Абдрахманова VS Саин: почему платформа «АртСпорт» испугалась конкуренции

Самал Ибраева

На подножку «предвыборного поезда» Ляйля Абдрахманова вскочила едва ли не последней. А решила зарегистрироваться в кандидаты столичного маслихата после скандалов из-за детского спорта с Аружан Саин и очередного митинга в Астане по вопросу злополучного проекта «АртСпорт». Редакция Ulysmedia.kz решила разобраться, в чём суть конфликта, в эпицентре которого оказалась Аружан Саин. На вопросы главреда Самал Ибраевой согласилась ответить Ляйля Абдрахманова, которая обвиняет Саин в лоббировании платформы «АртСпорт».

Коллаж Ulysmedia

Вы против проекта «АртСпорт»?

   - Нет, конечно, против меня всё время выступает Куат Ергалиев из РОО «АртСпорт» и пытается сформировать общественное мнение, что я против проекта. Хотя я считаю, что проект подушевого финансирования детских занятий - это самое лучшее, что сделали для детей за 30 лет. Теперь из-за этого скандала я решила баллотироваться в маслихат – пора уже урегулировать эти вопросы. Хотя раньше я никогда не рвалась в политику – у меня есть бизнес, заработок, интересные проекты, но теперь почувствовала, что пора.

В двух словах – чем вы занимаетесь, что производите?

     - Мы производим присадки для нефтяных трубопроводов и биопрепараты, есть предложения для урановой промышленности – то есть я товаропроизводитель и занимаюсь сложными химическими соединениями.

Тогда вообще не понятно ваше участие в разборках по «АртСпорту».

        - Госпрограмма, кстати, называется «подушевое финансирование детских кружков и секций», а не «АртСпорт». После того как она практически закрылась под аккомпанемент скандалов, мы предложили свою версию платформы, и неожиданно столкнулись с ожесточённым сопротивлением – РОО «АртСпорт» начала воевать за свою платформу.

Я читала, что вас обвиняют в том, что вы с подругой даже ассоциацию создали, чтобы «протащить» свою платформу.

    - Это в таком контексте подается, чтобы сформировать негативное мнение про нас и нашу компанию. Мы изначально говорили, что наша компания готова предоставить платформу на безвозмездной основе, но акиматы объявили конкурсы, сами выставили суммы, некоторые акиматы объявили открытый конкурс, мы везде участвуем, а кто в госзакупках участвует, прекрасно понимают, что под определённых поставщиков могут затачиваться требования.

Это незаконно?

    - Если бы это был открытый конкурс, там можно было требования и трудовые ресурсы запрашивать, но, когда идёт вопрос ценовой, там просто должно было быть так, что акимат приобретает условно доступ к информационной системе, через которую будет осуществляться госзаказ.

Речь идёт о солидных суммах?

    - Каждый регион объявляет конкурсы в пределах 3 миллионов каждого управления - это небольшие суммы, просто они объявили, а мы участвуем, но мы по цене падаем и уступаем. Я хочу, чтобы эта программа работала прозрачно, чтобы все три стороны - поставщики, родители и госструктура действовали слаженно и охват детей был бы больше. Поэтому и взялись за эту платформу «Даму бала», ещё и потому, что третий год негатив сопровождает программу.

Хотели, как лучше, а получилось как всегда - то что было просто и вполне революционно, у нас превратилось в криминальную махину.

    - Программа как работает - государство должно выделять средства, поставщики услуг должны предоставлять услуги кружков и секций, а дети бесплатно должны посещать эти кружки. Я уже больше года в этой программе, я состояла во всех рабочих группах, наша ассоциация входит в кабинет креативной экономики, где вопросы культуры и спорта поднимаются, туда входят только аккредитованные компании, также туда входит ассоциация «АртСпорт».

Ну на словах всё не так уж плохо, а на митингах, что требуют?

    - Я считаю, что уж если ты ведешь за собой народ на протестную акцию – дай ему точную информацию – за что борьба идёт. Например, боремся за два ваучера! Людям ведь всё равно, на какую платформу заходить – лишь бы она работала. Мы говорим, что все за конкуренцию, а на самом деле всё далеко не так.

В Астане вы же победили – выбрали вашу платформу?

    – Представители платформы «АртСпорт» после этого заявили, что не будут работать в Астане, Алматы и ЗКО. Акимат Астаны решил подписать с нами соглашение - это был их выбор. 90 % поставщиков Астаны и родители перешли на нашу платформу. Но тут вдруг в администрацию приходит кандидат в депутаты мажилиса Куат Ергалиев и группа поставщиков с требованием провести выплаты через платформу «АртСпорт». Я не против - мы на это никак не влияем, это решение местного исполнительного органа. На мой взгляд, пусть люди получают, они два месяца не получали зарплату – это тренеры, у которых семьи, аренда, кредиты и т.д. Но проблему всё равно решать придётся – уже сколько митингов прошло по всей стране! На момент выплаты денежных средств поставщикам, платформа должна соответствовать требованиям НПА, в итоге сейчас выплаты через «Артспорт» должны происходить после верификации данных - родители должны зарегистрироваться через ЭЦП и табели подписывать тоже через ЭЦП.

Почему всё так сложно?

    - Изначально в НПА было прописано, что информационная платформа, которая исполняет госзаказ, она должна была пройти проверку на безопасность не ниже второго уровня, поэтому верификация должна происходить либо через ЭЦП, двойная верификация, в итоге у платформы три года не было этого сертификата.

