Уроки Екибастуза: как одна ТЭЦ энергетику Казахстана в нокаут отправила

Самал Ибраева

Почему в Казахстане энергетика оказалась всё равно, что дитя у семи нянек, без пригляда? В числе кураторов отрасли – «Самрук Казына», «Самрук Энерго», минэнерго, министерство инфраструктуры, акиматы, хозяева ТЭЦ, а сейчас вся страна голову ломает и пытается понять, кто всё-таки довёл ситуацию до коллапса.

Что делать – наказывать чиновников или из бюджета отправлять в отрасль триллионы, поднимать тарифы или отбирать ТЭЦ у частников, строить новые станции или реанимировать старые? Ответить на вопросы главного редактора Ulysmedia.kz Самал Ибраевой согласился депутат нижней палаты парламента, заслуженный энергетик Казахстана Дюсенбай Турганов.

- Я сразу хочу предупредить, всё что я вам сегодня скажу – это моё личное мнение, мои выводы и рассуждения. Они могут кому-то не понравиться или быть ошибочными, но я так думаю - поэтому именно своими мыслями и поделюсь. То, что произошло в Екибастузе, могло случиться в любом другом населённом пункте. Это системная проблема, которая родилась не сегодня и не вчера. Энергетике никто не уделял в последние годы внимания – не было ни программы развития, ни стратегии - понемногу вкладывали и всё. Единственное достижение - разработали и утвердили энергетический баланс потребления электроэнергии до 2035 года. Больше документов нет. И пока мы не создадим национальную программу развития отрасли, то так и будем шарахаться из стороны в сторону, пока жареный петух не клюнет, как в Екибастузе. Привыкли уже - авария случилась – срочно ликвидируем и забываем.

Про электричество говорят, что оно как воздух: если есть - не замечаем, нет – пропадаем.

- Энергетика - не промышленность и не строительство, у неё своя специфика, и даже продукция, которую она выпускает – не имеет ни запаха, ни веса! Это должны понять наши чиновники, те кто занимаются этой отраслью, может быть тогда и появится понимание, куда мы катимся и как развивать отрасль. Есть ещё одна проблема – разобщённость ответственных за энергетику госструктур - минэнерго формирует и утверждает тарифы на электроэнергию, миннацэкономики занимается утверждением тарифов для монополистов, при этом это министерство не отвечает за развитие отрасли. У минэкологии свои требования. У минэнерго есть краткосрочные программы развития, но они только на бумаге – а как их реализовать никто не знает.

А как это можно объяснить?

- Нужен в энергетической отрасли один отраслевой регулятор, чтобы он отвечал не только за тарифы, но и за развитие энергетики. Чтобы понимал тарифы не ради тарифов, а внедрял прозрачные и стимулирующие энергетику методы. Сегодня она инвестиционно непривлекательная. Любой бизнесмен должен понимать, как его затраты окупятся, а пока он не увидит этих перспектив – инвестировать не будет. Это, кстати, одна из причин того, что у нас за 30 лет не построили ни одной новой ТЭЦ. И второй блок на Экибастузской ГРЭС-2 тоже был в советское время начат, завершили только в 1993 году - это не новая станция.

То есть Клебанов и другие олигархи не виноваты? Просто оказались не в нужное время в ненужном месте?

- Я не собираюсь никого обвинять, я в целом говорю об отрасли. Есть Аркалыкская ТЭЦ, Кентауская ТЭЦ, где хозяин государство, но они в таком же состоянии и как Екибастузская ТЭЦ, которая в частных руках. Почему государство не обновляет свои основные фонды? Это проще всего – кого-то обвинить. Народ «забалтывают, вместо того, чтобы решать этот системный кризис. У нас много обещаний, а каких-то реальных дел совсем мало.

А как вам предложение по разделу на разные ведомства энергетики и теплоэнергетики?

- Я не понимаю, как делить. Попробую объяснить - у нас до сих пор нет закона о теплоснабжении. О нём уже несколько лет говорят, но в парламент он так и не попал, обещают к концу года. Посмотрим, какой законопроект подготовило правительство. ТЭЦ, к примеру, вырабатывает тепло, и электроэнергию. Есть станции, где только электроэнергия вырабатывается. Как это поделить? Просто все процессы производства, передачи электроэнергии и тепла должны быть в законных рамках.

Сейчас идёт дискуссия о том, что стратегические объекты нужно вернуть в собственность государства, как вам такая

- Государство не идеальный инвестор - ТЭЦ, которые находятся не в частных руках тоже в плачевном состоянии. Нельзя всех под одну гребёнку – нужен закон, в котором будут четко прописаны правила и ответственность.

