После суда по делу «Оператор РОП» вопросов не стало меньше - многие из нас до сих пор не понимают, что произошло и почему наказали исполнителей «экологической» воли дочери первого президента Алии Назарбаевой. Ulysmedia.kz вёл хронологию судов по этому громкому делу и вместе со всеми удивлялся тому, что у казахстанской фемиды так и не возникло желания пригласить в зал заседаний именно её.
Чем закончилась история «Оператор РОП»
Напомним, 3 июля Межрайонный суд по уголовным делам Астаны осудил руководителей ТОО «Оператор РОП» и бывшего вице-министра экологии. Ахметжана Примкулова приговорили к 7 годам лишения свободы с пожизненным лишением права занимать должности на госслужбе и в квазигосударственном секторе. Директора компании Светлану Коротенко отправили за решётку на 7 лет.
Медета Кумаргалиева, возглавлявшего компанию с конца 2019-го по 2022 год осудили на 7 лет лишения свободы. Финансовый директор ТОО Рустам Темирбек признан виновным, однако попал под амнистию и в колонии должен провести всего год.
Суд установил, что все они, начиная с 2016 года неоднократно совершили хищение бюджетных средств в особо крупном размере. Хищение совершено путем необоснованных оплат услуг аффилированной кампании по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств по завышенной стоимости. Общая сумма причинённого ущерба по этому эпизоду составила 26,8 млрд тенге.
Пока приговор не вступил в законную силу, осуждённые всё ещё пытаются доказать свою невиновность. Чтобы разобраться в этой истории, Ulysmedia.kz связался с бывшим директором компании «Оператор РОП» Медетом Кумаргалиевым, который согласился ответить на наши вопросы.
- Я молчал больше 1,5 лет потому что был уверен, что суд разберется и меня оправдают, но беспредел, который со мной всё это время творится, мне не мог присниться даже кошмарном сне. Теперь осталась одна надежда – быть услышанным, - написал нам Медет Кумаргалиев.
Мы предлагали записать с ним интервью на видео, но его просьбу встретиться с журналистами Ulysmedia.kz правоохранительные структуры отклонили. Поэтому вопросы осуждённому в камеру мы вынуждены были отправить в письменном виде.
Кумаргалиев не скрывает, что проигравшим претендентам на должность директора «Оператор РОП», в отличие от него, повезло.
К Назарбаевой вы попали в 2019 году – до этого времени работали в министерстве экологии и не могли не знать об этой компании. Эта работа - карьерный рост, высокая зарплата или ещё что-то?
- Да, конечно, я знал об этой компании. Назарбаева сама со мной проводила собеседование и это приглашение для меня, конечно, было и карьерным ростом, и конкурентной зарплатой, и шансом проявить себя. Скажите мне, кто бы на моем месте отказался от такой возможности в то время?
Вы не могли не видеть учредительные документы – у вас не возникали вопросы, почему компанию возглавляет подставное лицо и почему Алия Назарбаева решила «не светиться» в юридических документах?
- Я видел документы - об этом знали все, не только я, всё правительство, которое определило «Оператор РОП» как юридическое лицо, имеющее право взимать плату за утильсбор. Хочу заметить, что самым первым акционером Оператора и была Алия Назарбаева. Я не знаю, почему она решила «не светиться», это решение, я так понимаю, было принято до меня, соответственно, меня никто не посвящал, да я и не спрашивал.
Вы когда-нибудь видели учредителя «Оператора РОП» Шнар Муктарову, разговаривали с ней? Она появлялась в офисе?
- Шнар Мухтарову я видел только один раз, когда мы передавали компанию на баланс государства, то есть 25 января 2022 года. Утром она пришла в офис, я её даже не узнал, передала по договору дарения «Оператора РОП» на баланс государства и ушла, а вечером меня арестовали и на всю страну объявили, что я хотел покинуть страну, полный абсурд.
Вас обвинили, что вы вместе с ней, используя управленческие функции в коммерческой организации под видом получения дивидендов, совершили хищение бюджетных средств в размере 920 миллионов тенге. Суд счёл этот эпизод доказанным, но мы так и не поняли, а где деньги – почти миллиард тенге?
- К сожалению, вы так же, как и все общество, заведены в заблуждение - я никакого отношения к этому эпизоду не имею. В период, когда я работал (2020-2021), ни одного тенге Алия Назарбаева или Шнар Мухтарова не получали в качестве дивидендов.
Петиция с требованием отменить утильсбор появилась в конце 2021 года – Алия Назарбаева на неё как-то отреагировала?
- Не знаю какая реакция у неё была по петиции, но скажу, одно с предложением установить утильсбор на электромобили и антифризы с коэффициентом 0, то есть не платить утильсбор за ввоз электромобиля и антифриз «Оператор РОП» вышел с предложение ещё в 2020 году, что в последствии было принято на законодательном уровне.
После приказа президента в январе 2022 года закрыть «Оператор РОП», в компании были какие-то экстренные совещания, собрания – как Алия отреагировала?
- Никаких экстренных совещаний не было, я это помню, как сейчас. Мы пошли с экс-министром Брекешовым 12 января 2022 года в правительство к вице-премьеру Скляру по вопросу передачи «Оператора» в рамках поручения главы государства. Он провёл совещание и сказал отработайте с акционером. После этого я позвонил Назарбаевой, она уже была в курсе событий и поручила мне безболезненно передать все активы и имущество. Это были около 110 электрозаправок в Алматы и Астане, участок по обслуживанию на Медео, около 10 электромобилей и два или четыре электроавтобуса. А самое главное - на баланс АО «Жасыл Даму» было передано около 250 млрд тенге, из них около 34 млрд тенге - вознаграждение за размещение денег в банках второго уровня.
