Вода, ветер, солнце, уран, что сможет заменить уголь и не навредить больше, чем это было сделано раньше, когда человек почувствовал себя хозяином на планете Земля и поставил себе на службу саму природу. Марио Финис - исполнительный вице-президент компании Stantec - консалтингового агентства с мировым именем, которое занимается проектированием и планированием в сфере возобновляемых источников энергии.
Условия в Центральной Азии благоприятны для развития возобновляемых источников энергетики, - объяснил Марио Финис в интервью главному редактору Ulysmedia.kz Самал Ибраевой, и предупредил, что полагаться на один источник ни в коем случае нельзя.
- Вы станете уязвимы для засух и других факторов, которые периодически ограничивают производство энергии. Поэтому оптимальной является диверсификация источников энергии, чтобы предотвратить уязвимость той или иной конкретной технологии перед природными катастрофами. В Африке мы работали над созданием региональных объединений – восточноафриканского и южноафриканского энергоблоков, чтобы страны в этих регионах были взаимосвязаны, и их источники энергии дополняли друг друга. Одна страна может иметь гидроэнергетические ресурсы, другая – ветряные, третья – солнечные, четвёртая – газ, и эти источники будут взаимодополняющими, что увеличивает их доступность и потенциал.
Что нужно делать, как подойти к решению проблемы в нашем регионе?
- Вам нужно фокусироваться на совокупности энергии, воды и продовольствия - не рассматривать их по отдельности. Могу рекомендовать вовлечение в планирование проектов общественных организаций. Также, чтобы обеспечить приток инвестиции из частного сектора, важно обеспечить оптимальную нормативно-правовую среду. И последний момент, который тоже очень важен – инвестиции в локальный потенциал, развитие ваших компаний, ваших институций, ваших академических организаций, поскольку локальный потенциал в конечном счёте будет решающим фактором для долгосрочного роста и стабильности.
Мы говорим о декарбонизации, но в тоже самое время испытываем дефицит энергии. Что главнее энергетическая безопасность или удовлетворение спроса?
- Отход от ископаемого топлива, с точки зрения энергетической безопасности, очень сложный вопрос. Цепи поставок – тоже компонент этой системы, если мы говорим, например, о батареях для хранения энергии, надо понимать, откуда обеспечивать поставки лития и прочих критически важных элементов. Иногда их можно произвести у себя, иногда их приходится импортировать. Так что вопросы энергетической безопасности – не только технические, но и политические, когда речь идёт о цепях поставок, например, меди или лития. Важно обеспечить достаточные поставки электроэнергии, но и пора подумать о том, как наиболее эффективно потреблять эту энергию.
Здесь в Америке нам настоятельно рекомендуют наладить энергетическую кооперацию между центрально-азиатскими странами. Но мы ведь недавно получили относительную независимость и были уверены, что обеспечили энергетическую безопасность энергетическую безопасность.
- Это сложная проблема, которую можно решить с помощью так называемых микросетей, ведь известно, что мы можем генерировать энергию независимо от сети. Так что даже если вы взаимосвязаны, у вас будут условия для независимой генерации. Здесь, в США, мы сталкивались с блэкаутами из-за стихийных бедствий: на восточном побережье это ураганы, уничтожающие линии передач и влияющие на производство электроэнергии, а в западной части страны – пожары, из-за которых также нарушается генерация и возникают блэкауты. В таких случаях мы можем при необходимости импортировать энергию из других районов, но изменения, связанные с социально-экономическими показателями, той же зарядкой электромобилей по ночам достаточно сильно влияют на энергопотребление. Раньше потребление было гораздо больше предсказуемым. Сейчас эта предсказуемость пропала и появилась нужда в независимых источниках генерации, способных адаптироваться к ветряной и солнечной энергии и работать отдельно. Иногда мы можем использовать эту региональную взаимосвязанность, чтобы покрывать потребность, но в других случаях следует использовать распределённую генерацию за счёт небольших мощностей, которая позволяет учесть некоторые из этих колебаний без необходимости полагаться на энергетические кольца.
Развитие гидроэнергетики в Таджикистане и Кыргызстане в очень сложное положение поставило земледельцев в Казахстане – мы каждый год боремся с засухой.
