Почему закон един не для всех, кто лоббирует интересы застройщиков и как старый Казахстан мешает строить новый? Депутат Базарбек говорит, что за 30 лет в стране всё продали – народу оставили только воздух, а невозможность противостоять наводнениям и землетрясением - это результат государственной политики. В интервью главному редактору Ulysmedia.kz Самал Ибраевой он объяснил причины точечной застройки, отсутствие плотин, сейсмозащиты и рассказал, кто из акимов подписывал незаконные постановления о передаче городских земель в частные руки.
Объясните, чем вызван скандал вокруг нового Строительного кодекса? Вы были в числе тех, кто был против этого законопроекта – в чём вы увидели подвох, неужели всё дело в названии?
- Причина в том, что президент поручил министру промышленности и строительства разработать не строительный, а градостроительный кодекс. Но разработчики сослались на международную практику, якобы в некоторых странах используется понятие Build code, то есть строительный кодекс. У нас же остро стоит проблема именно градостроительства, поэтому президент и сделал акцент на этот приоритет. Нужно же как-то решать вопросы той же уплотняющей застройки в Алматы, Шымкенте, Таразе, Атырау, Уральске и Астане и других городах. Поймите, просто так люди не будут выходить на митинги и заваливать суды исками – это как раз и говорит о том, что какие-то общественные отношения требуют регламентации. А у нас министерство, манипулируя какими-то международными практиками, убедило президента, что кодекс должен быть строительным.
Чей интерес лоббирует министерство - застройщиков?
- Само лоббирование интересов застройщиков кроется не в названии, а в содержании кодекса, потому что в нём есть нормы, которые выгодны только им. У нас не утверждаются проекты детальной планировки, или они противоречат генплану, или формально проводятся общественные слушания и согласования. Как итог – функциональные зоны не совпадают с генпланом, люди теряют комфортные условия проживания, нарушаются строительные требования, нормы и правила, инженерные сети перегружены. Так вот градостроительный кодекс в отличие от строительного регулирует и охватывает процесс территориального устройства и разработки градостроительных регламентов развития населённых пунктов. А строительная деятельность - это совершенно другая сфера общественных отношений, которая предусматривает весь процесс от выдачи исходных документов на проектирование и строительства, разработку и экспертизу проектной документации, строительства до приемки возведенных зданий. Министерство, к сожалению, не учло, что градостроительство - это государственное регулирование территориального устройства населённых пунктов, которое охватывает очень много аспектов общественных отношений.
Такое ощущение, что наличие закона проблемы не решает – уже застроили всё, что можно и что нельзя.
- У нас до 2018 года нельзя было корректировать ПДП и это позволяло в населённых пунктах сохранять зелёные зоны, парки, скверы. Допускалось корректировать проекты детальной планировки, только если возводились социально-культурные объекты. В 2019-м году группа депутатов пролоббировала поправки, которые позволили проводить корректировку ПДП не более двух раз в год - это стало началом уплотняющей застройки по всему Казахстану. Застройщики протаскивали заведомо преступные ПДП через акиматы - только за 3 года по представлению прокуратуры и по нашим жалобам были отменены несколько постановлений Байбека и Сагинтаева, которые разрешили изменить всю рекреационную зону в предгорьях Алматы на жилую, то есть дали возможность собственникам свободно менять целевое назначение своих земельных участков. Представьте, из-за алчности чиновников акимата и застройщиков уничтожению подлежит весь животный и растительный мир, экологическая среда и биоразнообразие. В итоге с 2019 год по 2024 года мы потеряли все зелёные зоны. К примеру, в Уральске в зону подтопления попали микрорайоны, которые тоже построили в рекреационной зоне. Акимат менял назначение зон и разрешал строить в пойме реки Жайык. То же самое в Атырау, Шымкенте, Таразе, Алматы, Талдыкоргане, в Астане – а министерство утверждает, что не видит лоббирования интересов застройщиков.
В каждом акимате есть общественные советы, градсоветы, почему они это допускают?
- К примеру, в градсовете Алматы где преобладают застройщики. Они не думают о безопасности людей, им лишь бы возвести дом и продать квартиры. Нужно всё кардинально менять – я, например, предлагаю полностью сломать систему приёмки в эксплуатацию – восстановить комиссионную приёмку. У нас её отменили в 2010 году в погоне за снижением административных барьеров – её нужно вернуть, но уже в электронном формате.
