×
445.66
474.58
4.78
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
445.66
474.58
4.78

Борьба с агроолигархами: зачем Алмасбеку Садырбаеву нужна партия

31.07.2022, 16:58
Коллаж Ulysmedia

Овцевода Алмасбека Садырбаева знают в любом казахстанском ауле, кто-то его поддерживает, кто-то называет провокатором и выскочкой. Чтобы познакомиться с самым активным фермером-политиком главред Ulysmedia.kz Самал Ибраева отправилась в хозяйство Алмасбека, которое расположилось в Каратальском районе Алматинской области.

Жара была неимоверная, кажется, что ещё чуть-чуть и солнце расплавит и меня, и машину, и всё вокруг. Столбик термометра зашкаливал за сорок. Алмазбек предупредил, что надо потерпеть – скоро доедем до жайляу, где днём не жарко, а вечером вообще прохладно. Приплод может выжить только здесь, если оставить ягнят на жаре – у них будут заболевания дыхательных путей.

Я понимала, что с моими легкими вот-вот тоже что-то случится и, скорее, чтобы отвлечься от пекла, начала задавать вопросы.

Алмасбек, вы обратили внимание, что на вас очень часто нападают в соцсетях?

– Алмасбек – такой, Алмасбек – сякой… Конечно, я читаю все эти комментарии. То пишут, что у меня нет скота, или, что я и вообще не крестьянин. Ну действительно, какой я крестьянин? Я же не пашу землю, я животновод! Но вы не представляете сколько времени уходит на эти споры, а у меня ведь так много работы. Хотя давно доказано, что у казахов – главные враги сами казахи. Вспомните, сколько человек расстреляли Сталин и Берия в тридцатых? А почему? Потому что один казах показал на другого казаха. Сегодня происходит примерно тоже самое.

Это серьезное обвинение, объясните, что вы имеете ввиду.

– Например, я помог открыть кооперативы двум сотням молодых людей в Казахстане. В их интересах основал Ассоциацию сельскохозяйственных кооперативов. Эта организация до сих пор зарегистрирована на моё имя, но один из членов ассоциации начинает спорить с правительством из-за субсидий и подает под судебный иск. В суде первой инстанции выигрывает кооператив. Во второй - проигрывает. Но есть ещё третья инстанция – кооператив хочет обратиться туда. Как бы то ни было – по закону ответственность не ассоциации, отдельно взятого кооператива. И всё это время на меня льются потоки, но имейте ввиду – они и черные и белые. Давайте дождёмся решения суда.

У вас на жайлау стоят солнечные панели – они правда дают свет?

– Да, во всех домах есть электричество – люди могут включить телевизор или стиральную машинку. Но знаете, это не столько счастье, сколько беда. Минсельхоз провернул такую схему, что теперь крестьяне и не рады. Антикор уже сказал, что работала целая ОПГ, морочили людям голову в девяти регионах. Минсельхоз даже признал, что схему для этих субсидий придумали совсем не прозрачную – как будто специально, чтоб кто-то «наварился». А Карашукеев опять пишет какие-то правила, а лучше бы занялся за создание комфортных условий для крестьян. Получается, что вроде бы триллионы выделяют в сельское хозяйство, но мы же их не чувствуем!

Вы недавно встречались с главой правительства – у него спросили, почему так происходит?

– Мы поднимали этот вопрос, он, кстати, очень испугал нашего министра. Хотите объясню, в чём главная проблема? Сейчас при Минсельхозе есть лобби, ассоциации олигархов, то есть всем правит сотня богатеев - 40 человек стоят за Мясным союзом, 15 – за птицефабриками и т.д. А за нами – простыми фермерами нет никого.

Алмасбек, вы всё время кого-то ругаете, критикуете и даже обвиняете. А что если бы вас назначили министром?

– Первое предложение - субсидии должны получать малые и средние крестьяне. Все! Вот тебе деньги и пять лет – поднимайся, не получилось – остановись. А у нас субсидии идут и тем, у кого 200 коров, и тем, у кого их 20 000. Поэтому государство должно помогать только тем, кто нуждается в этой помощи, а не всем подряд. У нас фермеров примерно 290 тысяч, из них олигархи небольшой процент.

Кого вы имеете ввиду? Фамилии сможете назвать агроолигархов?

– Могу, например, в птицеводстве – Божко. Что касается мясной отрасли, то на севере, все, у кого больше тысячи ангусов – стоит «Атамекен агро». Ещё есть СК ФУД. Вот им и помогает правительство. Ещё могущественным компаниям Юга, Центрального Казахстана и Севера по выращиванию пшеницы. Те, у кого земли мало, на помщб рассчитывать не могут, а у кого 100 или 500 тыс га, есть и субсидии, и льготные кредиты. Мы предложили Алихану Смаилову через «Байтерек» или «КазАгроФинанс» 50 % кредитов на весенне-посевную компанию отдать им, а остальное - малому и среднему крестьянству. Посмотрим, чем это закончится.

Алмасбек, мне крестьяне говорили, что пока субсидии не раздавали, мясо, масло и молоко ещё можно было купить, а теперь цены так зашкаливают, что эти простейшие продукты многим недоступны.