- Требуется очень чёткий диалог между странами по поводу взаимовыгодного управления водными ресурсами. Есть страны выше по течению, такие как Кыргызстан, имеющие источники воды и возможность использовать гидроэнергетику, и есть страны ниже по течению, у которых нет воды. У вас должны быть способы генерировать гидроэлектроэнергию, способы хранить воду для ирригации и другого потребления, контроль наводнений в странах ниже вас по течению, и вам нужно соблюдать требования по охране окружающей среды. Все эти вопросы придётся решать в международном контексте и по моей информации многие страны разделяют мнение о необходимости такого диалога. Есть определённые обсуждения или даже соглашения насчёт сброса воды летом, когда она нужна ниже по течению, об импорте электроэнергии из стран с другим источником её производства, таким как нефть или газ. Способность экспортировать или импортировать электроэнергию становится крайне важной в этих обсуждениях, поскольку страны выше по течению могут сбрасывать больше воды, если они уверены в получении электроэнергии зимой, когда она им наиболее необходима, от стран, имеющих нефтегазовые резервы или другие источники энергии.
Вы в курсе, что сейчас в Казахстане остро встал вопрос с модернизацией энергоблоков и тепловых станций? В США есть такая проблема?
- В США тоже значительная часть инфраструктуры довольно старая. Многим объектам гидроэнергетики, нашим газовым и углевым электростанциям уже больше 50 лет. Мы тоже занимаемся сокращением устаревшей инфраструктуры и модернизацией наших ГЭС – это та сфера, в которой «продолжительность жизни» электростанций составляет 70-100 лет. Так что в США и Канаде этот вопрос тоже острый. Государство предоставляет поддержку на проведение этих апгрейдов, поскольку мы увеличим производство энергии на 30 % по сравнению со старыми мощностями за счёт этой модернизации, и она не даст никакого дополнительного влияния на окружающую среду.
У вас это происходит не так болезненно.
- Мы не забываем, что у всех компонентов разные сроки службы. Некоторые из них рассчитаны на 25-30 лет. Но есть и некоторые электростанции, которым уже около ста лет, и они продолжают работать на своих исходных мощностях. Поэтому поддерживать оборудование за счёт запчастей в таких случаях бывает сложно – оно очень старое, к нему уже не производят комплектующие.
Что касается вашей проблемы - важно подумать о хороших поставщиках, но это нужно начинать с качественных закупочных процедур, которые могут привлечь лучшие как мировые, так и местные компании, искать тех, кто не только продаст, но и будут обслуживать оборудование. И развитие этого потенциала может быть крайне важным для долгосрочного успеха проектов. Вы заключаете более выгодные сделки с более надёжными производителями и подрядчиками по более привлекательной цене, получаете более качественное оборудование и долговременное обслуживание после его установки. Это может значительно продлить срок жизни оборудования, сделать его более эффективным экономически и снизить частоту его замены.
Участие сообщества и активных граждан в энергетических проектах, насколько это важно и оправдано?
- С нашей точки зрения проактивное и последовательное участие заинтересованных сторон – ключевой момент для любого проекта. Это может быть небольшой проект на местном уровне, например, создание микросети или распределение энергии, это может быть крайне масштабный проект - вроде высоковольтной линии через всю страну, но в любом случае вовлечённость местных сообществ, критически важна и в планировании и при реализации проектов. Один момент при реализации проектов, который может быть очень трудным, затратным по времени и часто спорным, – приобретение земли и переселение граждан. Не стоит недооценивать его важность. Мы руководствуемся международными стандартами Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, когда речь заходит о таких вопросах, как приобретение земли и расселение, и у азиатских банков очень похожие стандарты по защите интересов людей и окружающей среды. Кроме того, у нас в США разработана система по сертификации инфраструктурных проектов. Подобно тому, как мы сертифицируем энергоэффективность зданий, мы оцениваем инфраструктурные проекты, – дороги, линии электропередачи, электростанции, и при этой оценке большой акцент делается на социальных аспектах. Местные сообщества помогают нам понять, как лучше всего реализовать проект, как они могут получить пользу от этого проекта справедливым образом. Это даёт возможность обеспечить людям заработок, создать источники дохода, потенциал для улучшения уровня жизни. В конечном счёте вы работаете с местными участниками как в госсекторе, так и в частном секторе, и даже с неправительственными организациями. Добавлю, что в гидроэнергетической сфере существуют международные ассоциации, которые следят за экологичностью и за тем, чтобы все интересы были сбалансированы. Это ещё один механизм, который даёт уверенность, что проекты будут реализовывать ответственно.
