Базарбек против: почему отставки чиновников адвокат не считает своей победой

Самал Ибраева

На какую позицию в рейтинге 2022-го претендует дело «Кублей» - это главная победа или самый громкий скандал? Редакция Ulysmedia.kz следит за тем, как известный казахстанский адвокат спорит с чиновниками Западно-Казахстанской области. Мы рассказывали и о последнем судебном заседании, на котором судья остановил процесс, а что делать дальше постановил спросить – у правительства. Дело «Кублея» сопровождают и громкие отставки – свои кресла потеряли аким ЗКО Искалиев и верховный судья Асанов. А Базарбек опять заявил, что сдаваться не собирается и будет добиваться возбуждения уголовного дела.

Главный редактор Ulysmedia.kz Самал Ибраева решила выяснить у самого возмутителя спокойствия – юриста Бакытжана Базарбека, чувствует ли он себя победителем.

    - Отстаивая интересы консервного завода «Кублей» - мы защищаем закон и правду, мы добиваемся торжества справедливости. Работа проведена хорошая – мы с юристами предприятия доказали незаконные действия, а вернее чудовищные нарушения акимата. Если называть вещи своими именами – речь идёт о злоупотреблениях служебными полномочиями и коррупции чиновников Уральска. Мы доказали, что там есть и подделка документов, и подложные сведения, и внесение сведений, которые не соответствуют действительности. Мы вскрыли всю эту грязь, и судья Журабаев на процессе понял, что лживая архитектура защиты чиновников акимата Уральска рассыпалась.

Про вас говорят – главный скандалист и победитель года, хотя суд так и не вынес решение в пользу «Кублея».

    - Мы и тысяча работников предприятия уверены, что в 2023 году решение суда будет в нашу пользу. Мы докажем, что правосудие в Казахстане есть и суд может быть справедливым. «Кублей» - это не единичный случай, поэтому дело стало таким резонансным.

Мы писали на сайте Ulysmedia.kz о подобных ситуациях, в том числе и о судебной тяжбе в поселке Шиели, где с разрешения властей в жилой зоне китайцы построили цементный завод. Дело тянется два года, но видимо, жители не смогли нанять хорошего адвоката.

    - Таких историй много, а «Кублей» - это показатель ситуации. К слову, в Уральске помимо консервного завода многие предприятия пострадали от застройщиков, которые тоже возвели жилые дома в санитарно-защитной и промышленной зоне. Есть такие объекты и в других регионах, дело «Кублей» станет прецедентом и напоминанием чиновникам, что заводы будут защищать себя от их незаконных действий. Это и предупреждение правительству, что поддерживать старый Казахстан, где коррумпированные чиновники налево и направо выдавали разрешительные документы, уже не стоит. Нужно сделать всё возможное и невозможное, чтобы усилить законодательную защиту интересов промышленности и производства. Либо мы идём по пути цивилизованных законов, либо по пути диких правил. Я думаю, президент внесёт коррективы и встанет на сторону нового Казахстана, потому что он сам создатель этой модели справедливого государства и в предвыборной программе чётко об этом сказал.

Вам не кажется, что стандарты для Нового Казахстана, о которых говорят на Левом берегу столицы, в регионы не доходят. Там всё равно всё решается в акиматах.
 
    - Давайте называть вещи своими именами – это коррупция, беспредел, произвол, отсутствие надзора, контроля, над действиями и решениями должностных лиц. Отсутствие надзора и контроля - это следствие коррупции. Коррупция проникла во все кровеносные сосуды государства, из-за этой коррупции мы и страдаем, снижается инвестиционная привлекательность страны, идёт отток инвестиционного капитала. Думаете после ситуации с «Кублей» инвесторы к нам потянутся? Нет, конечно, пока правительство не приведёт в порядок законы, пока не займётся защитой национальных интересов в сфере производства и промышленности, на нас будут смотреть с осторожностью. Речь идёт не только об Уральске – это же имеет место быть и в Алматы, где предгорье выводят из рекреационной зоны - Медео, Каменское плато, обсерватория, где акимат разрешил строить ЖК. Это ситуация в Шымкенте c парковыми зонами, дендропарком, ипподромом. В Талдыкоргане - это парк ветеранов. В Атырау - центральный городской парк. Астана…, я могу перечислять до бесконечности. И пока мы не будем соблюдать закон, ничего в этой стране хорошего не будет. Очень хочется надеяться, что на решение президента об отставке Жакипа Асанова повлияла именно ситуация с «Кублеем».

