Предсмертная записка алматинской школьницы. О детских суицидах высказались учителя

Сауле Саденова

Казахстанские школьники продолжают погибать. Такой выбор они делают по разным причинам. На днях еще одна несовершеннолетняя алматинка покончила жизнь самоубийством. Позже в мессенджере WhatsApp пользователи стали рассылать предсмертную записку 17-летней ученицы, выбросившейся с 12-го этажа в Алмалинском районе. Редакция Ulysmedia.kz поинтересовалась мнением опытных педагогов и психологов, с чем может быть связан высокий уровень суицидов среди несовершеннолетних, и почему казахстанские дети выбирают смерть

фото: freepik

В Алматы снова произошла трагедия – еще одна старшеклассница решилась на самоубийство. Счет казахстанских детей, выбравших суицид идет на тысячи. Ежегодно печальная статистика пополняется сухими цифрами. За каждой из которых история ребенка и его сломленной судьбы. Эти тысячи детей могли стать учеными, врачами, техниками, каждый из них прожить свою жизнь во благо себе и Родине. Вместо этого они завершают свой жизненный путь, так и не успев начать. Почему Казахстан стал первым в центрально-азиатском регионе по детским суицидам и в тройке лидеров по СНГ, при том, что проблему пытаются решить эксперты, ведомства, которые периодически проводят бесконечные мероприятия, посвященные этой теме. Воз и ныне там.

Какую-либо информацию о погибшей девочке и администрация школы, и Управление образования, и полиция предоставлять отказались. Известно только, что инцидент произошел около 16:00 в Алмалинском районе, стражи порядка зарегистрировали происшествие в Едином реестре досудебного расследования по статье 105 Уголовного кодекса РК «Доведение до самоубийства».

В пресс-службе Департамента полиции города Алматы сообщили, что «причины, мотив и обстоятельства произошедшего устанавливаются».

Спустя некоторое время в мессенджере WhatsApp стали рассылать последнее сообщение 17-летней ученицы, адресованное сестре.

«Привет, ты моя самая любимая сестра. Ты лучшая сестра на свете!!! Люблю тебя очень сильно, люблю, мое солнышко! Прости меня за мою слабость! Я не могу поступить в универ на грант. У меня не хватит сил для этого. Мне не хватит сил, чтобы ходить в школу. Мне слишком стыдно из-за того, что родители тратят на меня деньги... Я не могу выдержать эту тяжесть. Вот тебе медалька за роль самой лучшей сестры. Я твоя фанатка. Спасибо за твои карие глаза, спасибо за твой голос, спасибо за объятья, спасибо, что любила меня, ты моя звезда. Я безумно люблю тебя, милая. Ты самое лучшее, что случалось со мной», - написала школьница.

О том, что предсмертная записка действительно написана погибшей школьницей, корреспонденту ЭК сообщил инсайдер, близкий к ситуации. Инсайдер подвердил, что на место трагедии приезжала родная сестра погибшей, которая показала сообщение.

«Также на месте сестра показала сообщение в WhatsApp, которое ей прислала погибшая. В нем она просит прощения за слабость и винит себя, что не может поступить на грант», - рассказал инсайдер.

Погибшая училась в одной из общеобразовательных школ, расположенных недалеко от места трагеди. Девочка из благополучной и обеспеченной семьи, у нее остались три сестры.

«Она по характеру спокойная, добрая, отзывчивая. Училась хорошо, любимые предметы — биология, химия, английский язык. В день трагедии она пришла на занятия, отсидела пять уроков. Из пояснительных записок учителей стало ясно, что девочка на уроках вела себя спокойно, как обычно. Негативного характера не показывала, конфликтов с одноклассниками и учителями не было», - пояснил инсайдер.

Как рассказали одноклассники, школьница не жила в доме, где совершила суицид, а о причинах такого шага, никому неизвестно.

«Да, она 2004 года рождения, училась с нами в 11-м классе. Всегда была доброй, общительной и улыбчивой девочкой. Ни с кем не конфликтовала. Что, как, зачем и почему — никто не знает. Можете даже не спрашивать. Никаких предпосылок не было, всегда была хорошей и умной девочкой. Только с началом пандемии, локдаунов и карантина она стала более скрытной, чуть упала успеваемость. Но каких-либо явных проблем у нее не было. Что у нее случилось, что она пошла на такое, никто не знает».