Как инвесторы смотрят на нашу тарифную политику – для Центральной Азии характерны низкие тарифы на электроэнергию, что, естественно, увеличивает сроки окупаемости проектов.
- Тарифы, как вы знаете, могут быть очень политизированным инструментом. Говоря в общем, тарифы на электроэнергию часто не полностью покрывают прогнозируемые затраты, субсидируются и ниже, чем должны быть. Но повышение тарифов людям часто не по карману. Что мы можем попробовать сделать? Можно присмотреться к государственно-частному партнёрству, к сотрудничеству между государственным сектором и частными инвесторами. Частное финансирование можно использовать для капитальных инвестиций, на строительство или установку генерирующего оборудования и тем самым снизить нагрузку на государство, не вынуждая его слишком часто повышать тарифы. Однако в долгосрочной перспективе большинство инвесторов будут заинтересованы в том, чтобы у государства был план последовательного повышения тарифов, лучше отражающий истинную стоимость электроэнергии.
И как быть? Есть варианты для решения этой проблемы?
- Государственно-частное партнёрство здесь может сыграть положительную роль и стать хорошим способом использовать новые технологии – думаю, помимо воды, в ваших странах есть потенциал для развития солнечной и ветряной энергетики, и эти технологии становятся дешевле. Если вы можете привлечь эти технологии и вложиться в местный потенциал для обслуживания оборудования, в перспективе это снизит долгосрочную стоимость проектов, тем самым устраняя необходимость повышать тарифы чересчур быстро. Но это долгосрочная перспектива.
В любом случае для населения повышение тарифов очень болезненная тема.
- Есть и иные способы тарифообразования, при которых те же крупные горнодобывающие, телекоммуникационные, технологические компании, будучи крупными потребителями энергии, могут платить по более высоким ставкам, чем небольшие сельские домовладения. Ещё раз скажу, вам нужно заботиться не только о том, чтобы сделать энергию доступной, но и о том, чтобы у вас были крупные потребители электроэнергии, то есть частные инвесторы. Вам нужны инвесторы, которые будут использовать эту энергию так, чтобы обеспечивать экономический рост и создавать рабочие места, которые, в свою очередь, обеспечат ещё больший рост, верно? Так что если вы будете использовать такой подход, платёжеспособность и готовность платить будет расти, поскольку потребители заинтересованы в хорошем сервисе. Если государство приложит усилия, чтобы сделать электроэнергию не только более доступной, но и более надёжной, с меньшим количеством перебоев и блэкаутов, люди со временем станут более готовы за неё платить, потому что у них будет для этого больше средств.
Есть ли реальные рецепты для того, чтобы избежать протеста в обществе по поводу повышения стоимости электроэнергии?
- Есть реальная выгода в проактивном взаимодействии коммунальных предприятий с их клиентской базой. Они рассказывают о том, что делают для улучшения обслуживания, рассказывают о проектах по будущему развитию, о планах по повышению доступности электроэнергии и сокращению числа блэкаутов и перебоев, которые людям, конечно, не нравятся. Это в некотором роде искусство или наука – то, как вы строите взаимодействие с потребителями и собираете платежи, особенно на уровне отдельных домовладений. Поэтому вдобавок к разработке и созданию инфраструктуры следует вкладываться в развитие потенциала, в коммунальные предприятия, которые будут этой инфраструктурой владеть, и в работу с потребителями.
Добавлю, что в США нет единого рынка ценообразования на электроэнергию – стоит она везде по-разному. На тихоокеанском северо-западе её в основном производят ГЭС, на востоке страны, это в основном ТЭЦ, уголь, газ и нефть, и там энергия очень дорогая. Так что в разных частях страны очень разные цены на электроэнергию, частично из-за источников энергии, частично из-за инвестиций.
Наше министерство энергетики уже три-четыре года пытается объяснить населению важность этих вопросов.
- Просто о сложном - здесь мы сталкиваемся с той же проблемой, нам также требуются инвестиции в нашу инфраструктуру, в наши электросети и энергопроизводство. Это дорого, и людям порой сложно понять объём этих инвестиций. Я обычно объясняю людям, что переход к более чистой энергии и более стабильному будущему – это благо для всех и каждого, это наш путь. Но этот переход не случится внезапно. Об эффекте многих вложений мы узнаем только в 2030-м или 2035-м, и только через 20-30 лет мы увидим, чего добились в сфере возобновляемых источников энергии. Поэтому мы не можем просто прекратить инвестировать в то, что у нас уже есть сейчас. Нам надо поддерживать существующую инфраструктуру, надо модернизировать её, и по мере того как мы привлекаем больше ветряной и солнечной энергии, нам всё равно надо обслуживать газопроводы и наши угольные станции, потому что это благодаря им у нас есть свет.
