Бездымный реванш, или Как Philip Morris International будет сокращать число курильщиков

Курманов Байтас

Недавно компания Philip Morris International заявила, что через 10-15 лет некоторые страны полностью откажутся от сигарет. Ulysmedia.kz решил разобраться, как люди с никотиновой зависимостью смогут справиться со своими пагубными привычками.

По информации Philip Morris International бездымные продукты берут реванш на рынках. Уже сегодня 72 процента из 36 миллионов пользователей бездымных продуктов глобально отказались от обычных сигарет. В некоторых городах и странах присутствие бездымных продуктов превысило ожидания, например, в Токио и Вильнюсе более половины продаж приходятся на нагреваемый табак. Пересмотрели предпочтения в Швеции и Новой Зеландии. К слову, в Швеции курить стало не модно, по статистике распространенность курения составляет всего 5,6%. Это произошло благодаря тому, что правительство поставило цель стать страной, свободной от табачного дыма, к 2030 году, и сейчас активно поощряет курильщиков переходить на бездымные альтернативы.

Мы решили выяснить, какие перспективы у жителей нашего региона, и поговорили с Томаззо Ди Джованни, вице-президентом “Филип Моррис Интернешнл” по коммуникациям.

В Казахстане и других странах Центральной Азии доходы населения ниже, чем в Японии и Новой Зеландии, и устройства нагревания табака большинство курильщиков считают слишком дорогими. 

   - Действительно, цена может стать барьером из-за необходимости приобретать устройство. Однако табачные стики обычно имеют ту же цену, а то и ниже, чем обычные сигареты. Поэтому в долгосрочной перспективе пользователь нагреваемого табака больше экономит, чем если бы он продолжал курить сигареты. Мы стараемся предоставить широкий выбор продуктов для потребителей с любым бюджетом. К примеру, в Европе можно найти бездымные продукты, стоимость которых варьируется от 10 и до 130 евро. Также не последнюю роль в доступности бездымной продукции играет государство. В северной части Англии, где люди зарабатывают намного ниже остальных регионов, правительство решило субсидировать электронные сигареты. Также государство может применить дифференцированный подход к налогообложению в зависимости от степени вреда. Так, самая вредная форма табачных изделий – сигареты, может стать дороже продуктов, снижающих риски. 

У бездымной продукции тоже есть противники. Как складывается ситуация в других странах? 

  - Есть много случаев, когда группы противников вводят людей в заблуждение. Мы точно знаем, что есть организации, финансируемые американскими частными группами интересов, которые делают это систематически. Не будем их называть, но они есть в США, в Великобритании и в других странах, включая те, где у населения низкие или средние уровни дохода. Их цель – создать дезинформацию о бездымных продуктах и принять запретительные меры. И это вредит дебатам вокруг альтернатив, потому что их данные не основаны на фактах.

В прошлом месяце компания ФМИ опубликовала результаты 2-летнего клинического исследования по воздействию нагреваемого табака на здоровье по сравнению с сигаретами. Не могли бы вы рассказать о ключевых результатах? 

  - Это исследование подтверждает выводы прошлых исследований о том, что переход от сигарет к нагреваемому табаку помогает улучшить показатели здоровья. В этот раз мы изучили эффект от перехода в течение 2 лет, и нам необходимо продолжать исследовать изменения в здоровье людей, перешедших от сигарет к СНТ, в долгосрочной перспективе.  Кроме того, у нас есть подтверждения от других независимых исследований, что бездымные продукты снижают риски заболеваний, связанных с курением. 

Несмотря на это, некоторые исследователи и антитабачные активисты говорят, что использование систем нагреваемого табака может привести к астме и другим респираторным заболеваниям. Как ФМИ может ответить на такие заявления? 

  - Нагреваемый табак, электронные сигареты и другие бездымные продукты намного лучше сигарет. Но это не означает, что они безвредны. Они всё ещё несут риски, но эти продукты нацелены на курильщиков, которые ищут менее вредную альтернативу. 

Компания поставила цель по достижению 40 миллионов пользователей к 2025 году и 2/3 дохода от бездымной продукции к 2030 году. Насколько вы близки к этой цели? 

  - К этому времени нам удалось добиться хороших результатов: более 36 миллионов пользователей бездымной продукции и 30,8 миллионов нашего лидирующего продукта IQOS. Уже к концу 2023 года чистый годовой доход от IQOS превысил Marlboro. Поэтому мы уверенно идём к цели 2030 года, более того, 40 стран представляют, как минимум, половину нашего дохода от бездымной продукции. 

Когда будет применено регулирование бездымной продукции как менее вредной по всему миру?

  - Во многих странах такой подход уже используется. Можно привести пример Новой Зеландии, США, Греции и Италии. В Чехии и Португалии законодательство уже идёт в этом направлении. Стакан наполовину полон, и мы хотим заполнить его полностью. Я думаю, это то, на чём мы должны сосредоточиться: убедиться, что все страны последуют их примеру.