В отчете за 2021 год эксперты Организации экономического сотрудничества и развития отметили, что во время пандемии COVID-19 и всемирного локдауна, общее психологическое благополучие детей ухудшилось, а закрытие школ привело к изоляции и лишило позитивных и поддерживающих отношений в школе.

В чем может быть причина высоких показателей подростковых самоубийств, рассказали казахстанские эксперты.

ПРОБЛЕМА ВСЕГО ОБЩЕСТВА

Как уже не раз заявляли эксперты, большинство родителей не воспринимают слова о том, что их ребенок нуждается в психологической помощи, отказываются от рекомендаций специалистов, опасаясь огласки. Для многих казахстанских родителей мнение окружающих важнее, чем здоровье собственного ребенка.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что «суицид – это показатель проблем психического здоровья всего общества».

Психолог высшей категории Зарина Штеер согласна с тем, что пандемия негативно сказалась на психическом состоянии детей и привела к нарушению развития коммуникативных навыков школьников.

«Дети очень быстро приспосабливаются к новому, что помогает им в обучении и адаптации к изменениям. Изоляция привела к нарушению развития коммуникативных навыков. Школа – это не только образование, но и коммуникация. В условиях пандемии дети были лишены этой возможности», - отметила специалист.

Зарина Штеер поясняет, что причин суицидов может быть много. В том числе и уход близких, семейные проблемы могут привести к сильнейшему эмоциональному опустошению. А во время строгого локдауна произошел скачок невроза и аутоагрессии и у детей, и у родителей. Родители во время изоляции были встревожены, не понимали, как и на что им жизнь. Детям, также как и взрослым, хочется быть уверенными в завтрашнем дне, и эту уверенность они черпают от родителей.

«Дети были лишены привычных условий: секций, кружков, школы. У детей и так высокий уровень тревожности, а тут не стало конечной точки, где всю эту энергию оставить, отсюда повысилась тревожность. Неврозов механического действия стало больше на 40%. И только 5-8% из всех случаев попыток суицида - это законченные суициды», – заключила спикер. 

Руководитель Центра «Не Молчи.ЮГ», юрист Кризисного центра «Комек» Данияр Жиенбаев также уверен, что вынужденная изоляция и последующая адаптация к школьным коллективам очень отразилась на психическом здоровье детей.

Стабильно высокий уровень суицидов в стране результат влияния нескольких факторов, отмечает руководитель кризисного центра.

  • Образование.

Целый год школьники провели дома на онлайн-обучении. Мы можем с уверенностью сказать, что большинство родителей не думали и об дополнительном обучении детей, о том, чем их занять в свободное время. Образно говоря, дети росли сами по себе бесхозно. Этот фактор тоже повлиял на психическое здоровье. Когда ребенок не занят дополнительными уроками, самообразованием, при этом в семье конфликт, выяснение отношений или если семья попадает в кредитную кабалу.

  • Экономические фактор

Пандемия обнажила экономическое состояние страны и народа. Кроме того, очень выросли случаи и суицидов, и семейно-бытового насилия. Финансовое положение сказывается на всей семье, на детях в особенности. Многие родители не хотят брать ответственность за детей, за их воспитание. То есть, можно сказать, что детей оставляют на второй план. Какие у них мысли, что они думают, многие родители этим казалось вещам не придают значения. О чем это говорит? Даже экономический, финансовый фактор влияет на психическое здоровье несовершеннолетних.

Данияр Жиенбеков уверен, что не только школьная программа, в большей степень важно участие отца и матери в жизни детей. Родителям разъясняют права, обязанности, которые они должны выполнять, именно как родители.

«Мы объясняем важность участия в жизни детей, разговоров с ними. Во многих семьях этого нет».

Вместе с тем, статистика неполная и это также является проблемой, убежден эксперт.

«На самом деле все знают, что статистика намного больше. Многие не заявляют. Почему? Например, если в организации произошел суицид, кто отвечает? Руководитель? Они не хотят брать ответственность за вот эти события. Кроме того, многие семьи сами скрывают такие факты», – сказал руководитель кризисного центра.