Так пользовались же платформой почти три года…

    - Есть заключение Генпрокуратуры, в котором написано, что платформа допускала введение неверных ИИН, есть случаи по Шымкенту, когда компания-поставщик зарегистрировалась на один месяц, получила 1,5 тысячи ваучеров и через месяц закрылась, правда, предварительно они деньги cняли. Платформа позволяла регистрировать условных людей без ИИН, можно было просто e-mail забить – этим, как выяснилось, многие поставщики воспользовались.

Можете объяснить, почему ваш вариант проигрывает?

    - В Шымкенте, где мы демонстрировали платформу, совещание в акимате сорвали – мне говорили, что не всех устраивает прозрачность нашей версии. Были ситуации пострашнее – когда приходилось вызывать полицию. На одной из встреч с родителями и детьми началась потасовка. Но люди, устроившие скандал, от полицейских сбежали.

Вы утверждаете, что ваша платформа вне конкуренции, но блокируют именно её.

    - На протяжении года мы в рабочих группах участвовали, указывали на какие-то пробелы с информационной системе и это помогло и платформе «АртСпорт» - теперь если есть ЭЦП можно за три дня подключиться – неизвестно, правда, почему они раньше это не сделали. Аружан Саин с первых дней говорила - записывайтесь, теперь всё будет правильно, четко и прозрачно. А потом газета «Время» опубликовала договор, один из сотрудников «AртСпорта» открыл свой фонд, куда перевели 54 миллиона тенге из «Самрк-Казына». Можно вспомнить ситуации, когда поставщики не могли по три-четыре месяца не могли получить свои деньги из-за того, что платформа была отключена по причине дефицита средств. Мы все наблюдали, как Казахстан работал по информационной системе «АртСпорт».

То есть вы утверждаете, что ваша программа лучше?

    - Как бы то ни было, у «АртСпорта» на момент заключения контрактов не было сертификата информационной безопасности, не было интеграции с базами данных – они зашли на рынок не по правилам, а по приказу министерств цифровизации, здравоохранения, культуры и спорта. Хотя в приказе Минздрава четко прописано, что для реализации госзаказа программа должна пройти интеграцию с базами данных.

Такое ощущение, что вы хотите полностью эту нишу забрать.

    - Нет, мы вообще не претендуем на это, мы ориентировались только на Астану и Алматы, потом добавилась ЗКО и Мангистау. Но в Актау завели уголовное дело, всё из-за него застопорилось.

Аружан Саин – она инициатор и автор программы, разве не понимает, что происходит?

    - Я думала раньше, что не понимает, она же специалист в другой сфере. Тем более, она очень много хорошего для страны сделала – я не обесцениваю её труд, только пытаюсь понять, почему она откровенно лоббирует платформу, которая уже провалилась. На последнем совещании она конкретно сказала, что лоббирует платформу «АртСпорт». Заявила открыто, это слышала не только я. А совещание собрали по жалобе Куата Ергалиева, который пытался доказать, что наша платформа плохая.

Тем не менее, на митинги же выходят не только сотрудники «Артспорта».

     - Я не понимаю почему выходят на митинг с лозунгом «За «АртСпорт» - почему организаторы не уточняют, что это название не программы, а только платформы? Я вижу здесь скрытый мотив.

Недавно Аружан Саин опубликовала пост в фейсбуке, где задаёт вопрос Центризбиркому, о ваших авторских патентах на «Даму бала» и Оnesport.kz.

    - Я в декларации указала всё своё имущество, сколько у меня финансовых средств, наличных, какие у меня есть патенты, авторское право. Пусть задается этими вопросами - имеет право, пожалуйста. Чтобы люди понимали, объясню - когда авторское право человек получает, он как владелец может его уступить любой компании.

Очень жаль, что с такой хорошей программой, получилось традиционно – хотели, как лучше, а получилось, как всегда.

    - Президент сказал, что программу нужно быстро запустить, но реализация прошла не совсем эффективно, с пробуксовками - исполняющие поручения они должны следовать букве закона, а в результате регионы отказались финансировать её. Вспомните, вначале поток негатива шёл в сторону акиматов – их, к слову, именно Аружан Саин обвиняла, что они не дают денег. А было выделено три млрд и только, когда начали клубок разматывать и проверять – выяснилось, что проблема не в них, а в самой платформе.

Вы не боитесь, что ваша активность по «АртСпорту» сыграет плохую роль в вашей предвыборной компании?

    - Я думаю, что народ сможет понять кто есть кто. Сейчас льется очень много негатива, я всё-таки надеюсь, что избиратели, которые захотят проголосовать за меня, сделают правильные выводы. Если тобою движет желание – именно обеспечить прозрачность и улучшить жизнь людей, если я помогу городу и стране сэкономить, помочь обществу наладить диалог с госорганами - почему бы мне не дать этот инструмент под названием депутатский мандат?

А с Аружан вы не пытались наладить конструктивный диалог?

    – Я ей писала, что хочу помочь, отправляла презентации, объясняла, что различные системы могут быть в регионах, но они должны быть дружны, предлагала создать общий «котел» ваучеров. Но она меня не услышала и превратила во врага. Может быть потому, что она же - великая Аружан Саин, а я - простой предприниматель. Поэтому теперь пишу уже не ей, президенту Токаеву и пытаюсь ему объяснить, что мы хотим работать в конкурентной среде, чтобы программа была эффективной и прозрачной, чтобы охват детей был больше, но это всё должно быть законно.

Интервью записала главный редактор Ulysmedia.kz Самал Ибраева, полную версию смотрите на нашем YouTube-канале.