За Екибастуз кто должен нести ответственность? Акима Скакова уволили и всё? Не слишком ли простое наказание?

- Ответственность в любом случае кто-то должен нести - хозяева этой станции, руководство компании - с них же никто не снимает ответственности. Плюс еще местный исполнительный орган, который там постоянно находится, совместно работает - как они допустили такую подготовку к зиме? Во всем в этом точку должна поставить комиссия и определить, кто виноват. Здесь много нюансов и я не могу выносить приговор – я не судья и не прокурор. Мы были в Екибастузе и видели, как изношены теплосети. Конечно, нужно было принимать оперативные меры, но, когда собственник зажат в каких-то рамках, а комитет естественных монополий не включает затраты на ремонт в расходы, и когда они в год по 600 метров тепловых сетей меняют…через сколько лет решат проблему?

Клебанов тоже молчал и никаких сигналов не давал, о том, что там такой износ.

- Я не могу сказать, что все молчали - писали, обращались, предлагали передать станцию и тепловые сети на баланс местного исполнительного органа. Не знаю по какой причине акимат не решился принять и совместно эксплуатировать. Дело в том, что такое количество тепловых сетей ни частник, ни акимат самостоятельно не сможет заменить - надо было государству включаться и что-то делать.

Как так получилось, что частникам отдали стратегические объекты?

- ТЭЦ в Екибастузе частникам передали в 9-е. ЦАЭК уже в 2007 году эти сети выкупила, и я не знаю в каком состоянии они получили этот объект. Сейчас надо думать о том, чтобы в дальнейшем таких проблем не возникало, а для этого должны быть жесткие условия в контрактах и договорах. Многие объекты энергетики возможно будут приватизированы по новой госпрограмме, поэтому нужно жестко регламентировать в каком состоянии находился этот объект, и договариваться с инвестором о том, чтобы он, например, за 5 лет приведет его в надлежащее состояние. Штрафы должны быть прописаны, чтобы собственник понимал, что с него спрос будет.

А законопроект, о котором вы говорили, он решит эти проблемы?

 - Надеюсь, что он будет учитывать эти предложения по усилению надзорной функции. Вы знаете, сейчас ведь на станцию с проверкой без разрешения прокуратуры даже пройти невозможно!

А как вам предложение Клебанова продать ТЭЦ за один тенге? Ему не жалко, значит выжал из неё всё, что мог?

- Так судить нельзя, бизнесмен должен какую-то прибыль получать - для чего этот бизнес тогда нужен вообще? Но по Екибастузу если судить, когда я там работал, тепловые сети уже были убыточными, компания «Павлодар Энерго» в частности датировала все эти расходы по Экибастузу - это же не нормально.

У нас вообще какая-то странная ситуация - произошло ЧП, акима уволили, хозяин ТЭЦ готов объект отдать, а кто всё-таки ответит за случившееся?

- Комиссия разбирается, в любом случае ответственность кто-то понесёт.

Президент заявил, что на реанимацию теплоэнергетики понадобятся триллионы тенге, как вы думаете, есть гарантия, что опять не разворуют?

- Я не могу гарантировать, что воровать не будут, не уверен. Но если будет четкий надзор и контроль, наверное, воровства не допустят. Риск не исключён, если на откуп каким-то нехорошим чиновникам отдадут.

Как вы думаете ЧП в энергетике на руку тем, кто против строительства АЭС в Казахстане?

- Наоборот, я думаю она на руку той стороне, которая пропагандирует строительство АЭС.

Если мы ТЭЦ довели до такого состояния, о какой атомной энергетике можно говорить?

- Это совершенно разные вещи, нельзя сравнивать ТЭЦ, которые доживают свой век и АЭС. Здесь другие специалисты, подготовка другая, я ездил в Турцию на строительство АЭС - там серьезно относятся к подготовке кадров.

Может быть нам рано сравнивать себя с Турцией?

- Время берёт своё - новое поколение растёт. Вспомните, мы реактор на быстрых нейтронах на МАЭКе запускали и нашлись люди, которые это делали. Научимся и на этот раз, когда-то таких специалистов и в России не было, и во Франции.

У нас ситуация другая – люди боятся АЭС, потому что знают о масштабах нашей коррупции и думают, что из-за неё у нас просто всё взлетит на воздух.

- Нельзя жить по принципу – у нас коррупция, значит ничего делать не будем! Давайте подходить конструктивно - уничтожать коррупцию, следить и контролировать, готовить специалистов. А если мы махнём рукой и смиримся с тем, что Казахстан коррумпированная страна - тогда лучше сразу умереть, чем развиваться. Зачем хоронить самих себя? Что мы неспособная нация, мы ничего не можем делать? В любом деле должен быть системный подход, тем более с АЭС. Если мы заранее подготовим специалистов, откроем свои производства и будем участвовать в строительстве, то есть подойдём к решению проблемы цивилизованно, чего нам тогда бояться?