Причиной большого числа самоубийств среди детей и подростков Данияр Жиенбеков считает бездействие со стороны всех заинтересованных сторон:

«Вот это все бездействие, пандемия привела к тому, что мы перешли норму. Поэтому получается такое очень большое количество суицидов».

Такое мнение высказывают эксперты-психологи.

Редакция Ulysmedia.kz решила выслушать мнение педагогов старшего поколения, проработавших в школе десятки лет, чтобы понять, насколько часто за годы работы в школе, педагоги сталкивались с подобными случаями и какие еще могут быть причины того, что сейчас Казахстан занимает лидирующие позиции по числу детских суицидов.

ПЕДАГОГ 1

Ляззат Оспанова (имя изменено – прим.ред.), учитель истории в старших классах, со стажем 36 лет, большую часть из которых проработала в советской системе образования. Педагог давно на пенсии, но тем не менее знает обо всех изменениях в школьном образовании и о ситуации с детскими суицидами. Ляззат Оспанова согласилась побеседовать с нами и высказать свое мнение.

По словам педагога, в советское время, несмотря на отсутствие мобильных телефонов и социальных сетей, многие руководители школ, учителя друг друга знали лично. Потому что ежегодно участвовали в различных слетах учителей, августовских собраниях, других мероприятиях, проводили отпуска в одних санаториях и о многих ситуациях в других школах страны и области им было известно.

При этом, отмечает Ляззат Оспанова, ранее случаи суицида если и были, то очень мало и только среди взрослого населения.

Про случаи детских суицидов за все годы работы в школе учитель даже не слышала.

«Нет. Вообще не было. В свои годы я вообще такого не слышала. Таких случаев не было. Если бы такое было, какие-то слухи бы до нас доходили: вот в такой-то области, в такой-то школе, в интернате произошло. Но нет. Вообще не было. Редко, очень редко, мы услышим, что где-то, к примеру, жених бросил молодую девушку, она осталась с ребенком или в положении. И что-то потом с собой сделала. Или взрослые люди. Это да, редко, но такое было.  А так чтобы школьники, дети что-то делали с собой, да еще так часто. Такого точно не было. Нет, не было, что вы. 36 лет проработала в школе, такого не слышала».

Учитель считает, что сейчас дети вырастают очень чувствительными, не терпящими критику, и вина здесь есть и общества, и в первую очередь родителей.

«Сейчас детям ничего сказать нельзя. Раньше было мы их очень ругали. Наказывали, оставляли дежурить, мыть полы, например, после уроков. И все равно дети возвращались на уроки, как ни в чем не бывало. А после окончания школы, такие ученики всегда вспоминают своих педагогов, увидят где-то обязательно подбегают, тепло здороваются, с гордостью представляют, вот – это мой учитель. Поздравляют с Днем учителя, интересуются о здоровье и смеются, вспоминая школу и эти истории».

Педагог считает, что в сравнении с сегодняшним положением дел, ранее авторитет учителя был непререкаем.

«Если например, в сельскую школу приезжали учителя проводить собрание, это был какой-то ужас для детей. Все так боялись и уважали. Это, конечно, от окружения зависит, от общества, но от родителей зависит в большей степени. Сегодняшнее положение дел очень печально. У детей нет авторитетов. Ни учитель, а у многих, ни родители».

- Сейчас Казахстан занимает первые места по СНГ по числу суицидов среди детей. Может в этом есть вина школы или всей системы образования?

- Это правда, конечно, сейчас учителя загружены бумагами, в обществе поменялись ценности, поменялась и жизнь, но в большинстве виноваты родители. Я так считаю. Воспитание дает отец и мать в первую очередь. Но, не обиду многим, родители сейчас ведь вмешиваются, говорят вот учителя такие-сякие. Надо так делать и так. Хотя сами и ни дня не работали в школе, и не педагоги совсем. Хоть и плохо учатся, но своих детей защищают. Раньше учителей уважали. Их слова боялись. Идет где-то учитель они останавливались, пропускали. А сейчас что? Уважения нет к учителям. Каждую неделю закон новый выходит. Эти законы не успевают учителя осваивать. Хотя бы остановились бы, чтобы учитель мог сработаться. Нет. Каждый раз новые приказы, каждый раз новые указы. Это все ведь отражается и на детях тоже. И вот все время учителя, учителя - все учителя. Во всем виноваты учителя. Это не только учителя виноваты, бесконечные реформы, но и родители. Дети в семье получают воспитание, и уважение к учителю должно быть непререкаемо, родители должны это понимать. Это все не во вред ребенку. То что сейчас происходит – это пожинаем плоды реформ и вот такого отношения родителей к своим детям, и к педагогам. Вина родителей в этом немалая. Я не говорю про кого-то именно, во всем обществе так сложилось. 

