Информацию о том, что на самом деле произошло в январе 2022-го, как и для чего планировал Масимов, государственный переворот до сих пор журналисты собирают по крупицам. И одна из этих крупиц - рассказ супруги Ануара Садыкулова, который вот уже 15 месяцев сидит в СИЗО и проходит одним из главных подозреваемых по делу с грифом "совершенно секретно".
- Вас читают, может быть и Токаев, помогите достучаться до властей, - так Диана Хамзина - супруга Ануара Садыкулова объяснила своё желание дать интервью Ulysmedia.kz. Она верит в невиновность своего мужа, которого сейчас судят вместе с Каримом Масимовым за госизмену и участие в насильственном захвате власти.
- Он держался и как всегда, «работу домой не приносил», он скорее всего понимал, что происходит, но разговоров о том, что его могут отправить за решётку, вообще не было. А шестого его уже задержали. Конечно, мы смотрели телевизор и понимали, что происходит что-то невообразимое, но думали, он сидит на работе и ждёт указаний. О том, что Ануар в СИЗО мы узнали от знакомых, нам же никто даже не позвонил, - начала свой рассказ жена Садыкулова и добавила, что не подписывала никаких документов, которые заставили бы её молчать.
- Всё засекречено, никакие подписки о неразглашении мы не давали – всё и так идёт под грифом «совершенно секретно».
Биография Ануара Садыкулова подтверждение тому, что он не простой человек - бывший зампредседателя КНБ, руководитель службы специального назначения «Арыстан», руководитель службы охраны президента. Наверное, у него вся жизнь прошла под грифом секретно.
- Конечно, он - человек военный и работа у него была очень сложная.
А как получилось, что выпускник зооветеринарного института оказался в службе охраны президента?
- Вот такая была в жизни удача - подал документы и его взяли в органы. С 1992 года он служил в службе охраны президента, в комитет нацбезопасности перешёл в 2013-м.
Сложно быть женой «чекиста»? Как вы жили до января – вас сторонились или наоборот напрашивались в друзья?
- Я не могу сказать, что у нас был большой круг общения, да и времени не было, чтобы по гостям ходить. Льгот особых не было – лечились в клинике КНБ. В Астане мы с 2001 года, сначала жили в служебной квартире, потом построили дом.
Новый 2022 год встречали дома?
- Да, Ануар вернулся вечером 31 декабря, все последующие дни он тоже был на работе.
Ночевать домой приходил?
- Когда всё началось домой не приходил. Пятого в ночь его уже отстранили, а шестого января он пошел на работу и больше не вернулся
Позже Генпрокурор сообщил, что приказ покинуть здание ДКНБ отдавали Карим Масимов и Ануар Садыкулов, как вы думаете, почему Самат Абиш оказался непричастен к январским событиям, он же был заместителем Масимова, такой же как Садыкулов?
- Да он был первым заместителем, и я не понимаю, в чём дело и почему так произошло. Но я возмущена тем, что моего мужа задержали, возмущена тем, что прошло 15 месяцев, а правды и справедливости нет до сих пор.
Ануар Садыкулов, экс-зампред КНБ
За это время сколько свиданий у вас было, что он вам рассказывал?
- Раз семь, наверное, первая встреча была в марте, через два месяца после ареста. Он отрицает вину и говорит, что будет стоять до конца, он не виновен, он ничего преступного не совершал. Я не знаю, кто какие приказы отдавал, муж объясняет, что вину не признает ни под каким давлением. Он утверждает, что никогда не пошёл бы против государства и народа.
Вы знакомы с супругой Масимова?
- Близко не знаю, но нам разрешают носить два раза в неделю передачи, там многих вижу и жену Масимова тоже.
А какие условия содержания у Масимова и Садыкулова?
- Муж сидит одиночной камере. Я не знаю почему, мне это никто не объяснял.
Друзья от вас не отвернулись, поддерживают или отстранились?
- Какая-то часть отвернулась - это те люди, которые на службе и думаю, они просто боялись за работу и семью.
А подчинённые Садыкулова тоже арестованы?
- Нет, они на свободе, но от работы их всех отстранили. В СИЗО слышала, что многих отправили на пенсию.
Вы пытаетесь доказать, что ваш муж не виновен, он честный офицер и профессионал, как тогда можно объяснить произошедшее в январе? Он мог не заметить подготовку госпереворота?