Сколько стоит электроэнергия в США? Какая считается самой дешёвой – из ветра, солнца или воды?
- Я начну отвечать со второй части вопроса. Некоторые частные компании и коммунальные предприятия оценивают так называемую чистую энергию примерно на 15 % дороже. Но есть рынок, готовый платить за эту энергию, и люди, готовые переплачивать эту дополнительную стоимость ради чистой энергии. Что касается стоимости по США для населения на северо-западе США, где используется гидроэнергетика - примерно пять центов за киловатт-час. А на северо-востоке, где электроэнергия самая дорогая, цена может доходить до 12-13 центов.
Как вы думаете, способны ли высокие тарифы стимулировать население на экономию?
- Я думаю, что сбережение электроэнергии – один из лучших способов повысить надёжность и потенциал энергосистемы и безусловно, структура тарифов может помочь стимулировать экономию. Система, когда чем больше потребляешь, тем больше платишь, помогает изменить некоторые привычки в потреблении. И, может быть, если люди будут в курсе технологий производства этой энергии, то задумаются о том, сколько электричества они потребляют. Так что, структура тарифов нужна, чтобы люди были в курсе и понимали откуда берётся стоимость энергии.
У некоторых коммунальных предприятий есть такие программы – в Техасе, например, в самые жаркие дни люди могут выбрать снижение напряжения в своей электросети, чтобы сэкономить. В Калифорнии такая же программа, направленная на то, чтобы люди сократили потребление электричества в пиковые периоды.
В Казахстане планируется строительство новой гидроэлектростанции, но почему-то благоприятным участком для строительства ГЭС выбрали особо охраняемую природную территорию, лесной фонд. Насколько это правильно?
- Задачи, с которыми мы сталкиваемся в процессе экологической оценки, заключается в необходимости привлечения местных сообществ и участников проектов. Это должен быть очень открытый, очень публичный процесс. Могу сказать, что мы с этим запоздали на много, много лет. Частные компании, как правило, не обладают особым терпением, чтобы проходить через этот долгий процесс, в результате которого проект обычно становится менее для них выгодным, но более приемлемым в социальном и экологическом отношении.
Кто у вас определяет территорию для строительства – правительство или инвестор?
- В США есть Федеральная комиссия по регулированию энергии (FERC). Она проводит детализированный процесс по утверждению и согласованию места строительства, в том числе с экологической точки зрения, который нужно пройти, прежде чем получить лицензию на строительство объекта. Одна из сложностей, с которыми мы сталкиваемся, заключается в затратах времени на этот процесс – он может занимать от пяти лет и до бесконечности.
Как вы смотрите на решение правительств импортировать энергоресурсы, когда в самих странах есть возможности для производства электроэнергии?
- Важно присматриваться к своим возможностям. Сейчас мы довольно плотно работаем с Непалом. Непал, как и Кыргызстан, располагает большим гидроэнергетическим потенциалом. И Непал ищет способы экспортировать эту энергию в Индию, потому что её у него в излишке. Но в то же время он договаривается с Индией, что будет получать от неё энергию в сухой сезон, когда она востребована. В вашем случае, в Центральной Азии, где страны вроде Кыргызстана располагают большими гидроэнергетическими ресурсами, а у Узбекистана большие нефтегазовые резервы и есть потенциал для развития солнечной энергетики, – думаю, в конечном счёте нужно искать способы для обмена и торговли энергией, чтобы ресурсы могли перемещаться оттуда, где они в избытке, туда, где их не хватает. В зависимости от запасов, от сезонной потребности, от спроса, думаю, важно обращать внимание на потенциал региона с точки зрения обмена и торговли энергией.
Справка
Stantec — это консалтинговое агентство США по проектированию и планированию в сфере возобновляемых источников энергии.
Компания занимается всеми аспектами, связанными с электроэнергией - от её производства до передачи и распределения. Stantec полностью курирует свои проекты от планирования до сдачи объекта, контролирует строительство и даёт рекомендации по реализации.
Stantec работал в Пакистане, Непале, Эфиопии и Таджикистане, у компании есть офисы в Брюсселе и Лондоне, проекты, которые реализуются совместно с Европейским банком реконструкции и развития.