Арест Павла Дурова во Франции в минувшую субботу «поставил на уши» весь мир. И дело тут даже не в личности задержанного, а в созданных им продуктах - мессенджере Telegram и криптовалюте TON, незаметно «завоевавших» пользователей из многих стран земного шара.
Не стал исключением и Казахстан, где на сегодня зарегистрировано более 8 миллионов активных пользователей. Сейчас в казахстанском сегменте интернета, как, впрочем, и везде, активно обсуждается самый насущный для юзеров вопрос: останется ли Telegram самой конфиденциальной площадкой для коммуникаций?
Этот же вопрос корреспондент Ulysmedia.kz адресовал президенту Интернет-ассоциации Казахстана Шавкату Сабирову.
Шавкат Умарович, на чем базируется конфиденциальность Telegram?
- Ситуация явно неадекватна, но, зная желание всех спецслужб мира добраться до Дурова, чтобы получить сертификаты безопасности от пользователей Telegram, предсказуема, - высказал свою точку зрения наш собеседник.
- И дело тут не в том, что, как высказываются во всех возможных чатах пользователи, что Павел может отдать «ключи» от своего мессенджера правоохранителям. Этот мессенджер работает по самым современным технологиям, использую свой собственный протокол шифрования, облачные сервисы и различные известные ранее технологии типа peer-to-peer, то есть, прямым соединением между телефонами двух пользователей.
Причем пользователям доступна опция, когда они могут отключить функцию peer-to-peer, так как она позволяет определить IP-адрес звонящего. Telegram использует технологии облачных сервисов таким образом, что разрешает нам пересылать информацию большого размера, тогда как WhatsApp накладывает ограничения на видео и картинки. Простыми словами, Telegram дает общую облачную среду, где все устройства способны работать между собой, позволяя искать информацию на различных каналах как в поисковой системе. Есть функция секретных чатов, где информация не хранится в облаке и удаляется сразу с устройств.
Вы хотите сказать, что доступа ко всему массиву информации в Telegram не существует? Тогда как модераторы получают доступ к запрещенному законом контенту и удаляют его?
- Для того, чтобы прочитать переписку двух конкретных пользователей, третье лицо должно получить сертификат безопасности одного из них. Впрочем, точно так же, как и для обычного компьютера. Поэтому, я полагаю, когда к Дурову обращаются за доступом, он просит конкретику – какой ID аккаунта, подтверждение противоправной деятельности и т.д. Поэтому запросы правоохранительных органов, как мне кажется, должны включать не имя пользователя, а ID. Наверняка, команда Дурова проверяет контент и видит, что там действительно присутствуют элементы, предположим, террористической деятельности, например, учат, как собирать бомбу, то он передает соответствующий доступ правоохранительным органам. Но сегодня, как известно, интересы правоохранительных органов выходят далеко за рамки терроризма. Сегодня многие вопросы стали политическими.
Вы связываете пристальное внимание западных правоохранителей к Telegram с нынешней геополитической обстановкой, противостоянием США и РФ, санкциями и войной в Украине?
- Очевидно, да. Думаю, сейчас западных правоохранителей больше всего интересуют «ключи» от аккаунтов российских граждан в связи с известными событиями. И в свете этого можно понять волнение пользователей мессенджера. Сегодня Telegram – единственная площадка, которая дает возможность спокойно и безопасно общаться, причем на разные темы. Попробуйте на Youtube что-то такое озвучить, что идет вразрез с политикой платформы. Например, в период пандемии ролики по COVID-19 жестко модерировались Youtube и тут же выдавался «страйк» - предупреждение о блокировке контента. Многие жалуются, что контент может блокироваться или резко уменьшаться количество просмотров по неизвестной причине. Вообще события 2022 года оказали негативное влияние на интернет-среду в Центральной Азии, снизилась индексация казахстанских сайтов, происходит пессимизация трафика и т.д.
Вы хотите сказать, что популярные западные соцсети ограничивают своих пользователей в Центральной Азии?