Кому доверяла Алия Назарбаева? Можете назвать фамилии?
- Не знаю точно, я не был приближён настолько, чтобы понимать такие тонкости.
Вы тогда предполагали, что ваша личная история закончится судебным приговором?
- Никогда. Я думаю, мне было предначертано пройти этот отрезок жизни в доказательстве своей невиновности, я надеюсь на второй стадии судебного разбирательства этот кошмар закончится. Вся моя ошибка заключается в том, что я пришёл работать в компанию к Алие Назарбаевой.
На судебном процессе всё время фигурировала информация о намерении руководства «Оператор РОП» похитить 180 миллиардов тенге, находящиеся на счету ТОО, которые были выделены на строительство шести мусоросжигающих заводов. А где эти деньги?
- Это полная ложь и абсурд. В 2020 году глава государства дал поручение создать Фонд развития промышленности за счёт средств утилизационных платежей. После принятия нормативных актов в «Оператор РОП» начали поступать поручения от министерства индустрии и инфраструктурного развития, в лице тогдашнего вице-министра М. Карабаева. Была предусмотрена Инвестиционная политика «Оператора РОП» зарезервировать 180 млрд тенге на финансирование Фонда. А финансирование строительства 6 мусоросжигающих заводов этой инвестиционной политикой не предусмотрено.
Более того, АО «Жасыл даму» эту же Инвестиционную политику переутвердил и направил эти средства в ФРП на финансирование автокредитования. Поэтому эти средства никто не похищал, и не собирался, в любом случае получил эти деньги Фонд развития промышленности, который и управляет этими средствами.
И где здесь моя вина? Аудитор, привлеченный органами следствия, на суде подтвердил, что на финансирование 6 мусоросжигающих заводов эти средства не предусматривались.
Все спрашивают, где эти деньги, а они у тех счастливчиков, которые успели за 18 секунд оформить льготные автокредиты.
На суде вы сказали, что перед законом честны и попросили восстановить справедливость. Что вы имели ввиду? На что не обратил внимание суд, что не услышал или не захотел услышать?
- Мне было предъявлено два обвинения: покушение на хищение 180 млрд тенге и то, что я, якобы, зная, что стоимость утилизации 1 вышедшего из эксплуатации автотранспортного средства в размере 123 000 тенге является завышенной, осуществлял плату карагандинскому заводу за их утилизацию.
Обратите внимание, что стоимость утилизации в 123 000 тенге прописана в договоре ТОО «Оператор РОП» и RecyclingCompany сроком на 10 лет, согласована она в 2016 году.
Когда я пришёл в компанию, инициировал исследование для определения стоимости утилизации всех видов отходов, подлежащих уплате утильсбора, в том числе и ВЭТС. Результаты не показали, что стоимость завышена. Хочу обратить внимание, что тогда специалисты высокого класса работали полгода.
А на следствии привлеченный электрик Якунин – бывший работник «Казвторчермета» подсчитал, что стоимость утилизации одной машины составляет 955 тенге. Не буду вдаваться в подробности, но скажу только, то что в итоге вся сумма, перечисленная в Recycling Company по договору, была нам вменена как ущерб.
И ещё, как можно объяснить эти выводы, если по версии следствия, стоимость утилизации одного авто составляет 955 тенге, как стоимость утилизационного сбора за машину могла составить от 500 000 тенге до 4 000 000 тенге.
Открытыми остаются и другие вопросы, например, как один специалист за месяц смог просчитать финансовую модель утилизации автомашин или как можно взыскивать с нас два раза один ущерб, т.е. конфисковать заводы и предъявить нам ещё 28,2 млрд тенге?
Получается, если апелляционный суд оставит решение первой инстанции, то по логике государство должно вернуть разницу оплатившим?
Причиненный и, и как заявили в суде, доказанный в суде ущерб - 28,2 миллиардов тенге – как вы его будет возмещать?
- Это абсурд, я невиноват и буду доказывать свою невиновность. Я никогда не смогу выплатить такую сумму, у меня нет и никогда не было таких денег.
С того самого момента, как меня закрыли в СИЗО, мне сначала было предъявлено обвинение по ст. 361 ч. 4 УК РК, в том, что я с Ахметжаном Примкуловым установил завышенные ставки на утилизационный сбор. Это тоже абсурд - ставки были приняты ещё в 2016 году – я к ним отношения не имею. А сняли обвинение по этому эпизоду только через девять месяцев, то есть нужно было время, чтобы придумать новое обвинение? Вот тут и нашёлся «эксперт» Якунин, который посчитал, что утилизация стоит 955 тенге, а при этом указал, что затраты на перевозку к месту утилизации – 12 889 тенге.
Что у вас конфисковали – какое ваше имущество суд признал незаконно нажитым?
- У меня нет незаконно нажитого имущества, поэтому ничего не конфисковано.
Как вы объясняете, что суд не услышал ваши доводы и других подсудимых в отношении руководящей роли в «Оператор РОП» Алии Назарбаевой?
- Я здесь не могу ответить, почему суд поступил так. Это его решение.
Приговор ещё не вступил в законную силу - вы будете подавать апелляционную жалобу? Надеетесь, что сможете доказать свою невиновность?
- Да, конечно, я буду реализовывать свои законные права всеми доступными мне законными способами, во-вторых, я надеюсь, что поможет и это интервью. Чтобы доказать мою невиновность, я готов ответить на любые вопросы в любом формате и на любой платформе.