Правовой пикантности делу Токмади, вернее его попытке выйти по УДО, добавил приезд в Алматы американского следователя. Луи Фри - бывший директор ФБР США возглавлял группу американских криминалистов, привлеченных к расследованию убийства Ержана Татишева. Он считает, что еще в 2017 году доказал, что банкира в 2004 году «заказали» и утверждает, что случись подобное в США, Муратхан Токмади провел бы за решеткой всю оставшуюся жизнь. В интервью главному редактору Ulysmedia.kz Самал Ибраевой господин Фри заявил, что выстрел в банкира не был спонтанным – у убийства была большая предыстория.
Как вы считаете, почему дело об убийстве банкира стало перманентным и какие силы влияют на то, чтобы вывести Токмади, которого суд назвал убийцей, из-под удара.
- Мне сложно давать оценку казахстанской судебной системе и приговору Токмади. Но исходя из своего опыта как агента ФБР, прокурора и судьи, могу сказать, если бы члену организованной преступной группы, который совершил убийство за четыре миллиона долларов, для того, чтобы захватить банк, был бы вынесен приговор на десять с половиной лет, – американцы были бы шокированы.
Дело Токмади нельзя рассматривать как дело только одного человека, потому что он член очень крупной и могущественной организованной преступной группы, лидером которой является Аблязов. Это не одно дело, а дело группы людей, замешанных в одном общем преступлении. Ему заплатили четыре миллиона долларов за убийство — два миллиона долларов до убийства и два миллиона долларов после него. Аблязов пообещал ему, что, когда он возьмет банк под свой контроль, у них появится возможность украсть огромные суммы денег из банка. И я думаю, что Токмади верил, что, в случае ареста, ему поможет избежать тюрьмы группа Аблязова.
Какое впечатление на вас произвела информация об условно-досрочном освобождение осужденного Муратхана Токмади. Это УДО стало причиной вашего визита в Казахстан?
- Конечно, я приехал из-за этого – не понимаю, как можно разрешить досрочное освобождение в этом деле? Я не хочу быть слишком критичным к вашей правовой системе, однако давать свободу человеку, который стал наемным убийцей за четыре миллиона долларов, – это мне непонятно. Напомню, цель убийства заключалась в том, чтобы захватить крупный банк и украсть еще шесть миллиардов долларов. Затем, во время суда, Токмади подкупил одного из полицейских, чтобы изменить доказательства, которые помогли бы ему выйти на свободу. А затем пытался сбежать из тюрьмы – я не могу себе представить, что при таких обстоятельствах можно даже подумать о досрочном освобождении. Он же не был образцовым заключенным, так какой смысл выпускать досрочно того, кто пытался сбежать из тюрьмы? На мой взгляд, это совершенно нелепо.
На какие факты опирается ваша уверенность в том, что он должен сидеть в тюрьме?
- Кроме признания самого Токмади, что он подкупил сотрудников правоохранительных структур, есть и другие доказательства его виновности. К примеру, то, что была подделана экспертиза оружия, из которого убит Татишев. Выстрел не мог быть случайным, как преподнес первый казахстанский эксперт - это ружье Sauer 12 калибра, оно не может выстрелить случайно. Кто-то очень тщательно подпилил два штифта в механизме спуска - а это лучшее доказательство того, что Токмади действительно кого-то подкупил, чтобы доказать, что выстрел был случайным, а не преднамеренным.
Он отсидел из положенных 10,5 – 8 лет. Вы считаете, это недостаточно суровое наказание?
- Какой сигнал УДО Токмади дает организованной преступной группе? Ее лидер Аблязов - беглец, заочно осужденный в Казахстане. Теперь из тюрьмы выпускают убийцу, которого он нанял. То есть ОПГ отправляет сигнал, что она получает какие-то преимущества, может опять собраться и совершать новые преступления. Глава ОПГ - могущественный преступник, глава организованной преступной группы, у него хватило ума, чтобы избежать ареста в течение многих лет и даже помогать членам своей группировки, таким как Токмади, я очень надеюсь, что ваш закон не позволит отказаться хотя бы от попытки его наказать. Если в Казахстане этого не произойдет, то это будет суицидальным посланием для всей правовой системы вашей страны.
Аблязов сегодня себя представляет в роли оппозиционера действующей власти. Экстрадировать из Франции его не удалось, как вы думаете, почему он смог убедить правосудие Франции в своей невиновности?
- Он подал заявление на получение убежища во Франции - на что каждый имеет право. Но он не выиграл это дело. Французский суд не одобрил его просьбу о предоставлении убежища. Поэтому, я думаю, что он может быть экстрадирован в Казахстан, где, кстати, он уже был осужден за убийство. На мой взгляд, ваш президент и правительство должны оказать максимальное давление на Францию, чтобы вернуть его, и я верю, что французское правительство когда-нибудь это сделает. Я считаю, что у Казахстана есть престиж и хорошая репутация, чтобы требовать возвращения уже осужденного преступника. Я не думаю, что правительству следует колебаться - оно должно продемонстрировать важность этого дела и вынести это дело на рассмотрение Соединенных Штатов для получения помощи, потому что это дело хорошо известно и у нас.
В США смогли бы решить этот вопрос?
