятельно распоряжаться выделенными деньгами.
- Мы даже с председателем Нацбанка встречались, он говорит, что никакой проблемы в том, чтобы отследить целевое использование денег, которые идут через социальный кошелек, нет. То есть мы не потратим эти деньги ни на что иное, кроме наших детей, но мы устали от того, что государство деньги выделяет, а мы при этом влезаем в гигантские долги, чтобы помочь нашим детям, - говорит Ботагоз Султанова.
Социальный кошелек есть у каждого опекуна ребенка-инвалида. Как им пользоваться знают мамы по всему Казахстану. Женщины полагают, что предложенная ими схема выгодна в том числе госбюджету, потому что сейчас государство платит не только за сами услуги для лиц с инвалидностью, но и за аренду офиса, отпуск и прочие расходы поставщиков.
- Этот вопрос обсуждается, окончательного решения по нему еще не принято, - коротко прокомментировал обращение родителей детей с инвалидностью председатель комитета регулирования и контроля в сфере социальной защиты населения МТСЗН РК Толеген Оспанкулов.
Пока же, согласно официальной информации ведомства, чиновники пытаются улучшить функционал портала aleumet.egov.kz. В частности, с этого года акиматы могут вносить поставщика в реестр недобросовестных, если он предоставляет некачественные товары или услуги.