– Это ошибочное мнение. В мире только одно государство не выплачивает субсидии сельскому хозяйству - это Новая Зеландия. Как вы думаете, почему? Возьмём сахар. Казахстан себя этим продуктом обеспечивает всего 6 процентов. Остальные 94 мы импортируем. Что происходит сегодня? Мешок сахара подорожал до 45 тысяч тенге. Потому что наши братья - Россия и Беларусь сказали -нет. А где гарантия, что завтра точно так же откажутся продавать нам хлеб, мясо или молоко?

Но вот на то, чтобы мы сами производили сахар, как раз сотни миллиардов тенге выделено, а зависимость от импорта полная. Вот и говорят люди, что толку от этих субсидий нет.

– Скажите спасибо Рахату Алиеву и Мухтару Аблазову. Враг, уничтоживший сахарную индустрию - Мухтар Аблазов. Он купил два российских завода, заявив, что нам не нужно производство сахара, проще купить в России. Как могли в правительстве поверить этому киндерсюрпризу? А мы теперь пожинаем плоды этой «дальновидности».

А можно надеяться, что власть по-другому смотрит на сельское хозяйство? Сахарный кризис чему-то научил?

– Не думаю. У нас слушают только богатых, а им нужны только деньги. Сегодня простые крестьяне производят 60-70% продовольствия. Один сеет картофель, другой пасет скот. А эти богатые только смотрят на правительство и говорят, что нам нужна субсидия. Деньги Божко получает, а яйца почему-то дешевле не становятся. В стране нет института, который бы отстаивал интересы продовольственной безопасности.

Ну об этом сейчас все только и говорят.

– Говорить-то говорят, но всё идёт к тому, что страна скоро будет голодать. Экономическая ситуация осложняется, продукты дорожают. А правительство только и делает, что крестьянам палки в колёса вставляет. Мы ведь теперь знаем, что можно ждать от голодного народа? Вот кто мне объяснит, зачем они это делают? Началось с сахара, а где гарантия, что русские или белорусы не свергнут нашу молочную индустрию, птицеводство и животноводство. Скоро у нас мясо, молоко, яйца можно будет приравнивать к золоту. Поэтому не стоит смотреть с надеждой на соседей, лучше поддержать своих крестьян!

То есть один Алмасбек доказать никому и ничего не может, или как говорят, один в поле не воин. Нужна политическая сила, то есть крестьянская партия?

– Да, нужна и мы готовы собрать тех, кто болеет за село. Нас меньше всего волнуют дискуссии о том, что республика должна быть парламентско-президентской или президентско-парламентской. Моя цель и тех, кто меня поддерживает – поставить на ноги крестьянство и наладить жизнь в деревне. Пусть большой политикой занимаются другие, у нас на это нет ни времени, ни сил. Но если людей не накормить, то страна может о будущем и не думать – его просто не будет. Поэтому партия нужна, и мы её создадим!

В своё время вы были в рядах крестьянской партии «Адал», почти стали депутатом – то есть вошли в большую политику. Но особых достижений мне кажется вы не добились, были только скандалы и обвинения – не жалеете, что занимались этим?

– Работа была честной, мы были уверены, что занимаемся правым делом и были уверены, что многого сможем добиться, однако, получилось так, как получилось. Но появился политический опыт, который пригодится при строительстве Нового Казахстана. Мне нужна партия, чтобы отстоять интересы таких как я на политическом поле. Сегодня ни «Адал», ни «Аманат» - никто интересы простого крестьянина не защищает.

Вы знаете, многих удивил ваш конфликт с Мухтаром Тайжаном, в такое сложное время отношения начали выяснять два известных патриота. Кстати, Мухтар Тайжан обвинял вас в том, что вы поддерживаете аренду земли иностранцам. Это правда?

– Иностранцы бывают разные. Сегодня мы видим, что сельское хозяйство в плачевном состоянии. С каждым годом ситуация становится хуже. Инвестиций почти нет. Почему? Потому что сельскохозяйственный бизнес Индии, Германии, США у нас оказался вне закона. Я считаю, что мы должны землю защищать от соседей -  Китая и России, а, например, французов, немцев наоборот зазывать к нам. Они же привезут технику, дадут деньги - почему бы не согласиться? У государства денег не хватает, у фермеров их нет. Зачем наша земля американцам или немцам? Они просто хотят у нас заработать и готовы для этого инвестировать. Возможно меня поддержат не все, но как ни крути, когда в кармане нет монет, нужно думать, как жить. Это только популисты могут говорить, что они против аренды земли, я смотрю на это рационально.

Мы распрощались с Амасбеком Садырбаевым и я отправилась в свою привычную городскую жизнь, где барашки только на рекламных картинках, и где люди, покупая баранину в магазине, возмущаются её стоимостью, но никогда не задумываются, за что они в самом деле платят. Да, наверное, и я сама, если бы не съездила в хозяйство Алмасбека, так бы и не поняла, зачем животноводу нужна партия.

Новости партнеров