Аким в отставке, председатель Верховного суда в отставке – почему вы это вы считаете победой?

- Это не победа - это следствие. Закон, правда и справедливость на стороне консервного завода «Кублей». То, что сняли Искалиева и освободили от занимаемой должности Асанова, который вынес заведомо абсурдное представление о пересмотре судебных актов в кассационную коллегию - это следствие. Правительство не могло это не замечать. Потому что возмущаются люди, общество, народ возмущается, фермеры готовы выйти на митинги, которые поставляют свою сельхозпродукцию консервному заводу «Кублей». А там 3,5 тыс крестьянских хозяйств, которые поставляют свою мясную и рыбную продукцию заводу, это 600 работников предприятия и их семьи. Так сколько тысяч могут пострадать от незаконного решения суда? Согласитесь, нельзя было не отреагировать на эту ситуацию, поэтому я считаю, что отставки – это следствие, а не победа.
 
После последнего судебного процесса, вы говорили, что добьётесь возбуждения уголовного дела, не передумали?

    - Да, мы сейчас собираем материалы в отношении Искалиева, бывшего акима ЗКО, в отношении Шыныбекова, он сейчас занимает должность руководителя аппарата акима ЗКО, в отношении Асхата Кулибаева - замакима Уральска, а также чиновников отделов архитектуры и земельных отношений, также в отношении Асанова и его советников, заведующего канцелярии. Мы своё расследование проведём и всё будем предавать огласке.

А Искалиев пытался с вами договориться или хотя бы поговорить?

    - Искалиев оправдывался в газете «Уральская неделя» и говорил, что не лоббировал интересы застройщика Ирменова. Я встретил его в аэропорту после процесса и сказал, что мы докажем все ваши незаконные действия. И всё - сам он и не пытался, хотя мог бы представить документы и попытаться доказать свою непричастность. Пока длился скандал, он приглашал директора консервного завода «Кублей» и требовал, чтобы он подписал медиативное соглашение, и согласился скорректировать санитарно-защитную зону.

А он не имел на это права?

    - Ему суд не давал такие полномочия, закон не даёт такие полномочия, вот эти обстоятельства и дают мне право говорить о том, что он лоббирует интересы застройщика. В декабре 2020 года суд ЗКО признал незаконными все постановления акимата Уральска. Областной ГАСК, который подчинялся акиму Искалиеву, вместо исполнения решения суда препятствуют заводу «Кублей», чтобы открыть проверку в отношении застройщика, наоборот, выдаёт ему талон-уведомление с разрешением начинать строительно-монтажные работы. Все наши обращения с требованием прекратить произвол - Искалиев проигнорировал. Завод «Кублей» стучит во все двери - в прокуратуру области, в прокуратуру города, в ГАСК, в Антикор - никто не реагирует. Потому что последняя инстанция в ЗКО – это Искалиев. Мы бы не обвиняли его, если бы он принял какие-то меры, но он ничего не делал, только давил на «Кублей». В итоге заводу ничего не осталось, как обратиться в центральные уполномоченные органы. У нас очень много доказательств причастности Искалиева и каждый материал мы будем приобщать к материалам уголовного дела. Можете не сомневаться, мы доведем дело до суда в отношении всех чиновников - они будут привлечены к уголовной ответственности.

Ситуация со стороны выглядит парадоксально - знаменитый Базарбек борется с жильцами новостройки, а акимат опять в стороне.

- Мы судимся не с жителями, а с акиматом, обжалуем их постановления. Судьи всё время занимают такую позицию, что акимат не при чём, и делают вид, что спорят два предпринимателя - ТОО «Кублей» и ИП Ирменова. А речь же идёт о том, что акимат способствует тому, чтобы это беззаконие имело место и вынес эти незаконные постановления! Почему акимат не отменяет их, почему допустил, чтобы эти дома достроили? Как аким мог это допустить? Понятно, что нельзя жить вблизи завода, нельзя строить дома в санитарно-защитной зоне, промышленной зоне, но допустила это именно местная власть.