ПЕДАГОГ 2

Эльмира Сарсенова (имя изменено – прим.ред.), учитель русского языка и литературы, со стажем в 34 года, согласна с мнением коллеги. На вопрос, почему сейчас по всей стране, случаи детских самоубийств перестали быть редкостью ответила, что у многих детей с детства нарушена психика и виноваты здесь и родители, и нынешние подходы к воспитанию.

 – Ну, во-первых, сейчас у многих детей психика нарушена. Здесь может и гаджеты виноваты, и соцсети. Нынешние дети не терпят критики совершенно. Учителю нельзя сказать слова ребенку. Раньше учитель поругал ребенка, родители считают законом. И спросят с ребенка. Перечить учителю - ни в коем случае. Тем более при детях. Сейчас родители приходят в школы, устраивают скандалы в классах. Пишут заявления во все инстанции – в прокуратуру, министерство, везде. Считают, что его ребенок, его чадо, никто не имеет права ему слова сказать. То есть своих детей вознесли до небес. Элементарно, учитель не может сказать ребенку – вытри доску. Он отвечает, вы не имеете права, вы используете детский труд, достают смартфоны, начинают снимать. Говорят, это нарушение прав детей, вы используете детский труд.

- Так все-таки вытирает доску?

- Учителя вытирают. Ладно, вот мы, старые волки, как говорится. Сказали ученику вытри доску, ребенок встал и вытер. А ведь молодых учителей совсем не уважают. Раньше дети генеральные уборки делали, субботники проводили, работали на участках летом. Никто слова не говорил.

- А сейчас разве  не так? 

– А сейчас дети не работают на участках, на участках работают учителя. Потому что буквально одного ребенка привлечешь, родители бегут писать заявления в прокуратуру, что используют детский труд. То есть, трудовое воспитание никакое. А труд еще ни одного ребенка не испортил. Он в том числе закаляет детей. Сейчас многие мальчишки не могут элементарно отличить штыковую лопату от совковой. Но ведь все эти мероприятия, субботники, пришкольные работы, это все и общение детей, и трудовое воспитание.

По мнению учителя, подобное отношение в большей части вредит детям: они вырастают обидчивыми, не терпящими никакой критики и если вдруг оказались в психологически сложных ситуациях, попросту не справляются. Нарушения психики педагог отмечает у многих детей.

- К примеру, не все родители могут купить своему ребенку смарфон последней модели. Из-за этого они обижаются. Наушники, гаджеты, смарфоны должны быть самые крутые. И если у него этого нет, он уже чувствует себя хуже других или изгоем в коллективе. Что у него родители не могут такого позволить.

- Сейчас все наслышаны о загруженности различными отчетами, которые сдают учителя. Как вы думаете если бы педагоги были менее загружены, и к примеру, если не учитывать реакцию многих родителей, критика в какой-то степени закаляет детей?

 – Вы знаете, хочу отметить, не все родители такие. Многие уважительны к учителям и воспитывают уважение к педагогам в детях. Но есть есть и те, кто совершенно недопустимо себя ведет, я считаю. Самое плохое, что все это происходит на глазах у детей. Конечно, много и не очень грамотных учителей. Что скрывать, есть и такие. Кроме того, что происходит в семьях, об этом мало известно. Мы знаем только, полная семья или нет. Благополучная или нет. Но и это не показатель.

По мнению Эльмиры Сарсеновой, все дети разные и причины детских суицидов могут быть разными. Но дело общества, родителей, школы, воспитать сильных духом людей, что практически невозможно, если пытаться чрезмерно ограждать ребенка, в том числе и от конструктивной критики. 