- В США экстрадиции могут занимать 10, 15 и 20 лет. Нет ничего необычного в том, что потребуется много лет, тем более, если у обвиняемого есть деньги и время на адвокатов, чтобы бороться против экстрадиции. Также стоит заметить, что для ФБР нет разницы, кто преступник - Осама бен Ладен, который убил 2000 человек за один день, или педофил, который насиловал ребенка 50 лет назад – такие дела не закрывают. Мы считаем, что этот человек должен быть привлечен к ответственности. И если даже следователи выходят на пенсию, им на смену приходят новые и берут дело в свои руки. Мы постоянно читаем о серийных убийцах, о людях, которые убили 10 женщин 40 лет назад, и наконец-то были привлечены к ответственности благодаря ДНК-экспертизе или новому свидетелю.
Имя Мухтара Аблязова появилось в нем спустя 13 лет. Известно, что Генпрокуратура провела новое расследование только после неожиданного признания Токмади о заказе Аблязова.
- Токмади - это подручный, он киллер. В Голливуде его бы назвали классическим мафиозным киллером. Он не управляет организацией, поэтому я считаю, что будут и другие дела. Я думаю, что босс, которого мы называем «крестным отцом» — Аблязов - должен быть привлечен к правосудию и арестован, и я не могу представить, чтобы какой-либо судья дал ему десять с половиной лет за организацию и контроль над такой опасной преступной организацией. Поэтому, я думаю, что будут еще дела. И я был готов дать показания в суде. Адвокаты Токмади могли бы задать мне любые вопросы, судья может задать мне любые вопросы, и мы надеемся, что результат будет правильным в отношении жертв. А жертвы здесь не только семья Татишевых – весь народ и система правосудия Казахстана.
Сколько бы пришлось сидеть Токмади, если бы его судили по законам Соединенных Штатов?
- Обычно это зависит от преступления. За убийство можно получить пожизненное заключение, за подкуп государственного чиновника и препятствование правосудию - еще 10 лет, за ложь следователям - 5 лет, за попытку побега из тюрьмы - 5. За то, что он был наемным убийцей, могут добавить еще 20 лет. Так что я бы потерял счет, сколько лет он мог бы провести в американской тюрьме. В Соединенных Штатах, в таком деле, если адвокат подаст заявление о досрочном освобождении, судья может фактически сделать выговор адвокату за подачу совершенно неуместного ходатайства.
Дочь Токмади Зере Шакерхан на своей странице в Инстаграм опубликовала месседж, в котором утверждает, что родственники погибшего Татишева требуют у бизнесмена Токмади 20 млн долларов. Она заметила, что это говорит не о политической, а о коммерческой составляющей. Как вы это можете прокомментировать?
- С моей точки зрения, это похоже на пропагандистскую кампанию со стороны дочери. Кто-то должен попросить ее предоставить доказательства этого соглашения. Есть ли бумажный документ, текстовое сообщение или свидетель? Было бы интересно посмотреть, что она представит, если вообще что-то представит для подтверждения своих слов. Это кажется довольно экстремальным заявлением, но, если у нее есть доказательства, она должна их предъявить. В социальных сетях, наверное, можно говорить что угодно, но в суде нужны доказательства. Судье не показывают скриншот из соцсети – ему нужны факты.
Брату убитого банкира пришлось за справедливостью обращаться к президенту Токаеву. В США это возможно?
- В уголовной системе любой страны есть несправедливость. У нас в Соединенных Штатах есть люди, обвиненные в преступлениях, которых они не совершали, но не смогли себя защитить. У вас совсем другой случай - организованная преступная группа убила главу банка, чтобы ограбить его на шесть миллиардов долларов, которые потом правительство возвращало клиентам банка. Это исключительный случай. Неважно, кто эти люди на самом деле, это классическое дело убийства по РИКО и организованной преступности, которое может подорвать национальную безопасность. Так что это историческое дело, которое поможет суду и президенту сделать Аблязова и Токмади примером и показать людям, что этого больше никогда не повторится. Я не могу предсказать будущее и не знаю, какое решение примет судья. Я, конечно, все еще готов быть свидетелем и, если суд пожелает, мог бы сделать еще один 24-часовой перелет в город Алматы. Надеюсь, судья внимательно изучил мой аффидевит (ред.: письменные показания). На мой взгляд, отсрочка решения - это скорее знак для отказа в УДО. Но это только мое мнение как бывшего судьи.
Полную версию интервью смотрите на YouTube-канале Ulysmedia.kz.
Напомним, экс-директор ФБР Луи Фри приезжал в Казахстан в связи с новыми обстоятельствами в деле убийства банкира Ержана Татишева, вернее, по делу об условно-досрочном освобождении Муратхана Токмади.
Господин Фри возглавлял ФБР с 1993 по 2001 год. Затем основал юридическую компанию Freeh Sporkin & Sullivan (FSS) и следственную фирму Freeh Group International Solutions (FGIS).
Семь лет назад родственники Татишева привлекли Луи Фри к расследованию его убийства. FSS и FGIS получили доступ к следственным документам и к данным о мошенничестве Мухтара Аблязова после смерти Татишева в БТА Банке. Когда будет поставлена точка в этом резонансном деле, пока неизвестно - рассмотрение прошения Токмади об УДО суд города Конаев перенес на 6 сентября.