Вы говорите, что всего 15 квартир, но каждая - это мечта, люди копили деньги и верили, что будут жить в комфортных условиях, как им быть?

- Акимат, который создал эту ситуацию и застройщик, который построил незаконно эти дома – могут спокойно решить вопрос. Застройщик уже 10 семей переселил.

Но 15 семей не переселил, думаете, что на принцип решил пойти?

 - Он прикрывается этими людьми.

Вы пытались найти консенсус с Ирменовым?

- Никаких предложений, которые заслуживали бы внимания и которые можно обсуждать, не было. У них одна позиция - эти дома должны стоять и всё, а что там с заводом будет – это не их проблемы. А судья склонял стороны к примирению и говорит проблема в заключении СЭС, мол, договаривайтесь. После незаконных переносов судебного процесса судья выносит определение о приостановлении производства! Я чуть со стула не упал – такого порядка нет - можно остановить в порядке медиации, но мирового - нет. Теперь суд отправил запросы в правительство, чтобы они выразили свою позицию! Это вообще нонсенс - зачем нам суд, когда суд интересуется мнением правительства. Я уверен, суд давно бы уже определился, но акимат настаивает - подожди, что-нибудь сделай, останови процесс…А судья говорит, не могу я приостановить, но и отказать не может – это же власть! Поэтому плюет на сроки и приостанавливает производство в порядке мирового соглашения. И как это можно считать справедливым судом?

Генпрокуратура должна дать свою правовую оценку на уральской истории?

- Уверен, что прокуратура поддержит нашу позицию – ПДП не может противоречить генплану, в генплане написано - промзона, а в промзоне нельзя разрабатывать детальную планировку как жилую, это противоречит закону, что на это может сказать прокуратура? Я настаиваю, что здесь должна идти речь об уголовной ответственности, злоупотреблении служебными полномочиями, превышении служебных полномочий, подлоге и подделке документов - это спектр коррупционных правонарушений, который предусмотрен уголовным кодексом.

А может быть акимат разрешил эту застройку, потому что население растёт, а промзона оказалась в городской черте, некуда было деваться, вот и разрешили от безысходности.

  - Да, законом это запрещено, генплан утверждается правительством РК, здесь промышленная зона, рекреационная зона и акимат уже разрабатывает план детальной планировки, ориентируясь на этот план. Акимат не имеет права разрабатывать ПДП закон это прямо запрещает. Бардак в Уральске, что хочу то делаю. Мы эту ситуацию просто так не оставим, все должны понимать, что «Кублей» - это стык двух Казахстанов - старого и нового. Люди заложники этой ситуации, но есть выход.

Мне звонили люди и говорили, что завод принадлежит Болату Назарбаеву, то есть «Кублей» - это всё-таки старый Казахстан.

- А почему не обвинят завод в причастности к Бен Ладену, к терактам в штатах. В Казахстане выгодно притесать какой-либо объект и придаться к какой-то фигуре. Болату завод никогда не принадлежал. Я понимаю откуда растут ноги, уши и голова, меня удивляет, что Верховный суд превратился в непрофессиональную площадку, который разносит сплетни. Я удивлён, что Асанов сплетнями пользовался. Мы не хотели отвечать на эти инсинуации, но ответили.

 А если, например, в течение трех лет завод не будет нарушать экологию, может быть возможно оставить всё как уже есть. Ведь работают же крупные предприятия в европейских городах?

   - У нас земли хватает, поэтому не надо с Европой сравнивать. Модернизация повлечет увеличение себестоимости продукции - это коснется каждого казахстанца, повлияет на конкурентоспособность предприятия. Не забывайте, «Кублей» - это 65 % рынка и бедные слои населения – те, кто питается «Дошираком», а мясо себе позволяют только из банок «Кублея».
 И вообще, при чём здесь Европа, если закон на нашей стороне? Зачем тогда нам закон о градостроительной деятельности, зачем санитарные правила, зачем нам земельный кодекс? Давайте всё отменим ради застройщика, ради трех домов, ради этих 15 семей! Нет, правительство на это не пойдет, единственным законным решением будет решение в пользу завода «Кублей».