- Каждый случай индивидуален. Могут быть абсолютно разные причины в каждом отдельном случае. В каждом конткретном случае нет и не может быть какой-то одной виновной стороны. Где-то психика нарушена. К тому же дети тоже очень загружены. К примеру, в нашей школе у мальчика разведенные родители. Мальчика воспитывает отец. В ребенке я вижу потенциальные склонности навредить себе, что он в любой момент может на себя руки наложить. Я с ним разговариваю. Но ему абсолютно ничего не нужно, он абсолютно ни в чем не заинтересован, у него большая обида на родителей, что они когда-то разошлись. Когда сказала школьным психологам, они удивились. Оказывается, психологи все в курсе, потому что не первый день такое состояние, а идет еще с начальной школы. Когда я это озвучила они мне сказали, да было такое. А не дай бог, ты осторожно даже намекнешь родителям, что им надо обратить внимание на психологическое состояние ребенка, что вы. Родители закатят скандал и напишут заявления, что вот, мол, моего ребенка такой-то учитель, психолог вот так обозвал. Психологи боятся об этом говорить, боятся за свои места, боятся скандалов. Дело не в государстве, многое исходит от семьи.

- А что родители?

«А многим родителям колом в рот сейчас не попадешь. Вы что, скажи им, не дай Бог, чтобы они на состояние ребенка внимание обратили, да они во все инстанции напишут. Считают, что виновата школа, воспитанием должна заниматься школа, а дело родителей обувать и одевать и так далее. Но это работа не может быть односторонней. Здесь должны участвовать все стороны».

- Как вы думаете, бесконечные реформы в образовании как-то повлияли на ситуацию?

- Думаю, да. Допустим, сейчас смотреть на детей некогда, честно говоря. Учителя загружены бумагами и бесконечными отчетами/аттестациями, что им просто некогда. Например вчера, работала у школьника, который обучается на дому. Пришло сообщение отправить списки родителей, кто привит, кто нет. Потом сразу же через минут 15, списки у кого печи в доме есть, у кого нет. Потом чуть позже надо отправить семейное положение родителей: у кого отчимы, у кого мачехи, кто живет с бабушкой. И все это срочно, прямо сейчас, буквально. Кому эти данные нужны, кто их смотрит. Раз с нас требуют наверное, нужны. А ведь все это во время урока. Пусть и на дому. 

 - Если сравнить, как было раньше, загруженность у учителей и у детей была примерно такая же?

- В советское время мы в школу ходили с двумя документами. Это календарный план и поурочный план. Когда надо, мы проводили мероприятия школьные, классные часы, ходили в походы, пели песни, радовались жизни и так далее. Дети с удовольствием участвовали в мероприятиях. Дети росли в коллективе, не оставались один на один с проблемой. Сейчас этого нет ничего. У учителей бесконечная бумажная работа – сдать всевозможные отчеты, заполнить кунделик, СОРы, СОЧи, различные данные, и прочее до бесконечности. Тоже самое у детей. Они тоже загружены, многие стараются, участся. Кто-то нет. Например, мы провели мероприятие, классный час. И обязательно должны сделать фото, которое надо отправить в чат, подтвердить что провели. А если фото нет, значит, не проводили. Разработки сдаем. Конечно, это сдавать надо. Но дело в том, что классные часы сейчас мы проводим бесконечно. Плюс каждую неделю проводим технику безопасности, кто-то где-то упал, мы проводим, не дай бог, кто-то проверит, чтобы у нас все было. Поэтому честно говоря, на детей времени совершенно нет. Родители также многие загружены. Дети в большинстве своем остаются предоставленные сами себе. 

ПЕДАГОГ 3

Талгат Курмангалиев (имя изменено – прим.ред.), учитель физики, со стажем в 42 года, в прошлом директор алматинской школы, ныне на пенсии, высказался по поводу ситуации с самоубиствами среди несовершеннолетних. Учитель считает, что в разной степени в вина лежит и на нынешней системе образования, и на родителях, и на обществе в целом.