Это решит проблему?
- Сегодня никто не отвечает за качество строительства - если дом возвели на тектоническом разломе, и он разрушится, а в завалах останутся сотни людей - никто не понесёт ответственность, технический надзор отвечает только теоретически – выносит заключение о качестве строительно-монтажных работ. В действующем законе об архитектурной деятельности даже слов таких нет - тектонический разлом. Или возьмите алматинский Таусамал, где под оползнем из-за увлажнения грунта погибла семья. Эта территория считается селеопасной зоной – так кто-то же согласовывал эскизные проекты, кто-то дал талон-уведомление о начале строительно-монтажных работ, кто-то поменял целевое значение участка? Никто не наказан, а ведь таких опасных зон в Алматы тысячи - везде можно ожидать катастрофу и трагедию. Мы сейчас не учитываем законы физики - всего лишь реагируем и живем от трагедии к трагедии.
Когда случаются ЧП, правительство выделяет деньги на компенсацию, но виновных никто не ищет.
- По Конституции у нас главная ценность - человек, его жизнь, здоровье, права и свободы. Это прописано в первом пункте главного закона страны. Не земля, водные ресурсы или животный и растительный мир, а именно человек. Следовательно, весь госаппарат и всё государственное управление должно быть ориентировано на создание комфортных и безопасных условий для него. А мы видим только лоббирование интересов тех, кто оказывает какие-то услуги, в итоге граждане не чувствуют себя в безопасности при действующих законах. Поэтому я буду настаивать на кардинальных поправках в законы, хотя, возможно, кому-то покажется, что они будут убивать строительный бизнес.
А коллеги-депутаты вас поддержат?
- Восьмой созыв мажилиса кардинально отличается от прошлых – на всех заседаниях рабочих групп идёт столкновение старого и нового Казахстана, старых и новых ценностей, старого и нового мышления. Я вношу в строительный и земельный кодексы такие понятия, как тектонические разломы и селеопасная зона, надеюсь, что у меня есть единомышленники, которые меня поддержат.
В Алматы очень много проблем обнажилось после землетрясения - ситуация выглядит безвыходной, городская застройка сделала жителей заложниками.
- Любая трагедия, будь то пожар, наводнение, землетрясение - это следствие коррупции, бездействия, халатности, превышение или злоупотребление служебными полномочиями. Почему я это утверждаю? Потому что знаю, деньги выделялись, но ничего не делалось. Я пришёл в институт сейсмологии – там зарплату несколько месяцев не получали - им обрезали все финансирование, а в «Самрук Казыне» и «Байтереке» получают зарплату чуть ли не по полтора-два миллиона тенге. А мне рассказали в марте, что последний раз в институте деньги видели в ноябре. А мы требуем, чтобы работали система оповещения и сейсмостанции. Наши сейсмостанции – это груда металла, которую даже в музей не возьмут, а мы хотим, чтобы они отслеживали процессы в земной коре! Вопрос возникает, а куда девались деньги, которые направлялись на обследования и тренировки? Всё делалось формально, для галочки - значит воровали. Что касается несуществующей системы оповещения – за неё заплатили компании Нурали Алиева.
А можно кого-то призвать к ответу – акимов, министров?
- Они все должны отвечать, но для этого правосудие должно быть зубастым, а у нас за 30 лет у системы правосудия все зубы выбили и приказали наказывать только тех, кто не подчиняется системе. Причина паводков тоже в беззаконии именно в строительной деятельности. Деньги на строительство плотин, обследования выделялись - у меня есть информация, что обследование одной из самых крупных плотин ведёт фирма, у которой офис в двухкомнатной квартире в Астане - вот так протаскивают левые проекты. АФМ возбудил 4 уголовных дела, а их должно быть 400. К ответственности нужно привлечь не четверых чиновников, а 400 – тогда только можно будет говорить о торжестве справедливости.
Сколько плотин построили за годы независимости?