- Я не знаю, когда был захват власти, когда это все произошло, я не знаю, что думал муж. Но уверена, что он генерал и заместитель председателя выполнял приказ. А сейчас его обвиняют по нескольким статьям. Он не может быть изменником родины, я не знаю, где и с кем он изменял – много вопросов, на которые нет ответов, потому что суд идёт в закрытом режиме, и никто не представляет, какие доказательства есть у обвинения.
Садыкулову инкриминируют, кроме всего прочего, насильственный захват власти – 179 статья Уголовного кодекса.
- Мы не можем понять в каких действиях он участвовал, чтобы его обвинили в насильственном захвате власти. Какая ему нужна была власть, если он всю жизнь служил родине, любил свою работу, семью, у него здесь родители, родственники, друзья, дети, внуки и вдруг захват власти - для чего это ему?
Может быть выполнил приказ?
- Пусть покажут чей приказ, cвязанный с захватом власти, для нас, для семьи и для всех близких и родственников - это загадка, 15 месяцев идёт следствие и суд, всё это время он в СИЗО, а мы как ничего не знали, так и не знаем.
К президенту вы обращались?
- В январе прошлого года первое письмо Токаеву написал отец Ануара, в июле он сам написал письмо Токаеву из СИЗО, все объяснил и рассказал, что он не виноват и ни в каком захвате власти не участвовал. Но ответа так и не получили.
Вы требуете справедливости?
- Я хочу, чтобы правосудие было честным и справедливым - если он виновен, пусть открыто скажут об этом. Мы же не знаем, что там было, что происходило в те дни – поэтому требую, если есть доказательства вины – скажите о них открыто, чтобы весь народ знал.
Говорят, что Дикий Арман работал на КНБ, вы об этом слышали?
- Это везде пишут, но я не знаю такие вещи - в КНБ не работаю. Я просто супруга Садыкулова, моё дело - встречать мужа, провожать и заниматься своими детьми, но что-то обсуждать по работе, таких вещей у нас не было.
Вас допрашивали?
- На допрос меня вызывали, в самом начале - в январе после ареста, длился он 9 часов. Меня спрашивали о том, где кто в семье работает, есть ли деньги, счета и недвижимость за границей. Сказала, как есть, что ничего нет.
С трудом верится, Садыкулов посвятил жизнь охране президента и ничего не заработал?
- Накопил, мы живем в своём доме, есть машина - выше крыши человек не прыгнет, поэтому нет у нас богатства.
Вы не боитесь навредить этим интервью супругу?
- Возможно, но мы посовещались с детьми и решили, что я должна сказать своё мнение в защиту – другого выхода нет. Я хочу знать правду, поэтому и пришла к вам, надеюсь услышит это Токаев. Я уверена, что спецназ в народ стрелять не может. Это дело должно быть открытым – правду ждут все, не только мы.
В результате январской трагедии погибли 238 человек, а вы допускаете, что его могут осудить на пожизненный срок?
- Я хочу доказательств. На первой встрече в СИЗО муж сказал, что не виновен, успокаивал меня и был уверен, что расследовать будут честно и справедливо.
А сейчас вы верите, что всё, хоть за закрытой дверью проходит именно так?
- Нет, уже не верю.
Интервью записала Самал Ибраева, смотрите полную версию на YouTube-канале Ulysmedia.kz
Напомним, по информации Генпрокуратуры, Масимов К.К. (экс-председатель КНБ) и Садыкулов А.Т. (бывший заместитель председателя КНБ) преданы суду по статьям о государственной измене (ч.1 ст.175 УК), насильственном захвате власти (ч.3 ст.179 УК), превышении власти и должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия, в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц (п.3 ч.4 ст.362 УК).
Ергожин Д.Е. (бывший заместитель председателя КНБ) за насильственный захват власти (ч.3 ст.179 УК), превышение власти и должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия, в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц (п.3 ч.4 ст. 362 УК).
Осипов М.С. (бывший заместитель председателя КНБ), Акипов Д.М. (бывший заместитель начальника департамента КНБ) и Бекмурат Н.К. (бывший начальник управления КНБ) по различным частям ст. 362 УК.
В этом списке нет ещё одного бывшего зама Карима Масимова – Самата Абиша. Но вопрос, как мог остаться в стороне и не участвовать в перевороте первый заместитель председателя КНБ, так и остался без ответа правоохранительных структур. Судя по всему, племянника Нурсултана Назарбаева, как самую важную государственную тайну, тоже охраняет гриф «совершенно секретно».