- Это факт. Если вы помните, в июне 2022 года Facebook неожиданно взял и уравнял количество подписчиков у всех пользователей - до 10 тысяч. А через месяц снова всем вернул. Но, как потом выяснилось, это, оказывается, они сделали для того, чтобы настроить все свои алгоритмы ограничения контента под 10 тысяч. Как мне кажется, это сделано в рамках борьбы с пропагандой. Практически все гиганты изменили свои алгоритмы в рамках своей борьбы с российской пропагандой. В Интернете стало работать намного сложнее и эффективность работы снизилась многократно.
Вы считаете, повальный переход казахстанских СМИ в Telegram связан именно с этим?
- Конечно. Сегодня Telegram – единственная площадка для размещения свободных медиа. Адиль Каукенов - казахстанский китаевед, в своем Telegram-канале написал, что, если сравнивать Facebook и Telegram, то разница будет не в пользу Facebook. Эта соцсеть легко удаляет посты без объяснения причин, заставляет платить, не дает посту распространяться. А в Telegram, считает Каукенов, его посты набирают 200 тысяч прямых просмотров. Если же посчитать тех, кто просто просмотрел без ссылок и репостов, то доходит до 1 млн просмотров – один пост. Вот поэтому все наши медиа сейчас в Telegram. Потому что реальное, грамотное продвижение в этом мессенджере дает миллионные охваты аудитории. КПД в Telegram и в традиционных соцсетях – несравним. Telegram сегодня серьезный конкурент как для интернет-гигантов, так и для правоохранительных органов.
Но ведь нельзя отрицать, что в Telegram достаточно много каналов - сомнительных и даже откровенно криминальных.
- Они есть, как и на любой площадке. Но если сегодня мы будем сравнивать службу модерирования контента, у Telegram она самая адекватная. Служба поддержки мессенджера отвечает молниеносно. Там сидят живые люди, которые реагируют, вникают, разбираются в каждом конкретном случае. Конечно, есть криминальные каналы в Telegram, они не будут избегать такой инструмент для общения. Но борьба с ними, как борьба с карманными ворами, которые существуют десятки лет. Это борьба уже стала будничной, ежедневной, огромной работой. Но преимущества мессенджера при этом не падают, а возрастают. Адекватность службы модерирования в Telegram очевидна.
Арест Дурова может привести к изменению Telegram и приведению его к единому знаменателю с западными соцсетями, такими как Facebook, Insagram?
- Вряд ли. Я думаю, Дуров не отдаст доступ к своему детищу никому. Если бы это произошло, ему пришлось бы «похоронить» свои миллиарды, которые он заработал и зарабатывает на этом мессенджере. Это очень большой риск. И потом, Дуров с первого дня, когда только создал ВКонтакте, всегда был независимым. Но всегда находил компромисс. Компромисс находят все службы мира, попытки «наехать» никогда не приводили ни к чему хорошему. Многие страны находят общий язык с ним. Некоторые страны, например, ОАЭ, инвестировали в его платформу около 200 млн долларов, и Дуров получил гражданство в этой стране. Думаю, они начнут серьезную борьбу за Павла, потому что он для них представляет очень большой коммерческий интерес. И плюс они вряд ли хотят, чтобы их контент попал в чужие руки.
В азербайджанских телеграм-каналах сегодня активно разгоняется слух о том, что под давлением США Дуров был арестован еще в Азербайджане, а затем на его же частном самолете перевезен во Францию. Как вы считаете, это может быть правдой?
- Если честно, то не знаю. Может быть, эта конспирологическая схема имеет под собой основания, но может быть и нет. Павел точно знал, что во Франции объявлен в розыск, знал, чем может закончиться его поездка в эту страну, и все равно полетел на своем частном самолете в Париж. Почему? На этот вопрос мы пока не знаем ответа.
Чем может закончиться история с арестом Павла Дурова? Ведь она уже приобрела политический оттенок.
- Этот вопрос стал сразу политическим, как только он оказался один на этом поле. Но, думаю, миллиардеры такого уровня в тюрьму так просто не садятся. Примеров в мире достаточно. Одного пытаются посадить за изнасилование, другого за неуплату налогов. Там правят другие правила, это другой мир. Как вижу, сегодня на стороне Дурова практически все, и будем надеяться, что конфликт разрешится благополучно – и для него, и для пользователей Telegram.