- Мы 30 лет ничего не строили - просто болтали языком и воровали. Пять крупных водохранилищ в Алматинской области ушли в руки одного человека по фамилии Шахворостов. Люди здесь отдыхали и купались, а потом в один момент акимат вместе с уполномоченным органом отчуждает всё это. Теперь там табличка с предупреждением – частная собственность, кто искупается или рыбу начнёт ловить – штраф. Горы - частная собственность генерала Новикова, вода - у Шахворостова, у людей ничего не осталось! Осталось воздух продать. Я даже не могу понять, чем мы 30 лет занимались - просто продавали Казахстан, теперь мы пытаемся вернуть, но те, кто продавал, сейчас создаёт препоны, запугивает инспекторов – вот наши реалии.
Опять старый Казахстан?
- Старый Казахстан - у нас явление аморфное, а у него есть лица, фамилии, имена и отчества, есть реальные дела, которые отражены в каких-то документах. Президент главные ориентиры ставит, но очень много людей во власти, которые саботируют его политику, поручения, распоряжения и реформы.
А что мешает убрать тех, кто саботирует?
- В парламенте и правительстве есть здравые умы, но они просто должны понять, что люди уже отличают чёрное от белого, они уже устали от обещаний и не хотят заоблачных макроэкономических показателей повышения уровня жизни - они говорят, что, хотя бы одного чиновника посадите, и мы будем счастливы.
Сейчас все забыли о делах Сатыбалды и Алии Назарбаевой – их никто не отслеживает, весь Казахстан смотрит дело Бишимбаева. Кто-то надеется, что человек, который потерял дом из-за паводков, думает не о своих потерях, о том, какая сволочь Бишимбаев.
Как вы думаете, паводок послужит причиной увольнения акимов и министров?
- В регионах, где были паводки, акимы однозначно должны быть смещены. Тысячи человек потеряли жилье, скот и оказались на краю пропасти. К слову, парламент собирается взять на контроль вопросы компенсации – для нас это принципиально.
Вы знаете, уже проблемы возникают с компенсацией – в аулах у многих скот не зарегистрирован.
- Это как обычно. Я знаю, что сейчас даже зарегистрированную в базе, но погибшую скотину заставляют собирать. Представляете? Это нарушение санитарно-эпидемиологических правил - скот гниёт, к нему и близко подходить нельзя, не то что собирать. Поэтому сейчас мы должны максимально упростить жизнь пострадавших от паводков. У меня вопрос, зачем мы ввели цифровизацию и бьём себя кулаком в грудь, что обогнали чуть-ли не всю планету? Вот вам тест по этим достижениям, на которые ушли миллиарды.
Вы считаете, что все эти достижения тоже липовые?
- В земельных отношениях порядок предоставления земельных участков с 2023 года переведён в электронный формат. Попробуйте по базе АИС ЗЗК ГКН подтвердить, что у вас есть земельный участок и он зарегистрирован – не получится. Вот сейчас ввели ЕГКН – в него тоже десятки миллиардов тенге грохнули только для того, чтобы объединить базу данных регистра недвижимости и базу АИГЗК, интегрировали ЕГКН в базы налогового комитета, комитет правой статистики, спецучет и другие системы – оказывается кадастр – это только слова. Ничего не оцифровано – база данных не актуальна, а куда деньги ушли? Мне обещали, что уже в 2023 году страна будет жить по ЕГКН, который позволит не ходить в ЦОН, в акимат, в отдел земельных отношений, а просто зайти в базу, запустить процедуру и потом отправить документ на согласование. Сейчас выясняется, что ничего не выйдет - система не работает.
Сейчас в мажилисе рассматривается законопроект по вопросам особо охраняемых территорий, там тоже работает лобби?
- Когда Назарбаев был у власти, я поднимал вопрос отчуждения земельных участков территории нацпарков Алии и Дариги Назарбаевых. Комитет лесного и охотничьего хозяйства внес законопроект, который предполагал выведение домовладений из состава нацпарков вместе с земельными участками. Потом выяснилось, что это не дома, а лесхозы, то есть это дома для лесников, инспекторов, работников лесоустройства. В 90-х у них кто-то эти дома выкупил – новые хозяева, чтобы узаконить недвижимость, но не подавать судебные иски, не тратить деньги на юристов, решили сделать это руками депутатов.
Как вам удалось заблокировать эту поправку?