- Меня эта тема очень задевает. Мне кажется, общество тоже немного виновато в этом: сами себя, своих детей воспитываем так. Восхвалили своих детей, возвели в культ. Безграмотно. Бездумно. Раньше при Союзе как было? Детей ругали. К примеру, мои родители боялись в школу ходить, с учителем встретиться. Не дай бог скажут, что успеваемость снизилась. Это было все. Сейчас учителя сделали самым крайним, самым последним человеком. Над учителем просто издеваются. И СМИ эту тему мало освещают, не всегда правильно описывают. А сами учителя боятся скандалов, боятся гонений. Все говорят о правах ребенка, а права педагога - об этом никто не говорит. Поэтому и получается, даже если учитель увидит, что с ребенком что-то не так, большинство не скажут родителям. Потому что потом сами же останутся крайними.

Талгат Курмангалиев добавляет, что детей необходимо приучать к труду, к коллективному в том числе. 

 - Раньше был детский труд, четыре часа. Он был оплачиваемый. Я лично с удовольствием полол грядки где руками, где тяпкой. Я же на велосипед заработал! Сам. Какой был счастливый от этого! Один-два соклассника, которых освободили от летних работ, увидели велосипед, в следующее лето вышли все.

- А сейчас разве дети не работают на пришкольных участках?

- А сейчас летом, на школьном, пришкольном участке работают учителя. Скажешь ребенку принеси воду, если он с ведром где-то упадет, родители бегут в прокуратуру, пишут на учителя заявление.

- Вы думаете, в таком подходе в том числе, причина того, что дети вырастают очень чувствительными и страна сейчас стала одной из первых в регионе по детским суицидам?

- Да, конечно. Если ни в школе, ни в семье ребенка не приучают к труду, плюс родители не разговаривают, не общаются с детьми, не интересуются их учебой, считают, что воспитанием заниматься должна только школа, а с них только новые смартфоны. Родители только смотрят в Күнделiк, видят оценки и не спрашивают у ребенка, почему у тебя столько-то баллов. Они звонят учителю и высказывают претензии, а вы почему столько поставили моему ребенку. Он у меня был отличником в 20 веке, почему вы в 21 веке ставите ему тройку. Образно. То есть, потеряна грань, ее просто нет, которая раньше была. Конечно, не все родители такие. Может и гаджеты виноваты, и соцсети. Дети конечно многие не учатся. Кто-то из родителей признает это. А кто-то без зазрения совести может позвонить учителю и предъявить почему оценки такие. При том, что если оценки ниже, это должно стать для ребенка стимулом учиться лучше. Становление ребенка начинается в самом раннем детстве, в коллективе ребенок находится с детского сада. Потом школа. То, что сейчас происходит большая беда для всей страны. Цифры просто ужасают. Но раз такое проиcходит, значит надо кардинально что-то менять. Значит, мы идем по неверному пути. Система образования, подходы к воспитанию, надо менять. Или возвращаться к проверенной десятилетиями надежной системе советского образования, которая зарекомендовала себя во всем мире. Это всем известно. Как не критикуют сейчас советскую систему образования, именно воспитанники советской школы первыми в мире полетели в космос, победили смертельные вирусы. Оспа, цинга и так далее, много достижений, которые неизвестны нам. А дети тогда росли счастливыми и защищенными, таких цифр катастрофических не было. 

По единодушному мнению всех трех педагогов, все перечисленное, в том числе, привело к тому, что целое поколение детей столкнулось со сложностями, с которыми, на их взгляд, они справиться не могут. А значит, всему обществу предстоит большая, как подчеркнули педагоги, «работа над ошибками». 

Критическую ситуацию с детскими суицидами в Казахстане обсуждают на разных уровнях эксперты, правозащитники, общественные деятели. Однако число самоубийств среди несовершеннолетних продолжает расти. Предсмертное письмо алматинской школьницы, которое пользователи активно рассылают в мессенджере – напоминание, что непрожитая жизнь каждого ребенка – это трагедия всей страны. А пока с высоких трибун заявляют о принятых мерах по «решению вопроса», печальная статистика продолжает пополняться новыми историями детей и их сломленных судеб. 

Ранее в ЮНИСЕФ призвали национальные правительства и частный сектор обратить внимание на детей и подростков, и взять на себя обязательства по укреплению их психического здоровья.