Вы согласны с утверждением, что наша энергетика в таком плачевном состоянии из-за того, что потребители платят мало?

- Мало или много, допустим, вам кажется, что вы много платите, мне кажется, что я мало плачу - так нельзя вопрос ставить. У каждого свои потребности, уровень развития, зарплата и место жительства. На юге электроэнергия дороже, чем на севере - в первую очередь, тарифы должны быть обоснованными и прозрачными. Просто остановить тарифы и не думать о том, что людям, которые работают в этой отрасли нужно платить, оборудование менять – чем это закончится?

Но у потребителей - простого народа, зарплата тоже растёт.

 - Это другой вопрос, АСП должна быть для малоимущих слоёв, потому что для них любой скачок тарифа неподъёмный, вот такой подход правительство должно разработать. И так человек еле-еле выживает – его добивать нельзя. А те, кто достаточно хорошо живет – могут платить больше. Правительство должно эти вещи регулировать. Для предприятий нужно внедрять стимулирующие методы тарифообразования. Вот раньше были дифференцированные тарифы по зонам суток - для МСБ было выгодно ночью работать. Такие методы должны быть внедрены, чтобы был интерес, чтобы люди экономили и деньги свои берегли. Почему бы это не внедрить?

Население не хочет мерзнуть, а платить больше не может. Есть прогнозы, что повышение тарифов может привести к волне протестов.

- Никто не собирается задирать тарифы в 2 раза, это будет неподъёмно, здесь системный подход должен быть. У нас же цены на электроэнергию утверждает минэнерго, а цены на передачу электроэнергии и тепла утверждает миннацэкономики.

В прошлом году много говорили о создании общей энергетической системе с РФ, потом замолчали.

- У нас есть общий энергорынок стран СНГ, мы торгуем, покупаем электроэнергию в России, можем продавать им свои мощности. К слову, в конце прошлого года, когда мы «просели» из-за майнеров, закупали дорогую электроэнергию в России, но на населении это не сказалось.


 ЧП в Екибастузе не стало наукой? Мы думали, что министр энергетики подаст в отставку, премьер Cмаилов хотя бы попытается оправдаться, но получилось, как всегда.

- Возможно ваши ожидания в скором времени оправдаются. Давайте дождемся результатов расследования комиссии. Нельзя допустить, чтобы опять - «залатали» и забыли, нужно извлечь из этого урок, хоть и горький, но он должен быть учтён.
 
Следующее ЧП, где может произойти?

- Я не хочу «накаркать», но в Аркалыке или Семее, Кентау или Уральске, Степногорске или Риддере – не знаю, где аукнется в следующий раз. Лучше бы этого не было, лучше принять меры заранее, чтобы этого не допустить.

А вы могли бы представить себя на месте министра энергетики? Чтобы сделали в первую очередь, кого бы уволили, какие реформы провели?

    - От одного министра энергетики ничего не зависит. Здесь должны все участвовать – правительство и другие министерства, которые привели к такой ситуации. Найти виновных – это полдела. Нужно исправляться и решать системные ошибки, например, остановить отток квалифицированных кадров, удержать людей, потому что этих специалистов за год не подготовишь. Сейчас заработная плата в энергетике на 26 % ниже, чем в целом по стране. Это и есть показатель того, что на отрасль махнули рукой. В РФ энергетики в полтора раза больше получают – вот туда и бегут на заработки. Многие покидают отрасль – уходят туда, где ответственность ниже, а зарплаты выше. С людей нужно начинать, с подготовки персонала для энергетики.

Оборудование изношено, станции на грани остановки, теплосети разваливаются – может быть эти проблемы важнее?

    - Комплексный подход здесь нужен. Нет стратегии развития - никто не знает где и какую ТЭЦ надо строить, нужна новая станция или можно ресурс старой продлить? Кто-то должен всё это регулировать, смотреть куда мы движемся. Это только на первый взгляд легче всё снести и заново построить. Все должны собраться, обсудить и просчитать. А у нас один заявляет, что экологические требования надо выполнять, другой смотрит за счёт каких средств, третий думает, где деньги взять. Мозговой штурм нужно по энергетике делать или пусть правительство всё увязывает. Но ждать, где опять рванёт, а потом всей страной собирать обогреватели – такого уже не должно быть.
 
Полную версию интервью смотрите на YouTube-канале Ulysmedia.kz