- Мы с Абзалом Куспаном внесли инициативу и заблокировали 8-9 предложений. Но министерство идёт напролом и объясняет, что страдают простые люди, но мы то знаем, что эти люди совсем не простые и ждут, когда депутаты внесут поправки. Их цель - внести в статью 122 Земельного кодекса новый подпункт - основание перевода земель особо охраняемых природных территорий в состав земель населённых пунктов. Другими словами - у нас есть статья вторая, пункт второй статьи 122, что земли не подлежат отчуждению - это особо охраняемые природные территории, которые называют золотыми - Иле-Алатау, Рахмановские ключи, Аксу-Джабаглы, Алтын-Эмель. Это места с уникальными климатическими условиями, редким биологическим разнообразием животного и растительного мира, хвойным лесом, прекрасными озерными системами и реками – всё это решили поделить руками депутатов. Я сразу сказал, что так мы продадим Родину.
Поправки в какие законы ещё рассматриваются?
- Рабочая группа поддержала важные поправки, экологи - общественность, наверное, когда-нибудь отблагодарит меня. К примеру, запретили срезку горных массивов. На территории нацпарков скупают участки, холм срезают, выравнивают землю и строят коттедж или зону отдыха. А это большое негативное воздействие на окружающую среду. В 2018 году НПП «Атамекен» пролоббировала через депутатов «левую» поправку, в интересах недропользователей, которые добывают золото, фосфориты на территории нацпарков. Так вот она дала возможность отводить территории национальных парков для разведки и добычи полезных ископаемых. Оказывается, в Казахстане есть 8 предприятий, которые добывают золото, фосфориты и другие металлы на территории национальных парков и заповедников. Мне представитель правительства говорит: ваша поправка опасная, она убивает малый и средний бизнес. Я ему объяснил, что мы восстанавливаем справедливость. Пришлось отстаивать национальные и экологические интересы, нам удалось запретить разведку и добычу полезных ископаемых в нацпарках и заповедниках. Но борьба не закончилась - силы, которые связаны с правительством, могут отменить нашу поправку по регламенту мажилиса в комитете экологии. Если это произойдёт, я поставлю этот вопрос на пленарном заседании - просто так не оставлю вопрос.
Проект Водного кодекса не прошёл госэкспертизу, почему?
- По Водному кодексу складывается интересная история – он прошёл экспертизу, но получил отрицательное заключение сначала в декабре 2023 года, потом в январе. Они отозвали проект ещё и потому, что он не прошёл публичное обсуждение. А его должны обсуждать общество, в акиматах должны обсуждать эксперты -экологи, водники, гидрогеологи, а они просто вывесили на портале, и назвали это обсуждением.
В проекте Водного кодекса принципиально нет системы защиты, нет возможности возврата водохранилищ. В 2001 году был указ президента о перечне объектов, которые находятся в стратегической собственности государства. Потом уже постановлениям правительства некоторые водохранилища исключили из этого перечня. Те же представители старого Казахстана приложили к этому усилия, теперь в новом Водном кодексе мы не видим нормы, которые дадут возможность возврата. Я считаю вообще Водный кодекс очень сырой, а причина кроется в том, что отраслевое министерство очень слабое и министр, который во время паводка устроил свадьбу сыну, о чем ещё говорить?
Я заявил на пленарном заседании рабочей группы, когда презентовали законопроект, что водный кодекс нелегитимный, в нем масса белых пятен – старый кодекс списали, ничего нового не внесли.
Одно радует, что денег на него не потратили, Строительный кодекс обошёлся в 382 бюджетных миллиона - можно было бы 20 школ оснастить компьютерами или пять километров дамбы построить, четыре плотины обследовать. Каждая его страница стоит 1 млн 800 тысяч - золотой пастой списывали, я считаю, что это хищение.
Кстати, бывший министр Карагойшин, который Строительный кодекс лоббировал, назначен руководителем Госэкспертизы.
- Госэкспертиза подчиняется комитету по делам строительства и хочет забрать объёмы работ у частных экспертиз, поэтому мы в рамках строительного кодекса вносим соответствующие поправки, потому что считаем, что правила игры должны быть справедливыми. Вообще Госэкспертизу нужно передать в ведение МЦРИАП. Вот смотрите, комитет по делам строительства ЖКХ - это уполномоченный орган, он должен контролировать экспертную деятельность - чтобы конфликта интересов не было, мы должны передать Госэкспертизу в другой орган. Точно такая же ситуация с ГАСК, который подчиняется акиму и если градоначальник получил взятку, то он скажет ГАСКу, чтобы этот объект не проверяли и ослушаться подчиненный не сможет.
Ulysmedia.kz опубликовал материал о том, что побережье Малой Алматинки захватил бывший депутат, ныне действующий член АНК Абилфас Хамедов – его комплекс ресторанов «Пугасов» разрастается, несмотря на предупреждения ГАСКа.
- Таких объектов очень много, и мы должны восстанавливать справедливость, а не смотреть, кто хозяин - бывший депутат или действующий. Если закон распространяется на одних, а для вторых он не существует – если он избирательный - это уже не закон. Приведу пример – в Мангистауской области целый административный район находился в руках одного человека, к нему никогда не приходили прокуроры, земельные или водные инспекторы, СЭС. Только после январских событий начали восстанавливать справедливость и возвращать земельные участки. Представьте, человек просто владел территорией размером в целую Словению, Македонию или Армению – этот беспредел нужно останавливать.
А единственный инструмент, который это поможет сделать – это законы, скажете вы. Но ведь они у нас и раньше были.
- Законы принимались в угоду конкретного человека, они были персональными и лоббировали интересы только его интересы и его бизнеса. Ради него депутаты собирались и голосовали. Стыдно сейчас об этом говорить, но и сейчас мажилис получает много «левых» поправок - предлагают «Казавтожол» наделить полномочиями акиматов, чтобы он мог выдавать земельные участки. Или разрешить без контракта и экологической экспертизы добывать полезные ископаемые и разрабатывать карьеры. Или по игорному бизнесу продвигают центр учёта ставок. За этим центром стоял Кайрат Сатыбалды – это тоже самое, что РОП Алии Назарбаевой – деньги за утильсбор собирали и отправляли в свой карман, а не на экологию. ЦУС - центр учета ставок – это тот же РОП. Все эти казино должны какую-то сумму направлять в ЦУС. Которым будут управлять старо-казахстанцы - Кайрат Сатыбалды и его команда. Но всё-таки лоббисты постепенно осознают, что мажилис уже другой - это уже не проходной двор и не «шарашкина контора».
Вы обещали открыть земельный кадастр и назвать реальных владельцев земельных участков, удалось это сделать?
- Зайдите в базу АИЗ ГЗК, откройте сведения по землепользованию, и вы увидите там фамилии известных людей, у которых земля в аренде. А собственников не открывают, хотя я настаиваю, ведь в собственности сельскохозяйственные, природоохранные и промышленные земли, даже участки земель лесного фонда – всё это было получено незаконно, путём отчуждения акиматами. Пока это тайна для общества, но я буду бороться.
Кстати, а земли КазНУ возвращены?
- Мы в 2023 году вернули два участка, сейчас судимся за участок, где построен бизнес-центр. В своё время постановление на изъятие земельного участка для госнужд подписал Тасмагамбетов. В деле КазНУ сколько акимов замешано - четыре постановления подписал Байбек, три - Сагинтаев, одно – Тасмагамбетов. На землю, где построили торговый центр «Есентай», есть постановление Есимова, и ещё в начале двухтысячных, когда территория КазНУ составляла 80 гектаров, есть постановление Храпунова. То есть все бывшие акимы были замешаны.
Вы постоянно выступаете, разоблачаете, ругаетесь – не чувствуете себя в парламенте белой вороной?
- Многие коллеги просто не любят публиковать свои результаты и возникает ошибочное мнение, что депутаты не работают. За всех я не могу говорить, но мой комитет – все они огромную работу ведут. Сам я верен, что депутат обязан быть публичным человеком. Тем более, что доверие избирателей мы получили авансом, поэтому очень хочу оставить важные законы, чтобы мне потом не было стыдно перед своими детьми и перед народом. Я хочу быть не одиноким волком, а частью большого коллектива под названием мажилис, который сообща решает очень важные вопросы. Мы хотим оставить хорошее наследие, чтобы потом люди говорили, что с восьмым созывом мы почувствовали, что у нас есть государство и законы, которые нас защищают. Я не знаю, сколько нам отмеряно, но надеюсь, что и моих детей будут уважать и говорить - это сын Базарбека, который очень много сделал для страны и принял правильные законы. Думаю, это дорогого стоит.
Полную версию интервью депутата мажилиса парламента Бакытжана Базарбека смотрите на YouTube-канале Ulysmedia.kz.